Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Элементы проблемного обучения на уроках информатики

Доклад "Элементы проблемного обучения на уроках информатики"
Проведение интеллектуальной разминки.
Приём «Продолжи фразу»: Я предлагаю вам первую часть высказывания, концовку вы должны спрогнозировать сами.
- Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит)
- Спрашивай и узнаешь, ищи и … (найдёшь) (монгольская посл.)
- Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать) (Р.Декарт).
- Как блохи скачут мысли с человека на человека, но … (не каждого кусают).
- Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими,… (то у каждого будет уже по две идеи)(Б.Шоу).
- Я надеюсь, что сегодня каждый из нас уйдёт, обогащённый множеством идей.
В 1998 г. Селeвко Г. К. дал определение понятия проблемного обучения: «Проблемное обучение — это организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций учителем и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению, в результате чего ученики овладевают профессиональными знаниями, навыками и развивают мыслительные способности».
Проблемные ситуации активизируют мышление (которое является творческой, а не репродуктивной деятельностью учащихся), формируют умение увидеть проблему и предложить разные способы решения этой проблемы, вызывают поисковую деятельность, и в итоге приводят к активному усвоению новых знаний.
Создавая проблемные ситуации, учитель добивается того, что само незнание приобретает активную форму, стимулирует познавательную учебную деятельность обучающихся, так как процесс разрешения противоречия есть процесс выработки нового знания.
Проблемная ситуация и процесс разрешения противоречия побуждает задавать вопросы и, тем самым, развивает мыслительные способности. Продемонстрируем, как это применимо на уроках информатики.
Можно создать проблемную ситуацию при формулировании темы урока: подвести ребят к тому, чтоб они сформулировали тему урока.
Например, учитель предлагает учащимся посмотреть на экран и подумать, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Изображены ситуации:
— Ученик отвечает перед классом.
— Регулировщик управляет дорожным движением.
— Моряк-сигнальщик передает сигналы с помощью цветных флажков.
— Друзья разговаривают по телефону.
Вопрос учителя: «Что объединяет эти ситуации?»
Обучающиеся: «На картинках происходит передача информации».
Это и есть тема нашего сегодняшнего урока: «Передача информации».
Другой пример, вместо готовой темы «Высказывание. Логические операции» на экран выводятся высказывания знаменитых людей:
- «Тяжело в учении — легко в бою» А. Суворов,
- «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России» Ф. Ушаков, и т. д.
Предлагается учащимся сказать, что это такое, и о чем будет идти речь на данном уроке.
Ответ: «Высказывания».
С помощь наводящих вопросов, опираясь на знание о «высказываниях» из курса русского языка, учащиеся подводятся к тому, чтоб они сами дали определение «высказывания» с точки зрения алгебры логики.

Проблемную ситуацию, которая способствует мышлению, воображению можно задать в ходе урока. Главная цель этих проблемных ситуаций в том, что они ставят ребят в состояние противоречия между знанием и незнанием, выходом из этого противоречия может быть только поиск решения.
Например, при закреплении темы «Компьютерная графика» создается проблемная ситуация: за ограниченное время создать рисунок «Сражение» с большим количеством танков, самолетов, флагов, кораблей и т. д. Чтобы успеть решить эту проблему учащиеся приходят к выводу, что нужно копировать объекты.
Другой пример, создать проблемную ситуацию можно при изучении темы «Текстовый редактор». В представленном файле предлагается исправить текст (заменить одно слово на другое во всем документе) за ограниченный промежуток времени:
У про100го 100рожа
Непро100рный дом:
Часто в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Ещё один пример. В рамках изучения темы «Системы счисления» можно предложить следующий подводящий диалог, чтобы дети прочувствовали необходимость изучения алгоритма перевода чисел двоичной системы в десятичную. На экране демонстрируются часы, где числа записаны в двоичной системе счисления.
Хочу предложить часовому заводу идею производства новых часов.
Вопросы учителя:
• Как вы думаете – примут ли мою идею?
• Не все поймут, что здесь изображено. Можете ли вы определить время?
• Как вы определили, который час?
• Что необычного в этих часах?
• Сравните эти часы с обычными, чем они отличаются?
• Значит, это другая система счисления
• Как вы думаете, что нужно знать для правильного перевода таких чисел?

Класс: 7. Единицы измерения информации.
Ваня попросил Максима записать их проект, объемом 701440 Кбайт на диск объемом 700 Мбайт. – Максим утверждает, К – это означает кило-, то есть в 1 Мбайт ровно 1000 Кбайт, поэтому объем проекта 701,44 Мбайт и на диск он не поместится. – Ваня утверждает, кило- в измерении информации 1024, то есть в 1 Мбайт ровно 1024 Кбайт, поэтому объем проекта меньше 685 Мбайт и на диск он поместится. Кто из мальчиков прав?
Какой возникает вопрос? – Можете сформулировать тему урока? – Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Класс: 6. Тема: «Информационное моделирование»
Задание:Разделите слова на 2 группы:
Человек, компьютер, манекен, кот, фотография кота, движение поездов, автомобиль, описание внешности человека, схема компьютера, рисунок автомобиля, скелет человека, скелет кота, автомодель, расписание движения поездов, манекенщица.
– Что у вас получилось?
– По какому принципу вы делили слова и словосочетания на группы?
- Что у вас получилось?
– По какому принципу вы делили слова и словосочетания на группы?
– Каким одним словом можно назвать условное представление любого объекта?
- Какой будет тема урока?
– На уроках информатики мы будем изучать только те модели, которые «нельзя потрогать», они являются описаниями объектов.
– Описание объекта об этом объекте несут какую-то информацию. Как тогда называют модели-описания?

Класс: 5. Тема: «Метод координат»
В многоподъездном и многоэтажном доме живут звери. Помогите льву пройти к панде. У льва очень плохая память, как записать коротко, куда ему нужно идти?

Класс: 5. Тема: «В мире кодов».
Проблемный вопрос, поставленный перед учащимися.
– Ребята! В наше отсутствие в кабинете произошли странные события – всю информацию, которую я вам подготовила, кто-то исказил и теперь я не могу ничего прочитать.
- Как вы думаете, сможете ли вы мне помочь? (Возможно, дети смогут увидеть зашифрованную фразу «Кодирование информации».)
- Тогда, может быть, вы сможете разгадать, о чем говорится на картинке с человечками?
– Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- В чем заключался талант великого сыщика Шерлока Холмса, который смог выяснить тайный смысл «пляшущих человечков»?
- Зачем кодировать информацию?
- Кто кодирует, а кто декодирует информацию?
- Что нужно знать, чтобы декодировать сообщение?

Класс: 7. Тема: «Представление информации. Естественные и формальные языки».
Демонстрируется фрагмент выступления М. Задорнова «Агент иностранной разведки».
Невероятным усилием воли я взял себя в руки и даже попытался, не тратя времени зря, выяснить секрет новой бетономешалки с программным управлением. Я спросил мастера-наладчика о порядке ее работы, на что он мне ответил:
– Слухай сюда! Положь колдобину со стороны загогулины и два раза дергани за пимпочки. Опосля чего долбани люхалкой по кувыкалке и, кады чвокнет, – отскочь дальшее, прикинься ветошью и не отсвечивай...
– Что мешает восприятию информации в этом фрагменте?
- Как избавиться от многозначности естественного (разговорного) языка при составлении инструкций и управлении техническими устройствами?
- Что необходимо ребятам узнать, чтобы решить проблему?
Существуют ли такие языки? Имеют ли они название? По каким правилам они созданы?

Класс 9: Тема: “Диаграмма как средство визуализации данных”
Учащимся предлагается для построения диаграмм следующая таблица.
Формулировка проблемной ситуации: учащиеся должны представить числовые данные, приведенные в таблице, в графическом виде. Что для этого следует сделать? Как правильно выбрать тот или иной путь решении для построения? Для этого учащиеся выбирают различные типы диаграмм, представляют в готовом виде, сравнивают, какой путь решения самый удобный
На первом уроке информатики учащимся, разделенным по группам, можно предложить самим составить инструкцию по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе; разработать комплекс упражнений снимающих напряжение с глаз, кистей рук, позвоночника.

При изучении темы «Основные компоненты компьютера и их функции» учащимся в группах предлагается из списка комплектующих собрать компьютер, достаточный для работы учителя, дизайнера, программиста и геймера.

При изучении темы «Единицы измерения информации» учащимся в группах предлагается 1Гбайт информации с флеш-карты записать на диск 700 Мбайт. Тут же возникает вопрос: почему этого нельзя сделать?
А при изучении темы «Программное обеспечение. Архиваторы» при выполнении этого же задания поставить цель: Каким образом это можно сделать?
Класс: 5.Тема «Электронная почта.
Ситуация: «На открытие магазина нужно пригласить 100 гостей, которым необходимо разослать письменные приглашения. Как выполнить эту задачу в течение одного часа?».

Изучении темы «Текстовый процессор: общий вид, назначение, основные функции»
Каждая программа обладает определенным назначением. У каждой программы есть свои определенные функции. Встает вопрос: “Как или откуда Вы можете узнать об этих функциях?”
Выслушиваются варианты ответов учащихся (учащиеся работают в парах). Из предлагаемых ответов учащимся дается задание самим сформулировать функции текстового процессора (проблемная ситуация: учащиеся еще не знают функций текстового процессора), при этом раздаются карточки каждой паре и представляется задание в электронном виде, в которое нужно внести коррективы и отобразить на странице исправленный текст несколько раз.
В процессе выполнения практического задания учащиеся самостоятельно записывают функции в карточки.
Функции текстового процессора:
1. ...... 4.
2. ...... 5.
3. ...... …
После выполнения практического задания у учителя есть возможность показать те функции текстового процессора, которые не были раскрыты учащимися, а учащиеся пытаются сформулировать их самостоятельно (проблемная ситуация).

Класс: 7. Тема «Кодирование текстовой информации».
Проблемная ситуация «Придумать принцип кодирования текстовой информации, учитывая, что символов для кодирования на компьютере всего два, а букв в алфавите значительно больше». Эта задача не кажется им трудной до тех пор, пока перед ними не встает проблема о необходимости разделения кода каждой буквы.
Применение методов проблемного обучения раскрывает потенциал информатики как предмета и формирует у обучающихся комплекс универсальных учебных действий: способность к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, самостоятельную познавательную активность в освоении нового материала, поисковую деятельность, умение осуществлять самоконтроль и самооценку и т. д.

Закончить свое выступление хочу со стихотворения Николая Рыленкова:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Презентация на тему: Элементы проблемного обучения на уроках информатики

Рекомендуем посмотреть:

Что такое технология потоковых данных Использование облачного хранилища данных в образовательном пространстве Восьмеричный переход Конспект урока информатики по теме «Разветвляющие алгоритмы», 10 класс

Похожие статьи:

Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Конспект открытого урока по информатике в 9 классе

Конспект урока информатики в 8 классе

Конспект урока информатики в 3 классе

Конспект урока информатики во 2 классе

Игра по информатике 7 класс с презентацией
Опубликовано: 1323 дня назад (14 августа 2020)
Просмотров: 2719
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!