Консультация для воспитателей ДОУ "Структура игры"
1. Наличие мотива
Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства.
Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда
взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо
учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.
Сущность игры заключается в том, что она представляет собой исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.
Характерная черта игры в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив каждого действия заключен не в получении результатов, а в самом процессе его выполнения.
В игре впервые открываются отношения, существующие между людьми. Ребенок начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав.
Дети приучаются к дисциплине, соблюдая определенные правила игры.
В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. В игре ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью, а также может замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной.
Мотивация представляет собой движущую силу, которая придает смысл и направление активной деятельности. Подавляющее большинство детей хорошо откликается
на 4 основных вида игровой мотивации:
1. Игрушке нужна помощь. Педагог рассказывает об игрушке, которой требуется друг. Дети обычно охотно спешат помочь сказочному персонажу, который попал в беду. Такая ситуация вовлекает их в решение интеллектуальной задачи: они ищут выход из ситуации. Если у куклы сломался домик, ребенок строит новый дом. Если у медведя болит живот, малыш пытается его вылечить. Подобная игра учит помогать, заботиться, защищать.
2. Взрослому нужна помощь. Воспитатель говорит, что собирается что-то сделать, однако одному ему будет трудно справиться с этим делом. Дети любят делать что-то вместе со старшими, им приятно помогать и получать одобрение. Нравственное воспитание в таких заданиях должно соответствовать возрасту, не следует заставлять его оказывать помощь взрослому.
3. Научи взрослого. Педагог просит ребенка научить его что-то делать. Малышам нравится чувствовать себя умелыми и знающими, поэтому формирование мотивации происходит естественным образом.
4. Сделай предмет для себя. Стремление трудиться развивается уже в 1-2 года, а в 3-4 года дети напрямую связывают отношение взрослых к ним со своими достижениями. Им нравится демонстрировать результат собственного труда. Если предмет, который педагог предложит сделать, заинтересует ребенка, малыш охотно начнет искать пути решения поставленной задачи.
Мотивация у детей дошкольного возраста должна носить комплексный характер, иначе она не будет эффективной. Каждый ребенок нуждается в стимулирующей обстановке и уверенности в себе.
2.Наличие цели
Игровые цели не являются постоянными - по мере развития ребёнка меняется характер целей; от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинить свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя стоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способность установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
3. Средства реализации
Для реализации своих целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими
1. Знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребёнка.
2. Способы действия с определёнными предметами в определённых жизненных обстоятельствах.
3. Нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке. О полезных и вредных действиях людей.
4. Планомерные действия
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, планировать свою игровую деятельность
Игры планируются заранее. Определяется задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал) Также продумывается организация • проведения игры.
5.Результат
1. Более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, о их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях.
2. Формируются товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей.
3. Развиваются наблюдательность и память, внимание, мышление, воображение, воля.
4. Глубокая эмоциональная удовлетворённость детей самим её процессом.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей от 1 до 5 лет «Семейные увлечения»
Напольная игра «Рыбалка» для детского сада своими руками
Мастер-класс. Изготовление колец для жонгляжа
Музыкальные и ритмические игры для детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ
Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет
Развивающая игра в подготовительной группе детского сада
Игры с мячом для детей 5-6 лет дома с родителями