Программа в дополнительном образовании детей: Чудеса из ткани
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из ткани"
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 3
1. Пояснительная записка 3
1.1. Направленность программы 3
1.2. Актуальность программы 4
1.3. Отличительные особенности программы 4
1.4. Адресат программы 5
1.5. Объём и срок освоения программы 6
1.6. Формы обучения и виды занятий по программе 6
1.7. Режим занятий 7
2. Цель и задачи программы 7
3. Содержание программы 7
3.1 Учебный план 7
3.2 Содержание учебного плана 8
4. Планируемые результаты 9
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 10
2.1 Календарный учебный график программы 11
2.2 Условия реализации программы 16
2.3 Формы аттестации/контроля 17
2.4 Оценочные материалы 17
2.5 Методическое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы 17
Список используемой литературы 19
Приложения 21
1 «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1. Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из ткани» разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 года);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р);
- Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей (СанПин 2.4.4.3172-14);
- Уставом муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Промышленного района.
- Положением об отделе «Милосердие» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Промышленного района.
- Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая Федеральными Государственными Учреждениями медико-социальной экспертизы.
1.1 Направленность программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из ткани» имеет художественную направленность. Данная программа направлена на обучение детей с синдромом Дауна самым простейшим основам шитья, включая элементы с применением бумаги. Занятия по программе развивают мелкую моторику , координацию движений, что в свою очередь положительно влияет на мыслительную деятельность, развитие речи, пространственное воображение.
Для детей с проблемами в развитии очень важны наглядно-действенные методы организации деятельности, они развивают творческое мышление, фантазию, дают возможность на практике проверить свои силы в декоративно-прикладном творчестве. В результате обучающийся должен развить личностные качества: самостоятельность, терпимость, ответственность, выдержанность, иметь представление о творческих видах деятельности, владеть навыками анализа и самоанализа.
Методика проведения практической работы, строится на тематическом разнообразии и заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Решения творческих и технологических задач не должны быть слишком трудоемкими и утомительными. Как правило, они рассчитаны на непродолжительный отрезок времени и выполняются в течение одного - двух занятий. На занятиях не только формируется эстетический вкус , но и даются необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.
Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
1.2 Актуальность программы
Актуальность данной программы определяет стратегия образовательной политики сформулированная в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и социальной адаптации:
- оказание ранней помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц методов, форм и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности;
- социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вовлечение детей с синдромом Дауна в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Для решения проблемы адаптации детей с синдромом Дауна в социуме, их личностного развития необходимо создать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы.
1.3 Отличительные особенности программы
Данная программа создана на материале программ для детей с ОВЗ: «Город мастеров» поселок Хор Хабаровского края, 2015 г., автор Ушакова А.А., «Страна рукоделия» г. Аксай, 2016 г., автор Зубкина Т.А., а так-же сборник «Дополнительные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ», г. Санкт-Петербург, 2015г. Программа отличается от других программ по следующими аспектами:
- данные программы нацелены на интеграцию различных видов художественно-творческой деятельности детей, программа «Чудеса из ткани» является однопрофильной, представляет собой самостоятельное направление (шитье);
- предпочтение отдается небольшим по объему изделиям, на которые не требуется много материалов и времени, что также важно для детей, которые хотят как можно быстрее увидеть результат своего труда;
- материал для работы подбирается индивидуально для ребенка в зависимости от его психомоторных особенностей;
- методы и технология обучения используются с учетом особенностей обучающегося.
1.4 Адресат программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из ткани» предназначена для ребенка 6 лет, Евангелины Ш. с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна ). Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий (образовательный процесс происходит преимущественно в домашних условиях).
Синдром Дауна - это патология на уровне хромосом, последствиями которой являются нарушение интеллектуального развития и специфические изменения внешности. На сегодняшний день, несмотря на то, что тенденций к увеличению заболеваемости не наблюдается, очень актуальна психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна.
Характерные черты для ребёнка с данной патологией:
- монголоидный разрез глаз с вертикальной складкой кожи, у внутреннего уголка глаза;
-маленькие и закругленные уши;
- плоские затылок и лицо; низкая и неясно выраженная линия роста волос;
- небольшой объём ротовой полости, увеличенный язык с наличием бороздок и поперечной исчерчённости. За счёт этих признаков язык может несколько выступать за пределы ротовой полости;
- небольшой объём ротовой полости, увеличенный язык с наличием бороздок и поперечной исчерчённости. За счёт этих признаков язык может несколько выступать за пределы ротовой полости;
- короткая, но широкая шея и короткие конечности;
- короткие, но широкие кисти с искривлённым внутрь мизинцем; наличие только одной поперечной ладонной линии;
- между большим и указательным пальцами на ноге - большое расстояние;
- мышечная гипотония.
Обучение детей с синдромом Дауна, как правило, осуществляется в специальной коррекционной школе, однако в рамках интегрированного образования такие дети могут посещать и учреждения дополнительного образования. Во всех случаях дети с синдромом Дауна относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями, поэтому нуждаются в дополнительной помощи педагогов и психологов, использовании специальных образовательных программ, создании благоприятной и безопасной среды.
Евангелина Ш. получает психолого-педагогическую поддержку следующих специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Ребенок воспитывается в полной семье, опрятен во внешнем виде, ухожен.
Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Заинтересована в конечном результате. Стремится завершить начатое. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в полном объеме.
Продуктивная деятельность. Испытывает интерес к данному виду деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно-двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий, сиплый. Слух не нарушен (со слов матери). Моторно неловка, дискоординирована.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастной нормой.
1.5 Объем и срок освоения программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из ткани» рассчитана на 1 год обучения. На полное освоение программы требуется 72 часа.
1.6 Формы обучения и виды занятий по программе
Форма обучения – очная.
Форма организации занятий: индивидуальные занятия.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Формы проведения занятий: творческая мастерская, занятие-сказка, занятие-путешествие.
1.7 Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом 10-15 минут (продолжительность учебного часа 30 минут).
2. Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для развития творческого потенциала обучающегося средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы: Обучающие:
- обучить практическим навыкам работы с тканью в различных техниках ;
- научить технологии выполнения ручных швов;
- научить определять изнаночную и лицевую стороны ткани;
- познакомить с основными геометрическими понятиями;
- научить правильно пользоваться инструментами и материалами( ножницы, нитки, ткань, иголки и др.)
- сформировать знания о правилах техники безопасности. Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
- развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ,
координацию в системе «глаз- рука»;
- развивать цветовое восприятие, художественный вкус. Воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- формировать культуру труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
3. Содержание программы 3.1 Учебный план
№ Содержание тем Кол-во часов
всего теория практика
1 Вводное занятия 2 2
2 Общие сведения о тканях 4 1 3
3 Стежки 6 1 5
4 Изготовление игольницы 6 1 5
5 Изготовление куклы-скрутки 4 1 3
6 Изготовление новогодних сувениров 10 2 8
7 Изготовление аппликации из пуговиц 8 2 6
8 Подарок маме (цветы из ткани) 10 2 8
9 Салфетка 8 2 6
10 Изготовление бабочки 4 1 3
11 Изготовление прихватки 8 2 6
12 Итоговое занятие 2 2
Итого 72 17 55
3.2 Содержание учебного плана
Тема 1 Вводное занятие
Теория: задачи работы объединения, знакомство с изделиями. Оборудование и организация рабочего места. Инструменты и принадлежности, необходимые для работы. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности.
Тема 2 Общие сведения о тканях
Теория: виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о производстве тканей. Виды тканей, определение лицевой и изнаночной сторон.
Практика: подбор образцов тканей по виду, цвету и назначению.
Тема 3 Стежки
Теория: правила выполнения ручных работ. Приемы выполнения стежков и строчек: сметочных, обметочных, декоративных. Подбор цвета и толщины нитей. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Практика: выполнение образцов стежков и строчек. Пришивание пуговиц.
Тема 4 Изготовление игольницы
Теория: закрепление навыков шва «вперед иголкой». Рекомендуемые ткани, последовательность изготовления. Просмотр готовых работ.
Практика: подбор ткани, раскрой, сметывание деталей, набивка. Оформление. Оценка выполненной работы.
Тема 5 Изготовление куклы-скрутки
Теория: рекомендуемые материалы, последовательность изготовления. Просмотр готовых работ.
Практика: подготовка деталей, с помощью наматывания нитей на картон. Правильность соединения деталей .Украшение куклы с помощью декоративных украшений.
Тема 6 Изготовление новогодних сувениров
Теория: рекомендуемые материалы, последовательность изготовления. Различные варианты обработки и отделки.
Практика: подготовка деталей ангелочка, их соединение. Вырезание деталей елочки и игрушек. Приклеивание декоративных игрушек и сборка елочки.
Тема 7 Изготовление аппликации из пуговиц
Теория: технология пришивания пуговиц с двумя и четырьмя дырочками. Рекомендуемые материалы для изготовления аппликации.
Практика: выбор материала и необходимых пуговиц. Подготовка фона для аппликации. Подготовка лекал и вырезание деталей. Пришивание пуговиц на детали аппликации и соединение их с фоном.
Тема 8 Подарок маме (цветы из ткани)
Теория: рекомендуемые ткани, необходимые материалы для изготовления цветов. Технологическая последовательность изготовления аппликации.
Практика: подготовка фона для анимации. Изготовление лепестков и соединение их в цветы. Закрепление цветов на фоне. Украшение анимации с помощью декоративных деталей.
Тема 9 Салфетка
Теория: технологическая последовательность изготовления салфетки. Рекомендуемые ткани и необходимые материалы. Правила выполнения тамбурного шва. Понятие об орнаменте и цвете.
Практика: обработка краёв салфетки. Подготовка контура рисунка. Вышивание рисунка тамбурным швом.
Тема 10 Изготовление бабочки
Теория: рекомендуемые ткани, последовательность изготовления.
Практика: раскрой деталей бабочки по лекалу. Изготовление крылышек и соединение их вместе с помощью атласной ленты.
Тема 11 Изготовление прихватки
Теория: рекомендуемые ткани, технологическая последовательность изготовления прихватки. Варианты обработки.
Практика: раскрой деталей прихватки и прокладки. Соединение деталей и прокладки сметочным швом. Обработка краев прихватки петельным швом.
Тема 12 Итоговое занятие
Практика: изготовление изделий по усмотрению обучающегося. Закрепление навыков и творческая самореализация ребёнка. Оформление работ.
4. Планируемы результаты
Обучающийся, освоивший программу «Чудеса из ткани» приобретет следующие личностные, метапредметные и предметные результаты: Личностные:
- сформирован интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- сформирована культура труда;
- сформирована усидчивость, аккуратность, трудолюбие. Метапредметные:
- развиты внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- развита мелкая моторика пальцев рук, глазомер;
- сформированы пространственное восприятие и анализ, координация в системе «глаз- рука»;
- сформированы цветовое восприятие, художественный вкус. Предметные:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- технологию выполнения ручных швов;
- начальные знания по производству тканей и ниток;
- технологическую последовательность изготовления изделия.
- правила безопасности труда.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой;
- самостоятельно анализировать предлагаемое изделие;
- выполнять итоговые контрольные задания.
2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график программы
Год обучения Начало и окончание учебного года Количество учебных дней в неделю Продолжительность каникул Количество учебных недель
1 год 01.09.2017 – 28.05.18 1 день по 2 часа Осенние с 30.10.17 по 07.11.17.
Зимние - с 30.12.17 по 10.01.18.
Весенние- с 26.03.18 по 02.04.18.
Летние - с 1 июня. 36
Во время каникул объединение работает по расписанию и в соответствии с планом досуговых мероприятий учреждения дополнительного образования.
Календарный учебный график
Первый год обучения
№ п/п Месяц Дата проведения Время
проведения Форма
занятия Кол-во час. Тема
занятия Место
проведения Форма
аттестации,
контроля
1 сентябрь 02 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Вводное занятие. На дому Собеседование
2 сентябрь 09 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Виды тканей На дому Собеседование
3 сентябрь 16 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Изготовление образцов На дому Наблюдение, практическая работа
4 сентябрь 23 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Выполнение сметочных стежков На дому Наблюдение, практическая работа
5 сентябрь 30 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Выполнение обметочных швов На дому Наблюдение, практическая работа
6 октябрь 07 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Выполнение декоративных швов На дому Наблюдение, практическая работа
7 октябрь 14 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Подготовка деталей игольницы На дому Наблюдение, практическая работа
8 октябрь 21 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Соединение деталей игольницы На дому Наблюдение, практическая работа
9 октябрь 28 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Оформление игольницы На дому Наблюдение, практическая работа
10 ноябрь 11 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Подготовка деталей куклы На дому Наблюдение, беседа, практическая работа
11 ноябрь 18 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Соединение деталей куклы На дому Наблюдение, практическая работа
12 ноябрь 25 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 История праздника «Новый год» На дому Наблюдение, беседа, практическая работа
13 декабрь 02 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Подготовка деталей «Ангелочка» На дому Наблюдение, практическая работа
14 декабрь 09 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Соединение деталей «Ангелочка» На дому Наблюдение, практическая работа
15 декабрь 16 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Подготовка деталей елочки На дому Наблюдение, практическая работа
16 декабрь 23 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Соединение деталей елочки На дому Наблюдение, практическая работа
17 декабрь 30 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 История пуговицы На дому Наблюдение, беседа, практическая работа
18 январь 13 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Технология пришивания пуговиц На дому Наблюдение, практическая работа
19 январь 20 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Подготовка деталей На дому Наблюдение, практическая работа
20 январь 27 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Изготовление аппликации На дому Наблюдение, практическая работа
21 февраль 03 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Подготовка лепестков На дому Наблюдение, практическая работа
22 февраль 10 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Подготовка листьев, середины На дому Наблюдение, практическая работа
23 февраль 17 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Подготовка фона На дому Наблюдение, практическая работа
24 февраль 24 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Соединение лепестков и листьев На дому Наблюдение, практическая работа
25 март 03 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Оформление На дому Наблюдение, беседа, практическая работа
26 март 10 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Обработка краев салфетки На дому Наблюдение, практическая работа
27 март 17 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Подготовка контура рисунка На дому Наблюдение, практическая работа
28 март 24 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Вышивание по контуру На дому Наблюдение, практическая работа
29 апрель 07 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Вышивание по контуру На дому Наблюдение, практическая работа
30 апрель 14 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Раскрой деталей На дому Наблюдение, практическая работа
31 апрель 21 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Пошив бабочки На дому Наблюдение, практическая работа
32 апрель 28 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Выбор ткани На дому Наблюдение, практическая работа
33 май 05 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Раскрой прихватки На дому Наблюдение, практическая работа
34 май 12 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Соединение деталей прихватки На дому Наблюдение, практическая работа
35 май 19 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Оформление На дому Наблюдение, практическая работа
36 май 26 09.00-09.30
09.40-10.10 Индивидуальное 2 Итоговое занятие На дому Самостоятельная работа
72
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий необходимо помещение с хорошим освещением. Для занятий используется следующее оборудование:
-столы, стулья; доска для демонстрации наглядных пособий и иллюстраций; шкафы и полки для хранения оборудования и материалов; индивидуальные коробочки для хранения инструментов.
- инструменты и материалы (ножницы, иглы, нитки, ткани, бумага, клей);
- материалы для декора( бусины, бисер, пуговицы и др.)
- материалы для набивки изделий( синтепон, ватин, холлофайбер).
Информационное обеспечение
Для информационного обеспечения программы необходимы: видео и презентации мастер-классов.
Учебно-методическими условиями реализации программы являются наличие:
- учебных сборников и пособий;
- дидактических и демонстрационных материалов (наглядные пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, иллюстрации, игрушки и т.д.)
Кадровое обеспечение
Реализацией данной программы занимается педагог дополнительного образования, прошедший повышение квалификации «Московский педагогический государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Дополнительное образование в социальной адаптации детей – инвалидов и детей с ОВЗ», способный реализовывать актуальные задачи воспитания обучающегося, развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры, декоративно-прикладного творчества; владеющий основными формами и методами этнокультурного образования, этнопедагогики, умеющий создавать благоприятные психолого-педагогические условия для успешного личностного и профессионального становления обучающегося; быть способным планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс на основе системного подхода; владеть способами формирования системы контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесс); владеть основными подходами к разработке индивидуально-ориентированных стратегий обучения и воспитания; обладающий знаниями об основных видах декоративно-прикладного творчества; терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства; умениями грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; умениями создавать художественный образ на основе решения творческих задач и др.
2.3. Формы аттестации/контроля
Основными формами аттестации и контроля являются: опрос, беседу, творческие самостоятельные задания, выставка творческих работ обучающегося на районных, городских, областных и конкурсах прикладного творчества.
Входной контроль осуществляется в начале года в форме опроса.
В течение года в процессе обучения на занятиях проводится текущая аттестация в следующих формах: опрос, наблюдение.
Промежуточная и итоговая аттестация проходит в форме опроса, наблюдения и выставок творческих работ обучающегося.
2.4 Оценочные материалы
Способами определения результативности адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья являются следующие диагностические методики:
для оценки предметных результатов:
• диагностическая карта наблюдения за образовательными результатами на занятиях;
• анализ продуктов деятельности;
• предметная проба в форме творческого задания;
для оценки метапредметных результатов:
• диагностическая карта наблюдения за метапредметными результатами;
для оценки личностных результатов:
• методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой)
Указанные оценочные материалы на усмотрение педагога в равной степени могут использоваться для входного, текущего и заключительного контроля предметных, метапредметных и личностных результатов усвоения учащимися адаптированной программы «Чудеса из ткани». (Приложение 1)
2.5 Методическое обеспечение реализации программы
Основными видами деятельности обучающихся являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая. Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с информационным материалом. Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, выполнение работы по заданному технологическом описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и развитию мелкой моторики учащихся.Творческая деятельность позволяет учащимся применять полученные знания в новых условиях, самостоятельно выполнять художественную работу. Все это позволяет учащимся получить новые знания и проявить свои творческие способности. Основными методами организации учебного процесса являются такие, как словесные, наглядные, практические. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха, радости от преодоления трудностей в обучении. Так как программа реализуется первый год, педагог опирается на готовые методики преподавания подобных курсов, адаптируя их к нашим условиям.
Список используемой литературы
1. Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения. / В.П. Беспалько– М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 192 с.
2. Государственная программа «Развитие системы образования оренбургской области» на 2014–2020 годы. Постановление «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014–2020 годы от 28.06.2013 № 553-пп.
3. Дополнительные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ./ Сборник материалов. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2015. – 192 с.
4. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Казакова Л. Декоративное искусство России в контексте мирового студийного творчества / Л. Казакова. – М.: Гнозис, 2013. – 224 с.
6. Калугина Е.В. - Педагогика дополнительного образования. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей, преподавателей, педагогов дополнительного образования. В 2кн. Кн.1. - Оренбург, 2001. - 154с.
7. Калугина Е.В. - Педагогика дополнительного образования. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей, преподавателей, педагогов дополнительного образования. В 2кн. Кн.2. - Оренбург, 2001. - 255с.
8. Кочетов С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения / С.И. Кочетов. – М.: Высшая школа, 2002г. – 64с.
9. Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД. М.: “ДОД”, 2007.-120с.
10. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2003г. – 448с.
11. Педагогика: Большая современная энциклопедия/сост. Е.С.Рапацевич. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005. – 720 с.
12. Пидкасистый П.И., Педагогика. / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2002г. – 608с.
13. Письмо МО и НРФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованияхкпрограммамдополнительногообразования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требованийкструктуредополнительныхобразовательныхпрограмм).
14. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 годы.
15. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991. - 303с.
16. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.3172-14 от 13.10.2014 г.
17. Ситаров В.А., Дидактика. / С.И. Ситаров– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368с.
18. Смит К. Открой мир заново! Уникальное руководство для творческих людей / К. Смит / пер. А. Захаров. – СПб.: Эксмо, 2015. – 208 с.
19. Устав МАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района.
20. Цветкова Н. Новогодняя сказка своими руками / Н. Цветкова. – М.: Эксмо, 2013. – 8 с.
Приложение 1 Диагностическая карта наблюдения за образовательными результатами на занятиях.
Наблюдение – метод сбора первичной информации путём непосредственной регистрации педагогом наличия заранее выделенных критериев.
Табл. 1 «Карта наблюдения за образовательными результатами обучения» (1 год обучения)
Параметры наблюдения Ф.И. уч-ся
Уровень оценки результатов
Владение правилами техники безопасности.
Подбор образцов тканей по виду, цвету и назначению.
Приемы выполнения стежков и строчек: сметочных, обметочных, декоративных.
Пришивание пуговиц.
Раскрой изделий из ткани.
Технологическая последовательность изготовления аппликации из ткани
Технологическая последовательность изготовления салфетки из ткани.
Вышивание рисунка тамбурным швом.
Технологическая последовательность изготовления прихватки.
Обработка краев прихватки петельным швом.
Показатели для оценки овладения образовательными результатами
Для оценки эффективности занятий необходимо по каждому из параметров дать оценку в баллах (по пятибалльной системе):
5 баллов – качество сильно выражено у ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;
2 балла – слабо выражено;
1 балл – не выражено.
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой)
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Педагогу необходимо отметить наиболее характерные особенности поведения каждого учащегося при решении учебных задач (см. табл.)
Таблица 1 «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»
Уровень интереса Критерий оценки поведения Дополнительный
диагностический
признак
1.Отсутствие интереса Интерес практически не обнаруживается. Исключение: реакция на яркий, смешной, забавный материал Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые
2.Реакция на новизну Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет
3. Любопытство Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает
4.Ситуативный учебный интерес Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается
5.Устойчивый учебно-познавательный интерес Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу
6.Обобщенный учебно-познавательный интерес Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентируется на общие способы решения системы задач Интерес — постоянная характеристика, проявляется выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов
Оценка уровня учебно-познавательного интереса:
Уровень 1 - несформированность учебно-познавательного интереса;
уровни 2 и 3 — низкий познавательный интерес;
уровень 4 — удовлетворительный;
уровень 5 — высокий;
уровень 6 — очень высокий.
• Диагностическая карта наблюдения за метапредметными результатами на занятиях.
Наблюдение – метод сбора информации путём непосредственной регистрации педагогом развития заранее выделенных качеств:
- мелкая моторика;
- координация движений в системе «глаз-рука»;
- внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- глазомер;
- пространственное восприятие и анализ
- цветовое восприятие, художественный вкус.
- степень помощи, которую оказывает педагог детям в процессе творческой деятельности: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность детей и следовательно выше развивающий эффект знаний;
- поведение детей: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения самостоятельных заданий, при выполнении которых выявляются, справляется ли учащийся с этими заданиями при минимальной помощи педагога.
Параметры наблюдения Ф.И. уч-ся
Уровень оценки результатов
мелкая моторика
координация движений в системе «глаз-рука»
внимание
память
мышление
пространственное воображение
глазомер
пространственное восприятие и анализ
цветовое восприятие, художественный вкус
самостоятельность в выполнении заданий
степень мотивации к занятиям: живость, активность, заинтересованность
результаты выполнения самостоятельных заданий
Обработка результатов:
Необходимо по каждому из показателей дать оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):
5 баллов – такое качество сильно выражено у ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;
2 балла – слабо выражено;
1 балл – совсем не выражено.
• Анализ продуктов деятельности.
Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), работы учащихся на выставке.
Показатели для оценки продуктов деятельности:
1.Адекватный подбор цветовой гаммы.
2.Соблюдение последовательности в работе.
3.Аккуратность и оригинальность в оформлении (дизайне) работы.
Необходимо по каждому из показателей дать оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):
5 баллов – такое качество сильно выражено у ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;
2 балла – слабо выражено;
1 балл – совсем не выражено.
• Диагностическая (предметная) проба в форме творческого задания по изученному материалу
Предметная проба – практико-ориентированные задания на установление фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся по предмету, изучаемому согласно учебно-тематическому плану адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель: определение уровня развития предметной деятельности учащегося с помощью самостоятельного выполнения ребенком творческих заданий в рамках изученных тем.
Предметное задание Ф.И. уч-ся Уровень оценки предметных результатов ребенка
Критерии оценки:
уровень 1 — несформированность предметных результатов;
уровень 2— уровень ниже среднего предметных знаний, представлений, умений и навыков;
уровень 3 — удовлетворительный;
уровень 4 — выше среднего;
уровень 5 — высокий.
Скачать Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Чудеса из ткани»
Здравствуйте, Ольга Александровна! Буду первым комментатором Вашей программы. Программа очень понравилась. Четко выдержана структура программы, она имеет свою логическую последовательность и завершенность, соответствует методическим требованиям. В программе выделены структурные части, согласованы цель, задачи и способы их достижения. Содержание программы
разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения и
составлено с учетом заболевания ребенка. Результаты освоения программы соотносятся с целью, задачами, содержанием.Очень понравилось, что прописаны формы подведения итогов образовательного процесса, методики оценки знаний и умений учащихся, отслеживания и фиксации результатов. С удовольствием голосую. Примите голос № 1.
Интересная программа! Очень полезная для меня так как есть ребенок на домашнем обучении,а вот с написании программы были сложности теперь мне все понятно.Спасибо!