Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы, 7 класс. Поэма Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая»

Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины, 7 класс
Тема урока: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины».
Цель урока: познакомить с поэмой русские женщины; создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.
Задачи:
1) формировать навык анализа произведения, умения выделять главное через анализ поступков героев;
2) создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины; способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма; развивать речь учащихся, умение размышлять на заданную тему;
3) воспитывать чувство уважения к женщине, способной совершить самоотверженный подвиг во имя любви.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
- Помните у Н.Некрасова:
«Есть женщины в русских селеньях
С покойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт, будто солнцем осветит,
Посмотрит – рублём одарит!»
- Это отрывок из поэмы «Мороз-красный нос», в которой Некрасов восхищается обыкновенной крестьянкой - русской женщиной. Тема женщины – одна из главных тем в творчестве поэта.

2. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из поэмы «Русские женщины». (Запишите тему урока)
- Как вы думаете, о чем эта поэма? О каких женщинах?
- Русская женщина, она какая? Охарактеризуйте русскую женщину с помощью прилагательных и запишите их в тетради.
- Вот видите, вы не читали ещё поэму, а уже смогли описать главную героиню поэмы «Русские женщины». Кто же она? Откройте учебник и посмотрите, о ком у нас сегодня пойдет разговор.
- Открыв первую страницу, читаем название «Княгиня Трубецкая». Кто же эта женщина? (читаем сноску внизу). Есть и вторая часть поэмы, которая называется «Княгиня Волконская». Она тоже рассказывает о судьбе женщины, последовавшей в Сибирь за мужем-декабристом. В истории этих женщин называют – декабристками.
- Кто такие декабристы, что мы о них знаем?
- Что вы знаете о восстании декабристов?

3. Историческая справка (проектная технология).
Выступление учащегося (предварительная подготовка)
14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю Павловичу (Николаю I). Для нового императора, однако, этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков, а также некоторые участвовавшие с ними в заговоре гражданские (или, как тогда говорили, «статские») лица позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, то есть, по понятиям того времени, опорой самодержавия и сторонниками крепостного права, без которого жизнь российского дворянства казалась немыслимой. Но они выступили за ограничение самодержавия (то есть неограниченной власти монарха ) и введение конституции (то есть основного, обязательного для всех закона, в котором бы четко оговаривались права граждан и на основе которого бы действовала новая система государственного устройства), а также за ликвидацию крепостного права. Выйдя на площадь, эти, большей частью молодые люди (мало кому из них было больше тридцати лет), показали, что лучшие представители просвещенного русского общества могут подняться над эгоистическими интересами своего сословия и думать о благе всего народа.
Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Начались расследование и расправа. Пятеро заговорщиков были казнены, многие отданы в солдаты и отправлены на Кавказ, огромное число сослано в Сибирь в каторжные работы. Заключенных лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицы, а также всех званий и почестей.

Демонстрация фрагмента телефильма В.Мотыля «Звезда пленительного счастья» (Казнь декабристов)
- Как поступили жены декабристов, которых отправили на каторгу?
На Руси это издавна чтимо,
Что, наверное, в нашей крови,
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви
- От чего, ради чего отказывались дамы светского общества, отправляясь вслед за мужьями в Сибирь? (от богатства, роскоши; ради любви и верности)
- “...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней под холодной лунной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К.Д. Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.).
- Сегодня вместе с княгиней – героиней поэмы- мы отправляемся в дорогу.

4. Работа с текстом.
1) Выразительное чтение I части поэмы учителем. Вопросы:[/i]
1. Кто является главной героиней первой части?
2. С кем прощается княгиня Трубецкая?
3. Как провожает ее отец?
4. Что говорит ему на прощанье героиня поэмы?
5. Что узнаём мы о ней и её жизни до печальных событий?
Учитель. Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных?
Задание: Перечитайте строфы I–III и найдите главные слова, которые нам это объяснят.
Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:
Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись — я дочь твоя!..
На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.
- Кто она такая княгиня Трубецкая? Неужели ей стало плохо в родном доме, что она пускается в долгий и опасный путь? (сообщение о Е.И.Трубецкой)

5. Историческая справка (проектная технология).
Трубецкая Екатерина Ивановна (21 ноября 1800 — 14 октября 1854, Иркутск) — урождённая графиня Лаваль. Жена декабриста С. П. Трубецкого. Последовала за ним в Сибирь Дочь французского эмигранта, члена Главного правления училищ, позднее — управляющего 3-й экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел Ивана Степановича Лаваля и Александры Григорьевны Лаваль . Екатерина и её сестры ни в чем не нуждались и не ведали отказа.
По отзывам современников, Екатерина Лаваль не была красавицей – невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая резвушка с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а в мае 1821 года вышла за него замуж. Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

Событие 14-го декабря и отправление в Сибирь князя Сергея Петровича служили только поводом к развитию тех сил души, коими одарена была Екатерина Ивановна и которые она так прекрасно умела употребить для достижения высокой цели исполнения супружеского долга

Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Екатерина Ивановна прибыла в Иркутск 16 сентября 1826 года. 8 октября 1826 года партию ссыльных, в которой находился и С. П. Трубецкой, отправили в Нерчинские рудники. Некоторое время Трубецкая не знала, куда отправили мужа. По воспоминаниям Оболенского, Екатерина Ивановна обращалась к начальству с тем, чтобы было разрешено ей следовать за Сергеем Петровичем и «долго томили её разными уклончивыми ответами». В Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев — губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.
- Княгине предстоит проехать всю Россию. Куда она спешит, в какую сторону?
- Сегодня трудно представить себе, чем была Сибирь в те времена: «дно мешка», конец света, за тридевять земель. Для самого быстрого курьера - более месяца пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками - убийцами и ворами.

6. Инсценировка диалога "Трубецкая у губернатора" (игровая технология)
- 2-ую часть поэмы (встреча губернатора Иркутска с княгиней) нам представят наши актеры. Инсценировка.

7. Этап исследования (групповая работа)
Работа в группах: задание на карточках; записи ведут «секретари».
После знакомства со второй частью поэмы, я вам хочу предложить разделиться на группы и, проанализировав отрывок, записать выводы в тетради или отметить в учебнике.
I группа: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине .
II группа: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины , как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.

Девочки - позиция княгини (нужно увидеть, какие доводы, слова княгини подчёркивают величие духа)
Мальчики - позиция губернатора Иркутска Цейдлера (какие доводы приводит губернатор, чтобы остановить княгиню)

- Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину..
Что ожидало её впереди?

Медленно тянулись в изгнании годы. Волконская вспоминала: «Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через пять лет, затем я себе говорила, что это будет через десять, потом через пятнадцать лет, но после 25 лет я перестала ждать, я просила у бога только одного: чтоб он вывел из Сибири моих детей».

8. Итог урока.
- 1-ая часть поэмы названа «Княгиня Трубецкая». Встречаем ли мы далее эту фамилию? Почему? (не встречаем, так как автор подчёркивает обобщающий смысл созданных им образов)
- Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё десять жён декабристов.
- Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?
(Да, это был настоящий подвиг для них , привыкших жить в неге и беззаботности.)
- Давайте зачитаем имена и фамилии женщин, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.
Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ентальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая. Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына. баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна , Камилла Ивашева.

Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году, после 30 – летней ссылки. Из 11 женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, трое остались здесь навечно. Александрина Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая.

Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская.

- Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?
Аргументируйте свой ответ. (Ответы детей.)

- Выходит, строки "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" относятся и к женам декабристов?

- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Способна ли современная женщина поступить, как княгиня Трубецкая?» или «Можно ли назвать подвигом поступок Трубецкой? Ваше отношение к поступку героини?» (по желанию).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Обобщающий урок по былинам, 7 класс

Опубликовано: 1076 дней назад (16 мая 2021)
Просмотров: 3345
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!