Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Творчество Сабитова Наримана

О фортепианном творчестве Н. Сабитова
Творчество Н. Сабитова (1921 – 1971), одного из видных композиторов республики, сыграло важную роль в становлении башкирского фортепианного искусства. С его именем неразрывно связано развитие большинства жанров национальной фортепианной музыки, в том числе крупных и малых ее форм.
Как композитор, Нариман Сабитов обогатил башкирскую музыку рядом значительных произведений, явившись основоположником жанров инстру- ментального концерта, камерно-вокального цикла и цикла фортепианных прелюдий, балета на современный сюжет, оперы и балета для детей.
Нариман Гилязевич Сабитов родился 2 января 1925 г. в Казани, в теат-ральной семье. Большим знатоком и любителем народного искусства был его отец, актер драматического театра. В его исполнении в домашних концертах звучали прекрасные мелодии башкирских и татарских народных песен. Традиционным было в семье Сабитовых прослушивание пластинок с записями опер русских и зарубежных композиторов, посещение кон¬цертов и спектаклей. Возможно, что эти незабываемые впечатления детства во многом определили особую любовь и привязанность компо¬зитора к искусству театра, ярко выраженную театральность его музы¬кального мышления (17, 177).
Любознательного, жизнерадостного, озорного мальчишку Наримана с шести лет начинают учить игре на фортепиано. «Мы, мальчишки, сопротивлялись, как могли, иногда со слезами упрашивали отпустить с музыкальных вечеров нас – меня и моего брата Науфаля – на улицу поиграть со сверстниками. Сейчас я благодарен отцу за то, что он подружил нас с классикой», – вспоминал Нариман Сабитов. (см. 7).
Получив начальное музыкальное образование в детской музыкальной школе № I г. Уфы (ныне носящей его имя), Сабитов продолжил его в Московской консерватории.
Как отмечает Бикчентаев (башкирский советский писатель, заслуженный работник культуры РСФСР), Нариман с первых же дней учебы в классах консерватории сочетает учебу с посещением концертных залов, где звучит симфоническая и камерная музыка. Его любимой аудиторией становится Большой зал Московской консерватории, куда он ежедневно проникает всеми правдами и неправдами.
В семь часов утра открывались двери консерватории, а Нариман был уже у порога, а вечером он последним уходил из консерватории. Вот это трудолюбие, умение мобилизовать свои силы для штурма знаний будут лучшими спутниками Наримана и в дальнейшей его жизни. Отлично окончив башкирское отделение Московской консерватории, он без экзаменов переводится на основной курс композиторского отделения консерватории. Все годы он как отличник учебы получает стипендию имени Петра Ильича Чайковского. Он учится одновременно и на факультете симфонического дирижирования у преподавателя В. С. Смирнова и оканчивает его по классу доцента И. Д. Дружинина (см. 7).
По возвращении в Уфу все последующие годы (1953-1971) он совме¬щал композиторскую деятельность с дирижерской, не покидая дирижерского пульта в Башкирском театре оперы и балета. Сабитов активно вошел в музыкальную жизнь республики и стал одним ив самых работоспособных музыкально-театральных и общественных деятелей, без живейшего участия которого не проходило ни одно значительное событие в музыкальной и культурной жизни республики.
Г. Ахмадеева условно делит творческий путь композитора на три периода: ранний (1944 – 1953), центральный (1954 – 1965) и зрелый (1965 – 1971). Ранний период творчества был связан с годами обучения в Московской консерватории. В эти годы композитор тяготеет к инструментальным жанрам, в которых опыт создания миниатюр и крупных циклических форм сочетается с поиском в области национального музыкального языка, тематизма.
Уже первые сочинения Сабитова несли на себе заметные черты яркой творческой индивидуальности: интерес к танцевальным жанрам, опору на интонационный пласт башкирских и татарских песен и танцев, преобладание лирического начала. Необходимо отметить и стремление молодого композитора к субъективной лирике и героике (17, 178).
В фортепианном наследии Н. Сабитова особенно важное место занимает жанр прелюдии. Обращение к жанру прелюдии в эти годы не было случайным: в 30-40-е года в советской музыке наблюдается всеобщий интерес к этому жанру. В эти годы появляются прелюдии Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, К. Караева и др. В этот период, как отмечает известный исследователь фортепианной музыки А. Алек¬сеев «Необычайно емким и богатый традициями жанр прелюдии открывая пе¬ред композиторами просторы для творческих поисков» (1, 35).
«Двенадцать прелюдий» ор. 1 композитор написал в годы учебы в Московской консерватории (1944 г.) и, будучи одним из первых его произведений вообще, они отражают еще не вполне сформировавшийся почерк автора. Прелюдии во многом пестры и неоднородны в стилевом отношении. В то же время те произведения цикла, в которых композитор претворил народно-национальные черты, и сейчас стоят наряду с лучшими сочинениями башкирской фортепианной музыки.
В 40-е годы жанр «кыска-кюй» с присущей ему скерцозностью все более захватывает творческое воображение композитора, и это особенно заметно в «Четырех прелюдиях для фортепиано» ор. 18. Для построения тематического материала в трех прелюдиях этого опуса Сабитов использовал структуру, ти-пичную для многих танцевальных наигрышей. Здесь нужно подчеркнуть со-вершенствование творческого почерка композитора. В прелюдиях ор. 18 четче становится форма. Все пьесы цикла построены по принципу контрастного сопоставления тематического материала.
Наряду с интенсивным развитием сочинений малой формы, в 40-50-х го-дах в башкирской фортепианной музыке появляются первые сочинения крупной формы: сонатина и баллады Н. Сабитова. Три баллады для фортепиано возникли как отклик на героическую борьбу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Здесь композитор опирался на традиции башкирских исторических песен, в большинстве которых раскрываются образы героев-батыров.
Как указывает доктор искусствоведения Н. Ф. Гарипова, в балладах Н. Сабитов уже более смело использует богатейшие возможности инструмента, его различные регистры: вводит элементы крупной техники, типичные для произведений композиторов – романтиков (аккорды, октавы, далекие басы в аккомпанементе).
Первыми работами в освоении принципов вариационности, сонатности в создании крупных форм явились циклы «Семь вариаций» (ор. 2, 1945), «Десять вариаций» (ор. 7, 1949) и «Сонатина» (ор. 5, 1947) для фортепиано. Эти сочинения были своего рода лабораторными опытами, свидетельствовавшими о поисках «точек соприкосновения» монодийной традиции и европейской профессиональной музыки. В вариационных циклах Сабитова можно усмотреть сходство с принципами формообразования в полижанровых по своей природе народных песнях. Своеобразные микроциклы возникают в чередовании смежных вариаций, объединяющихся по принципу «песня-танец» аналогично процессу проникновения признаков разнородных жанров в куплетную двухчастную форму народных песен – отмечает Г. Ахмадеева.
Одночастная сонатина, написанная в 1947 году, содержит в каждой теме национально-характерные черты. Композитора все больше привлекают образы мирной жизни. В создании тематического материала композитор использует принцип контраста. Он достигается не только тональным сопоставлением (ре мажор – си минор), но и фактурными приемами.
Возрастание в послевоенные годы интереса к симфонизму в национальной музыкальной культуре создало благоприятную почву для развития жанра инструментального концерта. Первым сочинением этого жанра явился скрипичный концерт Н. Сабитова (1951), а в 1958 году им же написан одночастный концерт для фортепиано с оркестром. Своим жизнерадостным, оптимистическим тонусом музыка концерта внесла свежую струю в фортепианное искусство Башкирии тех лет.
В начале 60-х годов башкирская фортепианная музыка вступает в новый этап своего развития. Основой прогресса фортепианного искусства республики стало, в первую очередь, более объемное отражение действительности, а также освоение музыкантами современной техники композиции и новых жанров.
Важным импульсом к развитию башкирской фортепианной музыки послужили процессы, происходившие в советской музыке 1960 – 1970-х годов. В это время ведущей становится тенденция, характеризующаяся более глубоким отношением композиторов к фольклору. Происходит одновременно заметное обогащение интонационной и ладовой сферы сочинений, а также гармонической и ритмической сторон.
Одним из первых в фортепианном искусстве Башкирии на эти веяния от-кликнулся своим творчеством Н. Сабитов. В 60-х годах им написаны два цикла пьес: «Пять прелюдий» ор. 42 и «Семь наигрышей» ор. 47. Следует отметить, что интонационный строй тем прелюдий и наигрышей в основном остается в пределах пентатоники. Композитор заботится о более современном их гармоническом оформлении.
В 1960 – 1970-е годы возрастает в национальной музыке роль остинато, получившего большое распространение в композиторской практике XX века. Расширяется выразительная сфера органных пунктов. Гомофонно-полифоническая фактура с использованием двойных педалей, свойственная оркестровой музыке, придает произведениям Н. Сабитова черты оркестральности, а также объемность и масштабность звучания (см. 11).
Проявление оркестральности в фортепианных сочинениях объясняется в некоторой степени тем, что 1960-е годы в творческой биографии композитора становятся годами наиболее плодотворной работы в области симфонической музыки для балета. Именно в эти годы Сабитов завершает принесшие ему признание и известность балет «Люблю тебя, жизнь», сюиты из балетов «Горный орел», «Гюльназира» и другие. Поиски композитора в области симфонической музыки сыграли определенную роль и в симфонизации фортепианных произведений.
Завершая анализ фортепианного творчества Н. Сабитова, следует подчеркнуть, что вклад композитора в развитие фортепианного искусства Башкирии значителен. Он обогатил его новыми идеями, образами, жанрами, приемами, чем и способствовал ускорению развития башкирского фортепианного искусства.
«С полным правом можно говорить о фортепианном творчестве Н. Сабитова как об особом явлении в башкирской музыкальной культуре, сформировавшем свой стиль, индивидуальный почерк и сочетавшим национальные традиции с достижениями европейской профессиональной композиторской школы», – подчеркивает Н. Ф. Гарипова.
В целом фортепианное творчество Н. Сабитова во многом определило дальнейшее развитие жанра фортепианной миниатюры. Расширение вслед за этим жанровых границ и диапазона стиля в индивидуальной творческой работе башкирских композиторов не смогло поколебать главной, заложенной в истоках тенденции к связи с национальными народными традициями.
Эмоциональный тонус фортепианных произведенй Сабитова отличается особой жизненной силой, оптимизмом. В любом жанре фортепианного искус-ства в центре внимания композитора стоит образ сильного духом, волевого человека (7, 36).
Сабитов – композитор, умеющий чутко вслушиваться в тенденции современности, и в этом смысле его художественный мир был открыт для пере-осмысления новых достижений в сфере композиторской техники. Он посвятил много сил изучению башкирского фольклора, нередко используя в своих сочинениях народные темы в качестве цитаты. В таких случаях народная песня обогащалась ритмическими преобразованиями, новыми для неё оркестровыми приёмами развития, расцвечивалась благородной тонкой гармонией, что помогало выявить её внутреннее величие и динамизм.
Творчество видного башкирского композитора и театрального деятеля Наримана Гилязовича Сабитова получило широкое признание в республике и за ее пределами. Его балетная и симфоническая музыка звучала в различных городах страны: Москве, Ленинграде, Астрахани, Волгогра¬де, Ижевске, Казани, Севастополе, Тюмени, Челябинске и др. Многие вдохновенные станицы творческого наследия композитора стали нацио¬нальной классикой и на протяжении нескольких десятков лет прочно входят в концертные программы ведущих мастеров музыкального искусства Башкортостана, Татарстана и других национальных республик.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе Андрей Рублёв. Биография Конспект урока-проекта по МХК, 9 класс Методические рекомендации по составлению рабочего листа к уроку МХК

Похожие статьи:

Конспект урока МХК в 6 классе

Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом

История развития башкирской музыки | Мотивация учебной деятельности и ее формирование в начальной школе
Опубликовано: 2621 день назад (19 сентября 2017)
Просмотров: 5365
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!