Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для дошкольников 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка»
Срок реализации программы: 1год
Количество часов в год: 74 часа
Возрастной состав обучающихся: 5-7 лет
Уровень программы: ознакомительный
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский

I.Пояснительная записка
Программа «Развивайка» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет, социально-педагогической направленности, ознакомительного уровня.
Программа «Развивайка» нацелена на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Данная программа разрабатывалась на основе следующих документов:
1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
2. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
3. Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МО РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
6. Письмом Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) «О направлении информации» от 18.11.2015 №09-3242.
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"(вместе с "СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660)
8. Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 года №72-кз
"Об образовании"
9. Уставом муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» утвержденным постановлением администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 22.12.2015 №795
Цель программы:
Развитие мелкой моторики рук и общее интеллектуальное развитие ребенка младшего дошкольного возраста.
Развивающие и обучающие задачи программы:
- Развитие ручной умелости.
- Координация движения рук.
- Концентрация внимания.
- Развития зрительного восприятия.
- Развитие творческих способностей
- Развитие тактильной чувствительности, мелкой и средней моторики рук, глазомера, памяти.
- Стимулировать речевое развитие ребенка.
- Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.
- Развитие познавательных процессов (речь, мышление, память, внимание, воображение).
- Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание самостоятельно творить,
умение использовать полученные навыки на практике;
- Воспитывать аккуратность в работе;
- Воспитывать организованность, умение договариваться друг с другом.
Возраст обучающихся – 5 -7 лет.
Сроки реализации программы. Программа реализуется 1 год, на освоение материала учебным планом отводится 74 часа.
Формы и режим занятий. Занятия по развитию мелкой моторики руки ребёнка проводятся 1 раз в неделю 2 занятия по 30 минут с переменой между занятиями в 10 минут, форма обучения – групповая.
Ожидаемые результаты по программе
В результате реализации программы к концу учебного года дети должны
Знать:
- знать названия направлений (налево, направо, вперёд, назад);
- знать названия пальцев;
Уметь:
- шнуровать разные предметы, завязывать узлы, банты, выполнять разные виды плетения;
- выполнять быстро, не нарушая последовательности пальчиковые упражнения;
- выполнять правила посадки за столом при рисовании;
- копировать разные по сложности узоры, фигуры;
- уметь рисовать узоры по словесной инструкции;
- вырезать ножницами предметы по контуру, вырезать части предметов разной формы и составлять изображения;
- складывать из бумаги разнообразные поделки;
- создавать и лепить из пластилина разные по сложности фигуры и предметы, используя разнообразные приёмы.
- ориентироваться в пространстве, ходить в разных направлениях (налево, направо, вперёд, назад);
- выполнять правила дидактических игр, решать логические задания;
Содержание программного материала построено по базовым разделам:
1. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры
2. Упражнения на развитие моторики руки.
3. Графические упражнения.
4. Продуктивные виды деятельности

II. Содержание программы
Учебно-тематический план
Содержание программы
1. Введение в программу
Теория.
Порядок и содержание занятий. Ознакомление с планом работы объединения. Презентация поделок. Вводный инструктаж по правилам безопасной работы.
Практика.
Изготовление (из бумаги и картона) цветка «Кувшинка».
Игры с поделками. Игра знакомство «Снежный ком».

2. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры
Теория: Знакомство с пальчиковыми играми и их правилами. Ориентация детей в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Время проведения 3 - 7 минут.
Практика: В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игры: «У девочек и мальчиков», «Дружная семейка», «В гости», «Замок», «Маланья» и др.

3. Упражнения на развитие моторики руки.
Теория: Знакомство с приёмами работы со специальными развивающими предметами, шнуровки, ниткопись, плетение, игры-головоломки.
Практика: Графический диктант. Работа со специальными развивающими предметами, шнуровки, ниткопись, плетение, игры-головоломки.
Работа со специальными развивающими предметами
Теория: Знакомство с работой со специальными развивающими предметами.
Правила игр и упражнений.
Практика:
Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка),
«Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме»,
«Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме), «Выложи узор»,
Сортировка и выкладывание предметов с закрытыми глазами.
Шнуровка, плетение
Теория: Знакомство с правилами техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. С видами и способами шнуровки и плетения.
Практика: Исследования психологов, логопедов показали, что если ребенок не умеет шнуровать и завязывать узлы, то у него есть проблемы в развитии речи. На занятиях дети учатся шнуровать разные предметы, используются в работе разные пособия: “Башмачок”, “Ёлочка”, “Наряди мишку” и т.д. Учатся шнуровать предмет разными способами: “крестиком”, “зигзагом”, ”лесенкой”. Дети учатся завязывать узлы и банты, заплетать косички. Дети пробуют вдевать в большую иголку хлопчатобумажную нитку и пришивать пуговицы к ткани. Проводится работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины. Проводятся дидактические игры: “Собери бусы”, “Сплети коврик”, “Заплети косичку”.
Игры-головоломки
Теория: Знакомство с играми и головоломками. Правила игры.
Практика: На занятии используются игры - головоломки: «Квадрат Воскобовича», “Танграм”, “Колумбовое яйцо”, “Собери фигуры” и разнообразные логические игры. В процессе работы с головоломками различной сложности у детей формируется образное мышление, комбинаторные способности волевые качества и развивается мелкая моторика.
Также в это раздел входит работа с разнообразными видами мозаики и работа с мелким конструктором “Лего”. Дети учатся вначале создавать разные предметы по образцу педагога, а после самостоятельно придумывать и делать свои картинки и постройки. Проведение таких дидактических игр, помогает ребёнку распределить мышечную нагрузку.

3.Графические упражнения
Теория: Познакомить с видами и правилами графических упражнений. Правила пользования инструментами во время работы.
Практика: Рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам; Рисование линий, фигурных дорожек — Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки.
Штриховка картинок
Теория: Знакомство с правилами и видами штриховки. Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Практика: Использование различных видов штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми и т.д. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Дети, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, они делают это с удовольствием. Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.
Работа с трафаретами
Теория: Знакомство с разными видами трафаретов – геометрические фигуры, тематические трафареты (животные, птицы, рыбы), лекало, штампы.
Практика: Работа с трафаретами проходит в два этапа: обведение картинок простым карандашом и штриховка картинок цветными карандашами. Учатся создавать с помощью трафарета сюжетные картинки, аккуратно раскрашивая, не заходя за контуры картинок.
Работа со штампами играет значимую роль в развитии кисти руки и её мелкой моторики. В процессе работы со штампами развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движения на другой. Детям предлагаются разные виды штампов: промышленные, изготовленные взрослыми из подручных материалов, карандаш-штамп.

Работа со спирографом-линейкой
Теория: Дети на занятии знакомятся с линейкой - спирографом. Работа с линейкой – спирографом развивает способности к рисованию, моторику руки и координацию движения руки.
Практика: С помощью спирографа можно создать разнообразные рисунки в
круге, моделируя разнообразные цветовые оттенки.
Рисование узоров, орнаментов.
Теория: Познакомить детей с понятием «орнамент» и его видами;
учить детей рисовать элементы и схемы композиционного размещения замкнутого орнамента; учить поэтапно, выполнять работу; Правила соблюдения графических пропорций, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка
Практика: Рисование узоров и орнаментов, вначале, выполняются на нелинованной бумаге. Дети учатся рисовать “клубочки”, “петельки”, “кружева”, “пружинки”, “восьмёрки” и т.д. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Игровые задания: “Нарисуй по точкам”, “Нарисуй так же”, “Дорисуй орнамент”.
4. Продуктивные виды деятельности
Оригами
Теория: Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка. Оригами развивает пространственное воображение, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания. Стимулирует развитие памяти и внимания.
Практика: Дети вначале учатся складывать самые простые фигурки: «Домик», «Бабочка», «Птичка», “Мордочка”, “Ёлочка” т.д.. Ребята собирают фигурки или из цветной бумаги, или из белой и раскрашивают цветными карандашами. В дальнейшем, складывают из бумаги, более сложные фигуры: «Тюльпан», «Лягушка», «Кораблик», “Божья коровка”. Учатся читать схемы и самостоятельно складывают разные фигуры.
Пластилинография
Теория: Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Значение цвета, при создании картин в технике «пластилинография». Принципы технологии в создании лепной картины с изображением выпуклых, полу-объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Практика:
Создание сложных лепных композиций, к использованию разнообразных приёмов в лепке: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания. Вначале дети на плотной бумаге рисуют любой силуэт, после кусочки разноцветного пластилина прикрепляют к картине. Вначале ребята учатся делать простые односложные картины, а после учатся создавать сюжетные картинки. Дети учатся смешивать разные цвета пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой».
Работа с ножницами, аппликация
Теория: Обобщение способов вырезания разных предметов. Правила пользования материалами и инструментами, содержать их в порядке, приобретают немало практических умений и навыков. Правила работы с бумагой, ножницами и клеем.
Практика: Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, всё это полезные и увлекательные занятия для дошкольников. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие
Ниткопись
Теория: Ниткопись – это выкладывание ниток по контуру различных изображений, нанесённых на бархатную бумагу.
Практика: Работа с трафаретами с вырезанными контурами различных предметов (машина, рыбка, цветок и др.), который прикрепляется к бархатной бумаге. После окончания работы трафарет снимается; остаётся выложенный из ниток контур предмета. После учатся выкладывать изображения предметов и фигур по образцу педагога, потом самостоятельно придумывают свои узоры и делают их из разных ворсистых ниток. Выкладывание изображения предметов (сюжета) с помощью крупных бусинок и мелких пластмассовых шариков, фасоли и гороха.
Тесто - пластика
Теория: «Мукосол» - народный промысел. Рецептура приготовления соленого теста, используемые добавки для лепки различных изделий. Оборудование рабочего места, инструменты, приспособления. Правила хранения материалов. Техника безопасности.
Практика: Составление эскизов поделок. Приготовление теста. Лепка изделия. Раскраска изделия.
Первичная, промежуточная, итоговая аттестация
Контроль знаний при помощи игры – викторины, кроссворда, теста и т.д.
Контроль умений и навыков обучающихся посредством выполнения практического творческого задания

Итоговое занятие.
Подведение итогов работы.
Итоговая выставка. Творческий отчет «Страна мастеров»
Резервное время
Резервное время предусматривает увеличение часов на изучение определенной темы, вызывающей затруднения или особый интерес у обучающихся.

III. Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Работа детей по программе оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их работы, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Основным показателем полученных результатов является знания, умений и навыки, которым ребёнок должен овладеть за определённое время. Критериями оценки могут быть творческие работы детей, участие в проводимых выставках, игры в процессе занятий, которые позволяют детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания, итоговые занятия. На протяжении всего учебного года проводятся тесты и упражнения, показывающие результаты работы по развитию руки ребёнка.

IV.Методическое обеспечение по программе «Развивайка”
В процессе реализации программы используются разнообразные типы занятий, которые помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным, это игры-путешествия, викторины, спортивные соревнования, праздники и другие типы занятий.
Весь процесс обучения построен на взаимосвязи игры с другими видами деятельности. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться, что способствует удержанию внимания обучающихся и позволяет избежать их переутомления. Разнообразные игры, предложенные в программе, учитывают уровень умственного и физического развития детей, а также соответствуют целям и задачам программы.
Другие приёмы и методы, используемые на занятиях: наглядный, практический, словесный метод; наблюдение, беседа, тестирование, анализ результатов деятельности. Учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой, - позволяют педагогу не допускать нарушений неврологического характера, аффективных нарушений детского организма.
На заключительном родительском собрании, нужно представить динамику развития детей, успехи каждого ребенка, дать рекомендации для дальнейшей работы с детьми.
V. Организационно - педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
1. Оборудование для педагога.
2. Демонстрационный материал.
3. Магнитофон
4. Столы и стулья.
Материал для детей.
1. Альбомы, цветные, простые карандаши.
2. Трафареты
3. Спирографы.
4. Цветная бумага, цветной картон, белый картон, ножницы, клей.
5. Пособия: «Шнуровки», «Косички», «Сплети узор», «Пуговицы».
6. Шерстяные нитки, бархатная бумага.
7. Раздаточные листы с графическими заданиями.
8. Краски, штампы.
9. Пластилин.
10. Тесто.

Литература для педагога:
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. М., Из-во Аким, 1995 г.
2. Беззубцева Г., Андриевская Т. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Гном и Д., 2003 г.
3. Безруких М., Леворукий ребёнок. М., Вентана-Граф, 2001г.
4. Гаврина С., Кутявина Н., Куров В. Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998 г.
5. Гаврина С., Кутявина Н., Волшебные картинки. Ярославль, Академия развития,2002г.
6. Голубина Т. Чему научит клеточка. М., Мозаика синтез. 2003 г.
7. Гризик Т. Развитие речи детей 4 – 5 лет. М., Просвещение, 2005 г.
8. Гризик Т. Развитие речи детей 5-6 лет. М., Просвещение, 2006 г.
9. Каралашвили Е. Физкультурная минутка. М., Творческий центр «Сфера». 2002 г.
10. Карпушина М. Логоритмические занятия в детском саду. М., Творческий центр Сфера, 2003 г.
11. Лопухина И. Логопедия – речь, ритм, движение. С-П, Дельта.1999 г.
12. Минскин Е. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М., Просвещение, 1983 г.
13. Новотворцева Н. Учимся писать. Ярославль, Академия развития. 1998 г.
14. Сиротюк А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., Сфера, 2003 г.
15. Узорова О., Нефёдова Е., 300 узоров. Готовимся к школе. М., Планета Детства, 2003г.
16. Филиппова С. Подготовка дошкольников к обучению письму. Санкт – Петербург. Детство – пресс, 2001 г

Литература для родителей
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. М., Из-во Аким, 1995 г.
2. Гаврина С., Кутявина Н., Волшебные картинки. Ярославль, Академия развития,2002г.
3. Минскин Е. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М., Просвещение, 1983 4. Каралашвили Е. Физкультурная минутка. М., Творческий центр «Сфера». 2002 г.
5. Лопухина И. Логопедия – речь, ритм, движение. С-П, Дельта.1999 г.
6. Рузина М. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. –СПб. : ООО Издательский дом «Кристалл», 1999.
7. Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Новая школа, 2001
Скачать Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка»

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая общеразвивающая программа ДОД "Юный эколог" Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием Программа в дополнительном образовании детей: Чудеса из ткани Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Опубликовано: 1289 дней назад (13 ноября 2018)
Просмотров: 4413
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!