Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обобщение педагогического опыта по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется (строится) жизненное знание нравственности и благородства».

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда речь идет о детях раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления патриотизма.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства привязанности к окружающим. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

В младшем возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.

Воспитание начинается с рождения и здесь самое главное не упустить время, найти достойные методы и приёмы, создать благоприятные условия для воспитания, именно, личности.

В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Корни этого влияния — в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями маленький ребёнок получает первые представления о культуре русского народа. Любовь к своей Родине зарождается в период раннего детства, когда ребёнок особенно восприимчив.

Первый этап работы с младшими дошкольниками — это приобщение их к устному народному творчеству. С раннего возраста дети откликаются на потешки, приговорки, попевки, народные песни. Мы постоянно используем их в своей работе, обращая внимание детей на то, что русский народ отображает в них свою жизнь.

С первой младшей группы еще, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка - водичка». И сразу же воспитываем аккуратность, опрятность, приучаем к чистоте. Читая потешку «Пошёл котик на торжок» воспитываем у детей желание делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему. А чего только нет в народных песнях, и солнышко светит, и гуленки — голуби воркуют и серенький коток ведёт киску за лапочки. Вместе с прослушиванием песенки показываем картинки из книжки, поём вместе с детьми для кукол и детям во время дневного сна.

Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.

Вторым этапом работы с младшими дошкольниками являются сказки. Рассказывая сказку «Курочка Ряба» в доступной форме стараемся донести детям то, что учим сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а рассказывая сказку «Теремок» воспитываем у детей дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.

Так как игра - ведущая деятельность детей, то среди множества игр, которые мы предлагаем малышам есть и русские народные игры. Эти игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, с особенностями проведения народных игр, развивают нравственные и патриотические чувства: любовь русского народа веселью, знакомство с лучшими национальными традициями. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.

Не маловажную роль играют в воспитании нравственно-патриотических качеств и такие формы малого устного фольклора как пословицы, поговорки, загадки. Через загадки воспитываем у детей любовь к родному краю, учим видеть красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней, ответственность за поступки негативное отношение к природе. Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа «Поговорка-цветочек, пословица- ягодка». Пословицы и поговорки своими краткими изречениями заключают в себе выводы из наблюдений об окружающем. Они учат правилам поведения, моральным нормам. Предлагая детям пословицы и поговорки, выбираем те, которые близки по смыслу и пониманию детей, есть целые книжечки с ними, где ярко в самобытном стиле русского народа раскрыта суть, главная мысль.

Из опыта работы могу сказать, что работу по нравственно-патриотическому воспитанию нужно вести систематически и последовательно по блокам:
- «Моя семья»- учить детей называть имена членов семьи, воспитывать чувство гордости, уважения к старшему поколению.
- «Наши мамы и папы» - прививать уважение к родителям, их труду.
- «Родной мой дом» - прививать любовь к своему дому, детскому саду, воспитывать желание к своему дому, детскому саду, воспитывать желание оказывать помощь своим родным.
- «Мой город» - познакомить с названием родного города, с растительным и животным миром, воспитывать бережное отношение к природе.

Используя такие формы работы, как занятия, беседы, рассказы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, игры со строительным материалом, наблюдения за живой и неживой природой, за трудом взрослых, чтение художественной литературы.

Необходимо помнить, что возможности патриотического воспитания не реализуются сами по себе, необходима систематическая работа педагогов и родителей. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада и членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Рекомендуем посмотреть:

Праздник 23 февраля в старшей группе Конспект НОД к 9 мая на тему: Четвероногие солдаты Победы Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду «Родной край» Дидактические игры в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию
Викторина для детей подготовительной группы с презентацией. Перелётные птицы
Опубликовано: 43 дня назад (30 июня 2022)
Просмотров: 100
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!