Автор: Третьякова Ольга Николаевна, старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 8 «Рябинушка» город Димитровград
Назначение: материал будет полезен педагогам дополнительного образования, вос-питателям, предназначен для дошкольников 5 – 7 лет.
Цель: формирование знаний о свойствах воды.
Задачи:
Закрепить навык детей решать ребусы путем перестановки букв в соответствии с цифрами.
Развивать мышление, речь, логику.
Подвести детей к пониманию значения воды в жизни на земле.
Закрепить понятие о ресурсах.
Познакомить детей с такими свойствами воды как поверхностное натяжение, вес и сила.
Дать элементарные представления об источниках загрязнения природы, познакомить с экологически неграмотным поведением человека, которое привело к необратимым по-следствиям, научить понимать необходимость бережного отношения к природе.
Формировать умение детей представлять себя в качестве кого-либо или чего-либо в проблемной ситуации и рассказать о себе от его имени. Создавать условия для развития эмпатии по отношению к объектам нерукотворного мира.
Учить делать выводы в ходе опытов и экспериментов.
Материал: картины с изображением рек, морей, озер. 2 бутылки с отверстиями, ста-кан с водой, игла, пинцет, макет вулкана, тазы для воды. Выставка книг, в которых есть упоминания о воде.
Раздаточный материал: карточки с изображениями маленьких человечков, предметы для игры «Тонет, не тонет» (пенопласт, ткань, мех, металлические и деревянные предметы, бумага, пластмасса).
Видео материал: сюжет о возникновении воды, сюжет о некоторых известных свой-ствах воды, отрывок из мультфильма «Ух ты, говорящая рыба».
Ход занятия:
Загадать загадку: В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять … (вода)
Просмотр видеосюжета о возникновении воды
Мы с вами сегодня продолжим знакомство со свойствами воды. Но сначала мы вспомним те свойства, с которыми мы уже знакомы. Итак, назовите мне те свойства воды, которые вы уже знаете
• Вода жидкость, её можно переливать из одной емкости в другую
• Вода может принимать любую форму
• Вода прозрачная, если в воду опустить что-нибудь, это будет видно.
• Вода не имеет запаха
• Вода не имеет вкуса
• Вода может быть жидкой, твердой, газообразной.
Мы с вами читали много книг, в которых вода упоминается в том или ином состоянии. Я буду загадывать вам литературные загадки, а вы будете показывать мне карточку с тем состояние воды, которое упоминается в сказке.
Итак, слушайте внимательно:
• Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала и велика!»
• Как пустился я по улице бежать, прибежал я к умывальнику опять,
Мылом, мылом, мылом, мылом, умывался без конца,
Смыл и ваксу и чернила, с неумытого лица.
• Старик посадил старухину дочь в сани, повез её в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
• Ой вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые домой, я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком, окачу вас кипяточком,
И вы будете опять, словно солнышко сиять.
• Но вот перед ними море, бушует, шумит на просторе,
А в море высокая ходит волна, сейчас Айболита проглотит она.
• Там котлы уже кипели, подле них рядком сидели кучера и повара, и служители двора.
• А в лицо ему ветер, и снег, и град: «Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит, и лежит на снегу: «Я дальше идти не могу».
• Не пей, Иванушка, козленочком станешь!
• Сам, подумай, заставляет искупаться мне в котлах,
В молоке и двух водах: как в одной воде студеной,
А в другой воде вареной, а вода, слышь, кипяток.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Давайте с вами еще вспомним, какие слова произошли от слова вода
• Водяной, водный, подводный, водолаз, водопад, водопой, водянистый, водичка.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Ты часть, я целое». Я буду называть объ-ект, а вы другие его части. Итак,
- Я – море (я скала, я берег, я река, я ручеек, я капелька, я соль, я коралл, я акула и т.д.)
Устали? Давайте немного отдохнем:
Физкультминутка: К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре, вот так славно мы умылись.
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брасс, одной рукой – это кроль,
Все как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Как вы думаете, откуда вода стекает в море?
• Из рек и ручейков, с гор.
А где берут основание реки и ручейки и почему вода не может течь в другом направ-лении?
• Земля выше воды, если бы она была ниже, то была бы под водой.
Правильно, я хочу вам показать опыт.
Опыт с двумя бутылками. Вода имеет вес, она давит на стенки и дно бутылки. Поэто-му, из отверстий расположенных на разной высоте она вытекает с разной силой. А там где отверстия на одном уровне, она течет с одинаковой силой.
1 - ребенок: Совершенно непонятно, почему вода течет
Сверху вниз, а не обратно, так, а не наоборот
Совершенно непонятно, почему трава растет,
Снизу вверх, а не обратно, так а не наоборот.
Совершенно непонятно, что такое свет и тень
В общем, есть о чем подумать, если думать вам не лень.
Посмотрим на нашу модель вулкана, здесь есть ручеек, вода которого стекает с вер-шины горы. Если я поднимаю воронку выше, струя бьет сильнее, если ниже, то напор воды меньше.
Итак, мы с вами выяснили, что вода имеет вес и силу.
Просмотр видеосюжета о свойствах воды
А теперь давайте проведем еще один эксперимент на ваших столах стоят тарелочки с предметами. Как вы думаете все ли предметы утонут, если их опустить в воду?
• Дети высказывают свои предположения.
Давайте проведем эксперимент и узнаем правильно ли вы думаете.
А что не утонуло?
• Дерево, пенопласт, бумага
Какие предметы утонули?
• Железо, ткань, пластмасса
Как вы думаете все ли железные предметы тонут?
Хотите я покажу вам фокус и попробую доказать, что не все железные предметы то-нут? Опыт с иголкой. Как вы думаете, почему железная иголка не утонула?
• Предположения детей
Посмотрите внимательно на стакан с водой, вода выходит за край стакана, и видно, что она готова вот-вот вылиться, её поверхность выпукла, но что-то её держит. Это явление называется поверхностным натяжением. Это как - бы «кожа» у воды. Благодаря по-верхностному натяжению иголка и не упала вниз. Вы все знаете жука-водомерку, мы не раз наблюдали за ним. Так вот этот жучок может перемещаться как раз благодаря по-верхностному натяжению.
Как вы думаете, если я накрою стакан с платком и переверну его, вода из него выль-ется?
• Да
Посмотрим. Опыт с платком. Это еще один пример поверхностного натяжения воды.
Давайте поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы слушайте внимательно, если вы будете согласны со мной, то отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья»
- Кто из вас купается, спортом занимается?
- Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
- А кто любит закаляться, водой холодной обливаться?
- И ещё один вопрос, кто себе не моет нос?
Молодцы!
Ребята, я предлагаю вам разгадать ребусы. Ваша задача прочитать, что у вас на кар-точке написано, а затем подойти к другому столу, найти изображение этого живого су-щества и поместить его на одной из полочек, группируя их по признаку, изображенному на карточке символе (рыбы, птицы, жители водоемов).
Ребята скажите, как можно одним словом назвать эти группы? (рыбы, водоплавающие птицы, жители рек и морей). Ребята, а какая из этих групп совсем не может обходиться без воды?
• Рыбы, они погибают, если их вытащить на воздух.
Просмотр отрывка из мультфильма «Ух ты, говорящая рыба»
Ребята вода нам приносит много пользы, её нужно беречь, а не загрязнять, экономить, а не безрассудно расходовать. Слова рыбок, это крик природы, это слова обиды на лю-дей, которые не защищают природу, а вредят ей.
Давайте представим, что каждый из вас, это частичка воды. Скажите о своих ощуще-ниях, что вы чувствуете и отчего вам может быть плохо и хорошо.
Плохо:
• Воду загрязняют
• Не экономят
• Хулиганят с водой
• Сбрасывают в воду мусор, грязные вещества
Хорошо:
• Проливаться дождем, умывать деревья, траву, улицы
• Сыпать снегом и радовать детей снежными забавами
• Таять весной и журчать от пригревающего солнышка
• Тушить пожары
• Утолять жажду у всего живого
2 - ребенок: В природе путешествует вода, она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед, растает – и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся, дождем обернется
Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь:
Нас окружает везде и всегда Эта волшебница – наша вода.
Молодцы ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали, узнали много нового, позна-комились с новыми свойствами воды. На этом наше занятие закончено. Спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД в старшей группе. Свойства воды
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада
Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию. Изучение свойств воды