Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Мой телохранитель – язык»
Автор: Писарева Наталья Валерьевна, воспитатель МАДОУ №272 г.Ростов-на-Дону.
Назначение: данный материал будет полезен воспитателям детских садов.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект НОД по разделу «Познай самого себя» для детей 5-7 лет.
Цель: способствовать становлению осознанного понимания личной ответственности за своё здоровье.
Задачи:
Образовательная:
- закреплять общие понятия детей о том, что такое человек,
- конкретизировать и систематизировать элементарные представления детей о внешнем виде и охранительных функциях органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.
Развивающая:
- развивать образное и логическое мышление.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к своему организму.
Материалы: кукла в медицинской одежде Айболит или плакат с изображением Айболита, плакаты или картинки с изображением сердца, легких, глаз, ушей, языка.
Активизировать словарь: названия органов чувств, «телохранитель».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель сообщает детям о том, что к нам в гости приехал доктор Айболит (игрушка или плакат).
Воспитатель (выступает от имени Айболита):
- дети, как вы бережёте своё здоровье и как вы боретесь с врагом своего организма – микробами? Знаете ли, что такое человек? Сейчас мы с вами об этом и поговорим. Человек – это сложный организм. Он состоит из отдельных органов. Каких?
Дети:
- сердце, легкие, глаза, уши, желудок (перечисляю все, что знают).
Воспитатель:
- каждый орган выполняет свою определенную работу. Когда мы читаем или рассматриваем книгу, нам помогают?...
Дети:
- глаза.
Воспитатель:
- когда вас зовёт мама, вы её слышите, вам в этом помогают?...
Дети:
- уши.
Воспитатель:
- позволяют нам вдыхать и выдыхать воздух?...
Дети:
- легкие.
Воспитатель:
- а сердце наше работает как насос, оно перекачивает кровь. Как видите, каждый орган выполняет свою работу. У каждого человека имеется пять органов чувств. Они сообщают человеку, что его окружает, и предупреждают об опасности. Это – глаза, нос, уши, язык, кожа. Дети, я предлагаю вам разучить
физ. минутку про некоторые органы чувств:
Бережем глаза и уши,
Чтобы лучше видеть слушать,
(круговые движения возле глаз и ушей)
Кожу тоже бережем –
С мылом моем, чисто трем!
(дети имитируют движения купания)
А потом идем гулять,
Бегать, прыгать и скакать!
Свежим воздухом дышать!
(дети выполняют движения согласно тексту)
Воспитатель:
- давайте вспомним, с помощью какого органа мы видим различные предметы, различаем свет и темноту?
Дети:
- с помощью глаз.
Воспитатель:
- что нам помогает ощутить – холодно или тепло у нас в группе?
Дети:
- кожа.
Воспитатель:
- Кожа – орган осязания. А с помощью какого органа мы различаем горькую пищу и сладкую?
Дети:
- язык.
Воспитатель:
- Язык – орган вкуса. Все эти пять органов чувств являются «телохранителями» нашего тела. Сейчас мы с вами познакомимся поближе с одним из этих «телохранителей».
Послушайте загадки, которые вам приготовил доктор Айболит:
1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык)
2. Живёт в домике за крепким белым забором. (Язык)
Воспитатель:
- правильно, это язык. Как вы думаете, зачем нам нужен язык?
Дети отвечают.
Воспитатель:
- а где живёт язык?
Дети:
- во рту.
Воспитатель:
- да, рот – это домик языка. Язык – это охранник. Почему его так называют?
Дети отвечают.
Воспитатель:
- Он стоит на посту и всех входящих на вкус пробует. На нашем языке находятся мелкие пузырьки, в этих пузырьках есть мелкие вкусовые сосочки. С их помощью мы различаем вкус пищи, которая попадает к нам в рот. А как вы думаете, если бы у нас не было вкусовых сосочков и мы не чувствовали что мы едим – мы и тогда бы любили одну пищу больше, чем другую?
Дети: ответы и предположения.
Воспитатель:
- Посмотрите на картинку, где нарисован язык. Кончик языка помогает нам определить сладкое, корень языка – горькое, а боковые части чувствуют кислое. Значит, язык нам нужен, для чего?
Дети: ответы и предположения.
Воспитатель:
- Язык является органом вкуса, с его помощью мы различаем пищу на вкус. А как вы думаете, если бы не было языка, мы могли бы разговаривать?
Дети:
- нет.
Воспитатель:
- правильно. Язык нам нужен не только для того, чтобы определять пищу на вкус, но и говорить. Но у некоторых ребят бывает ленивый язычок или непослушный. Он не хочет хорошо и быстро двигаться. Зарядка нужна не только нашему телу, но и непослушному языку, чтобы он хорошо работал, и все звуки произносил чётко. Давайте сделаем с вами зарядку для язычка.
Упражнение 1.
Кончик языка – к носу вверх, вниз к подбородку (5-6 раз).
Упражнение 2.
«Часики» - вправо, влево язычком.
Упражнение 3.
«Болтливый язычок».
Воспитатель:
- а для чего нужна слюна?
Дети:
- помогает глотать пищу.
Воспитатель:
- правильно, слюна смачивает пищу и помогает её проглатывать. Но она ещё и санитар. Она уничтожает вредные микробы. А как микробы попадают к нам в рот?
Дети:
- через грязные руки, немытые фрукты и овощи.
Воспитатель:
- что нужно делать, чтобы не было микробов?
Дети:
- мыть руки, не брать в рот грязное, чистить зубы, полоскать рот.
Воспитатель:
- ну, вот мы и рассказали доктору Айболиту о том, что мы знаем о своих органах чувств и как нужно бороться с вредными микробами.
Доктор Айболит прощается с детьми и дарит им диск с одноименным мультфильмом.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Бумага своими руками»
Конспект познавательно-развлекательного досуга в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Музыка»
Конспект НОД по формированию математических представлений в подготовительной к школе группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему «Путешествие по сказке Колосок»