Программа краткосрочной профильной смены "Твори добро!", 1-9 класс
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краткосрочной профильной смены "Твори добро!"
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности составлена для участников (обучающихся 1-9 классов) краткосрочной профильной смены «Благо твори!» и будет реализована в ГОБООУ ЗСШИ с 16.01.2024 г. по 23.01.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Благо твори!» разработана в соответствии:
• с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• с приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• с письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Программа является модифицированной, разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности» /Электронный ресурс/ составитель - Лахижа Л.В./2021г. Новизна программы заключается в том, что большое внимание уделяется созданию безопасного информационного контента добровольческой направленности в процессе освоения программы.
Старые формы организации досуга обучающихся, изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требуют появления новых форм активности детей и подростков. Именно поэтому вовлечение детей в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию гражданской и социальной компетентности подрастающего поколения.
Занятия обучающихся в волонтёрских группах позволяют сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей. Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий и акций, общения с различными категориями населения, что в последствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Благо твори!» продиктована развитием добровольческого движения как одного из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
• для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы досуговой деятельности, которые представляют собой коллективные дела, направленные на проявление творческих способностей, умение работать в команде, активное участие каждого;
• наряду с реализацией учебного процесса, для участников смены осуществляется процесс оздоровления (под руководством медицинского персонала учреждения, по имеющимся медицинским показаниям). Педагогическая целесообразность: участвуя в акциях, практикумах, мастер-классах, публичных выступлениях, встречах с лидерами волонтерских (добровольческих) организаций обучающиеся получают возможность для развития таких личностных качеств как – активная жизненная и гражданская позиция, лидерские компетенции, творческое мышление, креативность, коммуникабельность.
Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самореализации личности ребенка через участие его в волонтерском движении.
Задачи программы: обучающие:
• обучать методам и приемам проведения мероприятий;
• знакомить с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
• обучать основам работы с различными видами информации;
• знакомить с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями; развивающие:
• формировать первичные организаторские умения и навыки, дальнейшее развитие лидерских качеств;
• развивать коммуникативные качества, умение работать в команде;
• развивать уверенность в себе;
• расширять опыт общения и навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
• развивать рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности; воспитывающие:
• формировать сплоченный деятельный временный коллектив;
• воспитывать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к жизни;
• воспитывать ценностное отношение к себе и окружающим, к своему здоровью и здоровью других людей;
• воспитывать толерантные качества личности, милосердие, доброту, отзывчивость;
• воспитывать активную гражданскую позицию;
• формировать общественную активность и самореализацию в социуме.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы: 6-16 лет (1-9 классы). В состав обучающихся могут приниматься дети с ОВЗ, без нарушения интеллекта. Сроки реализации программы: программа рассчитана на 8 дней краткосрочной профильной смены, 19 часов за весь период обучения. Форма обучения: очная. Формы организации деятельности: коллективная, по группам, по подгруппам. Типы занятий: комбинированное, практическое, теоретическое, репетиционное, тренировочное, диагностическое. Формы проведения занятий: данная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Теоретические занятия – проводятся в виде групповых сборов, обучающих занятий, бесед и т.д. Практические занятия – проводятся в виде практикумов, дискуссий, соревнований, творческих встреч, досуговых программ и т.д. Режим занятий: занятия проводятся ежедневно в соответствии с календарным планированием. Всего – 19 часов. Уровень сложности программы: стартовый.
Условия реализации программы:
ГОБООУ ЗСШИ имеет базу аудиторий: учебные кабинеты, игровые комнаты, актовый зал, спортивный зал, кабинет ШСК «Курс на спорт!», кабинет психолога, библиотеку, медицинские кабинеты, костюмерную.
Реализацию программы осуществляют педагоги ГОБООУ ЗСШИ, медицинский персонал, педагог дополнительного образования, библиотекарь, психолог.
Наполняемость детей в группе – 15 человек.
Ожидаемые результаты реализации программы: Личностные:
• формирование активной гражданской позиции;
• формирование умения работать в команде;
• воспитание положительного отношения обучающихся к добровольческой деятельности;
• осознание возможностей самореализации средствами участия в волонтерской (добровольческой) деятельности;
• формирование потребности ведения здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья;
• формирование познавательной творческой активности;
• формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
• развитие коммуникативных качеств личности обучающегося. Метапредметные:
• развитие способности планировать волонтёрскую деятельность;
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
• понимание основных способов организации социально-значимой деятельности. Предметные:
• умение организовывать волонтёрскую деятельность;
• умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами; представлять материал с помощью средств ИКТ;
• способность оценивать результаты волонтёрской деятельности (собственной и друзей)
Критерии и способы определения результативности освоения программы:
Критериями оценки освоения программы являются:
• личностные критерии: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
• метапредметные критерии: наличие первичных организаторских умений и навыков, способность работать в команде, уверенность в себе, наличие навыков самоанализа и самооценки;
• предметные критерии: освоение необходимых для организации волонтерской деятельности умений и навыков, владение терминологией по теме, ключевыми понятиями, методами и приемами, осознание значения волонтерской деятельности.
Методы оценивания:
• активное участие в проводимых мероприятиях, акциях;
• количество проведенных мероприятий, социально - значимых проектов;
• наличие документов, подтверждающих результаты волонтерской деятельности (портфолио, волонтерская книжка).
Оценка результатов освоения программы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся.
Формой подведения итогов являются:
• ежедневные групповые вечерки;
• торжественное мероприятие, посвященное закрытию профильной смены (показ творческих номеров, награждение активистов)
Учебно-тематический план (См. приложение)
Содержание программы:
1. Вводное занятие. Командообразование. Инструктаж -4 часа
Теоретическое занятие – 1 час
Вводный инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с режимом и правилами пребывания в ГОБООУ ЗСШИ. Выбор актива групп. Введение в логику смены.
Практические занятия – 3 часа
Организационный сбор. Игры на командообразование. Ворк-шоп «Мой отряд». Вечерка «Мы-открытие!». Тимбилдинг «Время добра». Стартовое анкетирование.
2. Возникновение, развитие и перспективы волонтёрского (добровольческого движения) – 4 часа
Теоретическое занятие – 1 час
Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности. Добровольчество в современной России.
Практические занятия- 3 часа
Просмотр фильма «Волонтёры будущего» с последующим обсуждением. Мероприятие, посвященное торжественному открытию смены. Торжественное закрытие смены.
3. Краткий курс начинающего волонтера – 4 часа
Теоретические занятия –2 часа
Кто такой волонтер и как принять решение стать волонтером. Зачем мне волонтерство? Основные направления волонтерства. Как стать волонтером. Возможности развития в волонтерстве. Мифы о волонтерстве. Возможный вред спонтанного волонтерства.
Как выбрать волонтерскую организацию. Взаимодействие волонтера и организации. Правила и принципы волонтера. Первые шаги в волонтерстве и полезные советы и страхи.
Практические занятия- 2 час
Итоговое тестирование. Практическое занятие «Мой образ волонтера» (Создание собирательного образа волонтера). Тайм менеджмент волонтера.
4. Профессиональные пробы в вожатском мастерстве – 4 часа
Теоретические занятия – 1 час
Качества опытного вожатого. Формирование команды. Аудитория.
Практические занятия- 3 часа
Практикум по организации спортивного мероприятия «Зимние забавы». Арт-терапия «Дети –детям». Организация и проведение молодежной вечеринки-дискотеки. Игровая программа «Январский Нескучай».
5. Итоговое занятие – 3 часа
Теоретическое занятие – 1 час
Рефлексия в командах. Диагностика.
Практические занятия – 2 часа
Торжественное закрытие смены. Подведение итогов.
Материально-техническое обеспечение:
ГОБООУ ЗСШИ имеет базу аудиторий: учебные кабинеты, игровые комнаты, актовый зал, спортивный зал, кабинет психолога, библиотека, медицинские кабинеты, кабинет ШСК «Курс на спорт!», костюмерная.
Канцелярия: бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки. Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, настольные игры (хоккей, футбол, шашки, шахматы), оборудование для игры в мини-футбол, флорбол, баскетбол, волейбол. Средства обучения: средства телекоммуникации (локальная школьная сеть с выходом в Интернет), ноутбук, проектор, колонки, интерактивная доска, магнитная доска, учебные столы и стулья.
Список литературы Для педагогов:
1. Албегов Ф. Г. Добровольчество как вид инновационной деятельности и форма социальной работы. - Ярославль : ЯрГУ, 2013. – 121 с.
2. Богданова Е. В. Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов. - Новосибирск: НГПУ, 2013. – 156 с.
3. Горбунова-Рубан С.О., Кулинич О.В., Любимый Т.А., Парщик О.В. Волонтерское движение . - Москва: Фактор, 2004. - 98 с.
4. Фирсов М.В. История социальной работы в России. – Москва: Время, 1999. - 248 с.
Для обучающихся и родителей:
5. Астахов П.А. Волонтер. - Москва: Эксмо, 2022. - 352 c.
6. Белых Г.В., Пантелеев Л. Республика ШКИД. - Ленинград: Детская литература, 1973. – 391 с.
7. Веллер М. И. Приключения майора Звягина. – Москва: АСТ, Харвест, 2006. – 480 с.
8. Гайдар А. П. Тимур и его команда. – Москва: Детская литература, 1981. – 112 с.
9. Давыдов Ю. В. Волонтер свободы. - Москва: Известия, 2017. - 368 c.
10. Жвалевский А. В., Пастернак Е.Б. Пока я на краю. – Москва: Время, 2017. – 256 с.
10. Кузнецова Ю.Н. Дневник волонтёра. -Москва: Волчок, 2020.-191c.