Интегрированное коррекционно-развивающее занятие во 2 классе по теме "Моя семья"
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью.
Воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью процесса воспитания образовательного учреждения. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие «Моя семья» призвано передать детям знания, направленные на формирование их духовности и нравственности и осуществляется через содержание программного и дидактического материала, а также самой организацией занятия.
Цели:
Коррекционно - образовательные:
1. Обобщение и систематизация представлений о семье и членах семьи.
2. Совершенствование навыка составления рассказа по картинке.
3. Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие коммуникативных навыков и речи.
2. Развитие общей моторики.
3. Развитие и коррекция психических процессов - мышления, внимания, памяти.
4. Расширение активного и пассивного словаря.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитание интереса к самостоятельной деятельности.
2. Воспитание любви и бережного отношения к своей семье.
3. Формирование навыка ориентировки в семейных отношениях.
Оборудование: презентация «Моя семья», сюжетная картинка «Семья», карточки-задания для индивидуальной работы, мячи по количеству обучающихся.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог - психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы будем говорить о самом главном, самом важном, о том в чем человек нуждается ежеминутно.
Учитель - логопед: Ребята, запишите буквами, появившуюся на слайде цифру (появляется цифра 8).
Разделите слово «восемь» на слоги и запишите последний слог. К этому слогу добавьте справа букву Я. Прочитайте получившееся слово.
(дети читают слово: СЕМЬЯ).
Учитель - логопед: А что означает это слово?
(предполагаемые ответы детей: семья – это родные люди, живущие вместе)
Да, сегодня мы будем говорить о самых дорогих, родных и любимых людях, о семье.
Педагог - психолог:
Психогимнастика «Страусиное яйцо»
Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем, для этого вам нужно внимательно слушать и выполнять мои инструкции. Сделайте три глубоких вдоха и закройте глаза. Положите руки на колени и держите их так, как будто в руках находится небольшой мяч.
Представьте, что вы держите в руках красивое белое страусиное яйцо, в котором растет будущий птенец. Страусиха доверила его вам на время, пока она ищет корм. Сделайте глубокий вдох и полный вдох и почувствуйте, как яйцо согревается в руках. Уже недолго осталось до того момента, когда вылупится птенец.
Вы можете подарить бедующему птенцу немного любви, тихо поговорить с ним. Возможно, скажете, что он в безопасности, а когда он вылупится, то станет прекрасным маленьким страусенком.
Я буду изображать маму страусенка и подойду к каждому из вас. Когда я дотронусь до руки, осторожно отдайте мне яйцо, и я поблагодарю вас за то, что вы его сохранили.
Не открывайте пока глаза, вспомните о людях, которые дали вам ощущение защищенности.
2. Основная часть.
Учитель-логопед: Каждый член семьи всегда присутствует в наших сердцах. Кто эти люди, отгадайте?
Кто любимей всех на свете?
С кем всегда смеются дети?
Кто поможет в трудный час,
Согревая сердцем вас?
На вопрос ответим прямо:
Это – наша ... (мама)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно ... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша ... (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый ... (дед)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он – старший ... (брат)
Есть у мамы с папой дочь –
Поиграть я с ней не прочь.
Очень милая девчонка -
Моя старшая ... (сестренка)
Учитель - логопед: Вы можете рассказать о своих близких? Подберите нужные слова, пользуясь схемой.
(работа с индивидуальными карточками-заданиями)
Моя мама (какая?) - ________, _________, _________ . (добрая, любимая, красивая, очаровательная и т.д.)
Мой папа (что делает?) - _________, ________, ________. (помогает, поддерживает, советует, играет и т.д.)
Моя бабушка (кто?) - ________, ________, ________. (друг, советчик, помощник и т.д.)
Мой дедушка (какой?) - ________, ________, ________. (пожилой, мудрый, сильный и т.д.)
Учитель - логопед: (работа с сюжетной картинкой)
Как вы считаете, можно ли считать семьей людей, изображенных на картинке?
(ответы детей)
Составьте рассказ по картинке, пользуясь предложенной схемой:
Кто изображен в левом верхнем углу?
Чем занят папа?
Кто изображен в левом нижнем углу?
Что она делает? Для кого?
Кто изображен в правом верхнем углу?
Чем занята мама? Для кого она готовит ужин?
Кто изображен в правом нижнем углу?
Что он делает? Почему?
Кто находится в центре картинки?
Что она делает?
Кем она приходится бабушке и дедушке?
А кем она приходится для мамы и папы?
Почему вы так думаете?
Это семья? Почему?
3. Динамическая пауза «Корабль»
Педагог – психолог: Члены семьи - это единая команда, в которой все приходят на помощь друг к другу. Представьте, что ваша семья должна отправиться в далекое путешествие на корабле, но трап корабля сломан. Ваша задача помочь каждому члену семьи попасть на этот корабль. Подайте свою руку каждому последующему члену семьи и преодолейте препятствие.
(дети выполняют задание)
Молодцы вы справились с заданием, теперь проходите на свои места.
Педагог – психолог:
Игра «Правда это или нет»
Ребята, предлагаю поиграть в игру. Если то, что я говорю верно, то вы хором говорите «да», а если нет, хором отвечайте «нет».
Семья – это родные и любимые люди.
Семья – это я.
Бабушка и дедушка – это мои родители.
Я – сын мамы и папы.
Мои родители могут быть младше меня.
Моя сестренка младше меня.
Всем людям нужна семья.
Учитель - логопед: Слово семья достаточно древнее. В словаре – семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Попробуйте подобрать к слову «семья» родственные слова (семьянин, семейство, семейный).
Словарь: Семьянин - человек, обладающий качествами, необходимыми для семейной жизни.
Семейство - то же, что семья.
Вставьте в предложения пропущенные слова (семья, семьянин, семейный).
У нас большая и дружная … (семья).
Мой старший брат женился и стал … (семьянином).
Мы бережно храним ….(семейный) фотоальбом.
Педагог – психолог: Работа со сказкой «Притча о счастье»
Как вы считаете, ребята, сколько человек может насчитывать одна семья?
(предполагаемые ответы детей: три человека, пять человек и т.д.)
Правильно, бывают маленькие и большие семьи, а я вам расскажу об очень большой семье. Слушайте: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
(На слайде появляются слова: понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба)
Педагог – психолог: Запомните, ребята! Семья, в которой есть понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь и дружба – настоящая семья.
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Педагог-психолог: Наше занятие подошло к концу, вы хорошо занимались, научились в команде справляться с поставленными трудностями, узнали что такое настоящая семья и какими качествами должен обладать каждый член семьи. А сейчас давайте поблагодарим каждого участника нашего занятия аплодисментами.
Итак, начинаем. (Педагог подходит к кому-нибудь из детей и дарит свои аплодисменты. Затем они вместе выбирают следующего участника занятия, который также получает уже двойную порцию аплодисментов. Тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.)
Молодцы, до новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия для 2 класса
Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушенным интеллектом
Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект коррекционного занятия для 3 класса на тему: Зима
Похожие статьи:
Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса
Конспект открытого логопедического занятия, 2-3 класс
Конспект индивидуального логопедического занятия для воспитанников 2 класса. Звук и буква Л
Методическая разработка урока – киностудии по письму на тему: «Большая буква в именах людей и кличках животных»