Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка с презентацией, 2 класс. Тема: НЕ с глаголами

Методическая разработка урока русского языка на тему: Правописание частицы НЕ с глаголами. 2 класс
Автор: Гусева Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 ст. Зольской Кировского района Ставропольского края.
Описание материала. Предлагаю вам методическую разработку урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание частицы НЕ с глаголами», материал будет полезен учителям начальных классов.
Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием частицы не с глаголами.
Задачи урока.
Предметно-содержательная: развивать умение различать глаголы, ставить к ним вопросы, формировать умение написания частицы не с глаголами.
Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Используемые педагогические технологии: проблемная, здоровьесберегающая, ИКТ, технология деятельностного метода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные
Изучить орфографическое правило о правописании не с глаголом;
Уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
Выработать стойкие навыки написания не с глаголами.
Метапредметные
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; слушать и слышать других.
Личностные
Осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
Оборудование урока: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 2 класс», компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, индивидуальные карточки для учащихся.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности. (1 мин.)
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!
Пожелаем всем удачи и успешности в придачу! Слайд 1-2
2.Актуализация знаний. (5 мин.)
А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Слайд 3
Фронтальный опрос
- Чтобы продолжить наше знакомство с глаголом, давайте вспомним всё, что вы узнали на прошлых уроках.
Глагол – это … часть речи. Обозначает… Отвечает… Изменяется… В предложении является…
(Глагол-самостоятельная часть речи. Глаголы обозначают действие предметов. Отвечают на вопросы: что делать? что сделать?)
Молодцы.
Прежде чем приступить к записи даты сегодняшнего урока, давайте подготовим руку к письму.
Разминка для рук.
Замок
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смогу? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули... (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)
Покрутили... (Выполняются волнообразные движения кистями рук.)
Постучали... (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
- Откройте тетради и запишите число, «Классная работа».
-На минутке чистописания мы будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг. (Гласная и)
Запишите, используя данную закономерность. Слайд 4
и ии иии …
-Прочитайте пословицу.
Дружба творит чудеса.
-Как вы понимаете её смысл?
(Пословица показывает, что дружба это большая сила. Когда рядом надежные друзья, то по силам любое дело, даже самое сложное.)
Эта пословица будет девизом нашего урока.
Желаю вам удачи на уроке и не забывайте, что вместе у нас всё получится.
Запишите пословицу в тетрадь. Сделайте это грамотно и аккуратно.
Следим за осанкой.
3. Постановка учебной задачи. (5 мин)
Вводная беседа:
Вы учитесь во 2 классе и называют вас учениками. Каждый школьник знает, как себя вести в школе. Давайте вспомним правила. Слайд 5
Создание проблемной ситуации:
Правила школьника.
1.Разговаривай на уроке.
2.Рисуй на парте.
3.Отвлекайся.
4.Выкрикивай с места.
5.Слушай подсказки.
Учитель: Верно ли записаны правила? А как правильно сказать?
1. Не разговаривай на уроке.
2. Не рисуй на парте.
3. Не отвлекайся.
4. Не выкрикивай с места.
5. Не слушай подсказки. Слайд 6
Выдвижение гипотез.
- Скажите, в чем отличие? (Поменялся смысл, добавилось слово НЕ к глаголу.)
-Но посмотрите, везде ли одинаково написано Не с глаголами?
Где же правильно?
- А вам интересно узнать, что это за слово такое, которое меняет смысл? Какой частью речи является НЕ? Как пишется слово НЕ с глаголами? Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
Попробуем в течение урока найти ответы на эти вопросы.
Так, значит, какова будет тема урока? Сформулируйте ее. (Правописание частицы НЕ с глаголами) Слайд 7
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое не. Научиться правильно писать не с глаголами)
Итак, перед вами план нашего урока, по которому и будем работать. Слайд 8

1. Какой частью речи является НЕ? Выяснить, как называется и самостоятельной или служебной частью речи является?
2. Как пишется частица НЕ с глаголами?
3. Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
- Чтобы ответить на все эти вопросы нам предстоит провести ряд исследований.
-Сегодня у нас, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
- Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу.)
- У каждого из вас есть журнал исследований, где мы будем работать и фиксировать наши результаты.
Там же есть таблица. Она называется «Оценим свои достижения». После каждого выполненного задания, вы будете оценивать свою работу знаками. Слайд 9
« + »-молодец, выполнил все верно, без ошибок
« v »- хорошо, допустил 1-2 ошибки
« - » - допустил 3 и более ошибок.
Свои выводы вам нужно будет записывать в таблицу открытий. Слайд 10
4. Построение проекта выхода из затруднения. (10 мин)
Исследование №1
1. Какой частью речи является НЕ? Слайд 11
-Это вы выясните самостоятельно. Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования №1 и разгадайте кроссворд. Ответом на каждый вопрос является слово, которое вы будете вписывать в клеточки по горизонтали. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ.
(Работа в парах)
Кроссворд. (Словарная работа)
1) Учащийся в школе
2) В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши,
Ручки, стерки, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
3) Изображение на листе бумаги.
4) Я бываю в линейку и в клетку
И всегда получаю отметку
На уроках я молчу,
Быть отличницей хочу.
5) Вот он у доски стоит,
На него весь класс глядит.
Говорит он: «Ну, начнем.
Все тетрадки достаем!»
6) В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец,-
За спиной красивый …
7) Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь всё, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это?

Ученик, пенал, рисунок, тетрадь, учитель, ранец, карандаш
- Проверяем. Прочитайте слово в выделенном столбике. Какой же частью речи является НЕ? ЧАСТИЦА Слайд 12
Вывод 1: НЕ – это частица. Слайд 13
Фиксируем результат исследования в таблице открытий. Оцениваем свою работу.

- Теперь нам нужно выяснить самостоятельной или служебной частью речи она является.
Продолжаем исследование № 1 по плану, который записан у вас в журналах. Слайд 14
План.
1. Можем ли поставить вопрос к этому слову?
(Нельзя поставить вопрос)
2. Что обозначает, можем ли отнести это слово к имени существительному, прилагательному, глаголу?
(Не обозначает предмет, действие, признак. Глагол, существительные, прилагательные- это самостоятельные части речи.)
3. Можем ли определить, каким членом предложения является это слово? (Нет)
Работаем самостоятельно.
Итог. Если к слову нельзя поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит. Это какая часть речи? (Служебная часть речи.)
Вывод: частица НЕ-это служебная часть речи. Слайд 15
Фиксируем результат исследования в таблице. Оцениваем свою работу.

Физкультминутка
Мы глаголы изучаем,
Каждый день их повторяем.
Хлопаем вот так: 1, 2, 3.
Топаем вот так: 1, 2, 3.
Прыгаем вот так:. 1, 2, 3.
А садимся так: 1, 2, 3.

Исследование №2 Слайд 16
2. Как пишется частица НЕ с глаголами?
-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?
Глаголы не любят частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
Чтобы проверить наши предположения о том, как пишется частица НЕ с глаголами, послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице НЕ:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица НЕ – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о глаголах и частице НЕ?
- Какое открытие вы сделали?
Вывод 2: Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
- Вы самостоятельно вывели правило о правописании НЕ с глаголами.
- Где можно проверить наши утверждения?
Работа с правилом.
- Откройте стр. 78 учебника и прочитайте правило.
- Правильный ли вывод мы сделали?
- Да.
- Запишите его в свою таблицу открытий!
Устранение затруднения.
- Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать правила поведения. Слайд 17
(Да)
- Запишите их правильно.
1. Не разговаривай на уроке.
2. Не рисуй на парте.
3. Не отвлекайся.
4. Не выкрикивай с места.
5. Не слушай подсказки.
Подчеркните частицу НЕ.
Оцените свою работу.
Исследование № 3 Слайд 18
3. Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась.

- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадёшь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придешь?
- Нет, не приду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдёшь?
- Нет, не найду!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.)

Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
(Отрицательный, все отвергает)
Обратимся к пословицам. Слайд 19
1. Друг в беде бросит.
2.Новых друзей наживай, а старых забывай.
3.Бросай друга в несчастье.
4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.
Восстановить пословицы. Проверка.
- Прочитайте их правильно.
- Объясните смысл этих пословиц.
- Когда вы добавили частицу НЕ, изменился ли смысл глагола.
-Для чего же служит частица НЕ? (отрицает, отменяет или запрещает действие)
Вывод 3: Частица НЕ служит для отрицания действия. Слайд 20
Фиксируем результат исследования в таблице. Оцениваем свою работу.

6. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. (13 мин.)
Мало знать, надо и применять.
Работа в группах.
-Предлагаю вам выполнить творческое задание в группах. Слайд 21
Задание: составить небольшой текст, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.
(Каждая группа получает карточку с заданием)
Творческая работа
Составить текст, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ
1 группа – Правила поведения в лесу.
2 группа – Правила поведения в столовой.
3 группа - Правила поведения на перемене.
4 группа – Правила пользования книгой.
Проверка. По завершению работы представитель группы (его выбирают дети) читает свой вариант.
- Слушаем отчёты групп.
- Хорошо! Не забудьте оценить себя в таблице достижений.
Я вам желаю никогда не забывать эти правила и постоянно соблюдать их.
7. Рефлексия деятельности (итог урока) (5 мин.)
- Вернёмся к плану урока. Слайд 22
- На все ли вопросы ответили?
- Какие открытия сделали?
(НЕ – отрицательная частица, служебная часть речи, которая пишется с глаголами раздельно).
- Какие оценки получили? Слайд 23
Чтобы это узнать, посчитайте количество плюсиков, если их 5 – поставьте себе «5», 4 – «4», 3 – «3», «2» не выставляются.
-Поднимите зеленые смайлики те дети, которые со всеми заданиями справились верно, легко и быстро и у вас отметка 5.
-Поднимите желтые смайлики те дети, которые немного затруднялись, но почти все задания выполнили верно и у вас отметка 4.
-Поднимите желтые смайлики те дети, которые с большинством заданий не справились, было трудно, нужна помощь и у вас отметка 3
-Поднимите руки, кто совсем ничего не понял и не справился ни с одним заданием, у кого отметка 2. (Не расстраивайтесь, мы только начинаем изучение глагола и у вас, я думаю, обязательно все получится)

-Давайте вспомним девиз нашего урока. Дружба творит чудеса.
Помогла вам дружба на уроке?
В самом деле, мы с вами вместе, дружно сотворили чудо-открыли для себя новые знания.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
- Часто ли вы произносите пожелания своим близким и друзьям? Слайд 24
Давайте сейчас создадим «Дерево пожеланий». Напишите друг другу на листиках пожелания из глаголов с частицей НЕ и прикрепите на дерево.
Пусть ваши пожелания сбудутся, а полученные знания будут применяться.
Не ругайтесь,
Не дразнитесь,
Не стоните,
Не кричите,
Не спешите
Слитно не-не напишите!

- Я вам желаю не забывать новую орфограмму (прикрепляет свой листочек).
У вас в конвертах лежат карточки с глаголами-пожеланиями для гостей, выберите, написанные без ошибок и приклейте на солнечные лучики.
Не болейте Негрустите Не обижайтесь Нескучайте
Не волнуйтесь Не грустите Не скучайте Не ленитесь
Не унывайте некричите нелгите Не сердитесь
Подарите солнышко с пожеланиями гостям и пусть они у них сбудутся.
8. Домашнее задание (1 мин.)
Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Слайд 25
Для выполнения домашнего задания выберите то, цвет которого соответствует цвету выбранного вами смайлика.
зеленый- 3 уровень сложности. Найти и записать 4 пословицы по теме урока, используя глаголы с частицей НЕ.
желтый- 2 уровень сложности. Упр. № 137 стр. 79
красный- 1 уровень сложности. Написать 5 глаголов с частицей НЕ.
- Не забудьте сдать мне ваши журналы открытий. Успехов. Слайд 26
Презентация на тему: Правописание частицы НЕ с глаголами

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку для 2 класса с презентацией. Фразеологизмы Конспект урока русского языка для 2 класса с презентацией. Имена существительные Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: Закрепление умения писать слова с со Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: Повторение изученного об имени существительном

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока русского языка для 2 класса

Конспект урока по русскому языку, 2 класс

План работы отряда в лагере дневного пребывания в школе на каждый день
Опубликовано: 2277 дней назад (12 августа 2018)
Просмотров: 11962
+2
Голосов: 2
Марина Юрьевна Морозова # 13 августа 2018 в 17:46 +1
Спасибо, Наталья Владимировна! У меня как раз в этом году 2 класс. Возьму Вашу разработку на вооружение. Отдельное спасибо за презентацию. Мой голо Вам!
Гусева Наталья Владимировна # 15 августа 2018 в 21:55 +1
Спасибо за отзыв! Проводили открытый урок, получилось продуктивно и детям очень понравилось.