Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное занятие «Бой под Легедзино» (9 класс, глухие дети). Конспект с презентацией

План-конспект внеклассного занятия «Бой под Легедзино» (9 класс, глухие дети)
Автор: Бестик Ирина Викторовна, воспитатель, КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание. Данный конспект внеклассного занятия будет полезен учителям и воспитателям коррекционных школ-интернатов для детей с нарушениями слуха. Внеклассное занятие познакомит учащихся среднего звена с неизвестной страницей истории Великой Отечественной войны – последнем боем пограничников и их служебных собак с фашистами 30 июля 1941 года. Способствует формированию интереса подрастающего поколения к истории ВОВ.

Вид деятельности: беседа с элементами чтения.
Направление воспитательной работы: воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание.
Цель воспитания в соответствии с концептуальными основами воспитания: формирование патриота и гражданина с рациональным и эмоциональным отношением к родине, потребностью к усвоению и соблюдению законов государства и общества, противостоящего политической, правовой и антикоррупционной беззаконности, готового противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.
Цели занятия:
- познакомить учащихся с одним из малоизвестных эпизодов Великой Отечественной войны – бой под Легедзино;
- расширить кругозор учащихся о подвигах советских пограничников и их служебных собак в первые дни войны;
- дать оценку уникальному бою с исторической точки зрения;
- формирование интереса к изучению истории Великой Отечественной войны, гордости за своих прадедов, победивших фашизм;
- развивать слуховое восприятие и речь учащихся во время беседы.
Оборудование: мультимедийная презентация, видеоролик «ВОВ. Бой под Легедзино. Участие собак на войне», карточки, таблички.
Речевой материал: пограничник, служебная собака, смертельная схватка, подвиг, бой под Легедзино, братская могила, неизвестные страницы войны.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
- Можете садиться. Сейчас будем слушать и говорить.
Работа за экраном.
- Как ты слышишь?
- Какое сегодня число?
- Какой сегодня день недели?
- …, спроси у соседа, какое внеклассное занятие у нас будет?
- Что мы будем делать перед беседой?
- Какой дежурный звук?

Речевая зарядка
Дежурный звук «П»
ПА ПО ПЕ ПИ ПУ ПЯ ПЮ
ПА_МЯТЬ
ПО_ГРА_НИЧ_НИК
ГРУП_ПИ_РОВ_КА
ПО_БЕ_ДА

2. Вводная беседа
- Прежде чем мы начнем беседовать, ответьте на вопросы.

Мозговой штурм
- Какой праздник мы будем отмечать в начале мая?
- Сколько лет исполняется в этом году победе советского народа над фашизмом?
- Сколько лет длилась война?
- Сколько советских граждан погибло в годы войны?
- Какая дивизия была сформирована в городе Петропавловске в годы войны?
- Назовите героев-североказахстанцев.
- Молодцы! Сегодня я вам расскажу об одном уникальном бое, который произошел 30 июля 1941 года. В конце занятия вы ответите на вопрос, чем это бой советских пограничников и фашистов уникален? Тема нашего занятия «Бой под Легедзино».

3. Основная часть
Работа с текстом. Чтение учащимися стихотворения Александра Журавлёва «Бой под Легедзино».
Легедзино, окраина села.
Война. Фашисты шли, как на параде.
Здесь в сорок первом Армия легла,
Оставив повесть о погранотряде.

- Почему фашисты шли, как на параде?
- Советская армия была не готова к войне. Имела слабое вооружение, по сравнению с немецкой армией. Советские солдаты отступали, и немцы в первые дни войны быстро занимали города и села.

Рассказ воспитателя
- Шел 1941 год. По приказу Гитлера, 8 августа Киев должен быть взят. В Киеве немцы хотели провести парад своих войск, на который собирался приехать Гитлер и Муссолини. К месту основного удара в район Умани, Легедзино, Подвысокого был брошен 22 полнокровные дивизии, включая элитные части СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и 49-й горнострелковий корпус.
У села Легедзино южнее Киева батальон пограничников с собаками прикрывал отход штабных частей Уманской армейской группировки.

Прочтение стихотворения
Черкащина, равнинные бои
Растёрли в пыль «слепую оборону».
Войска сдержать лавину не смогли.
Колокола готовы к перезвону.
Тут на пути германского катка
Поднялись в рост зелёные петлицы.
Эх, как ты, жизнь, ничтожно коротка!
За Родину!.. И покатились фрицы

- Кто такие «зелёные петлицы»?
- Пограничники.
- Почему пограничников так называли?
- Потому что у них была форма зелёного цвета.

Рассказ воспитателя
30 июля 1941 г. пограничники с собаками приняли свой последний бой. Во время этого боя пограничный отряд уничтожил много фашистов и 17 танков. Но силы оказались неравными, закончились боеприпасы. Последним резервом обороняющихся был кинологический отряд со 150 служебными собаками. У каждого проводника было по нескольку овчарок, которые за все время боя не подали голоса, хотя их за 14 часов ни разу не кормили, не поили. Когда враги бросились на позиции, командир батальона Филиппов
приказал спустить всех служебных собак.

Работа со стихотворением
Неравный бой. Застава полегла.
Пятьсот бойцов погибло в жаркой драке.
А тут иного быть и не могло...
Но на врага вдруг ринулись собаки...
Сто пятьдесят родных служебных псов
Шли в контратаку, в лоб, не зная страха.
А бег их был прекрасен и суров.
Эх, тяжела ты, шапка Мономаха!

- Почему бой был неравный?
- Потому что пограничники сражались против элитных частей немецкой армии, против танковой дивизии.
- Почему в бой ринулись собаки?
- Они выполняли приказ.

Рассказ воспитателя
Зрелище было ужасное: собаки бросались на стволы и, даже умирая, в предсмертных судорогах вгрызались в немецкие глотки. Ужас, крики, вопли истекающих кровью, порванных в клочья немецких солдат! Противник обратился в бегство. Спасли немцев подоспевшие танки, с брони которых они стали расстреливать еще живых пограничников и собак.

Работа со стихотворением
Сто пятьдесят собак порвали полк
Непобедимой вражеской пехоты.
Всё понимая, выполнили долг
Бойцы резерва из хвостатой роты.

- Можно ли назвать это подвигом? Почему?

Рассказ воспитателя
В этом бою погибли все пограничники, ни один из них не сдался в плен. Раненые и оставшиеся в живых овчарки улеглись рядом со своими погибшими проводниками. Многие так и погибли – немецкие солдаты пристреливали каждую овчарку. Чудом уцелевшие умерли от голода и ран.
Немецкое наступление было остановлено на этом участке фронта на два дня. Благодаря этому бою, было задержано наступление на Киев и удалось вывести советские войска.
Местные жители похоронили погибших пограничников и их собак в братской могиле на месте боя.
Местные жители, прячась от фашистов, выдирали из красноармейских книжек фотографии погибших, чтобы потом опознать героев.
Несмотря на присутствие немецкой оккупационной администрации и отряда полицаев, пол села мальчишек с гордостью носили зеленые фуражки погибших пограничников.
Сегодня известны лица лишь двух погибших пограничников — лейтенанта и старшины. Их имена и фамилии неизвестны.

В 1955 году останки пограничников и собак были перезахоронены возле сельской школы, где сегодня находится братская могила.

Работа со стихотворением
Река - Синюха, памятник, цветы.
Две стелы рядом - людям и собакам.
А на полях - прогнившие кресты,
Холмы врагов, покрывшиеся мраком.

- Почему пограничников и собак похоронили в одной братской могиле?
- Почему автор называет «холмы врагов, покрывшиеся мраком»?

Рассказ воспитателя
9 мая 2003 года был открыт памятник героям-пограничникам и их служебным собакам. Это единственный в мире памятник человеку с ружьем и его верному другу - собаке. Такого памятника больше нигде нет.

Прочитайте надпись на памятнике героям-пограничникам и собакам.

«Остановись и поклонись. Здесь в июле 1941 года поднялись в последнюю атаку на врага бойцы Отдельной Коломыйской пограничной комендатуры. 500 пограничников и 150 их служебных собак полегли смертью храбрых в том бою. Они остались навсегда верными присяге, родной земле».

У подножия памятного знака пограничнику находится надпись: «Родят хлеба на поле боя. Весну приносят журавли. Да всё ж душа кричит от боли за тех, кто вечно здесь лежит».

У подножия памятного знака служебной собаке написано: «Воспитанные пограничниками они были верны им до конца».

4. Итоговая часть
- О чем мы беседовали?
- Возле какого села произошел бой пограничников и фашистов?
- Когда произошел бой под Легедзино?
- Чем уникален бой под Легедзино?
- Почему неизвестны имена героев-пограничников, погибших в этом бою?
- Бой под Легедзино является единственным в мире рукопашным боем людей и собак с фашистами. Благодаря ожесточенному сопротивлению пограничников наступление на Киев было остановлено на 2 дня. Остатки штабных частей Уманской армейской группировки смогли без потерь отойти к линии фронта.

Хоть до границы сотни вёрст,
Но тут с тех пор поставлен пост —
Перед объятым тишиной пшеничным полем.
Стоят вдвоём в тени берёз
Солдат ПВ и верный пёс
У монумента тем прославленным героям.


Рефлексия
- Понравилась тебе наша беседа?
- Что нового ты узнал (а) на занятии?
- Что тебя впечатлило больше всего?
- Хочешь ли ты еще познакомиться с неизвестными страницами истории ВОВ?
Презентация на тему: Бой под Легедзино

Рекомендуем посмотреть:

Ораниенбаумский плацдарм. Оборона Ленинграда МП ДКБФ Виртуальная экскурсия для школьников «Партизаны Великой Отечественной войны»

Похожие статьи:

Стихи о войне 1941-1945 для школьников 7-9 класса

Стихи о войне 1941-1945

Маршак «Почта военная»

Симонов «Сын артиллериста»

Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

Участник №3 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 марта по 30 мая 2021 года
Классный час "Тайна имени" с презентацией, 9 класс | Квест игра «Военная тайна» для школьников 9 класса с презентацией
Опубликовано: 1366 дней назад (27 марта 2021)
Просмотров: 1150
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!