Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Сказка «Лисичка со скалочкой»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка Лисичка со скалочкой»
Данная разработка может оказаться полезной для воспитателей младших и средних групп. Она демонстрирует еще один разработанный мной способ работы с текстом, который состоит в изготовлении развивающего пособия по мотивам произведения и применения его в процессе чтения и беседы, а также длительное время после знакомства с текстом. В данном случае это «ожившие» герои сказки, представленные в виде фигурок на палочках. Сама сказка превращается в сценарий, мы с детьми можем многократно проигрывать сюжет, видоизменяя его, усложняя, добавляя новые смыслы. Применение данного подхода дает хорошие результаты: дети увлеченно проигрывают сюжет, имея возможность в буквальном смысле прикоснуться к персонажам, быть режиссерами, привносить свою тональность в характер героя. Дети испытывают ИНТЕРЕС к чтению, к художественной литературе, а это основа для успешного развития речи.

Рисовали героев мои дети: Соня 14 лет и Маша 11 лет. Каждый герой вырезался, обклеивался скотчем (можно заламинировать), прикрепляется палочка (от мороженого или одноразовая палочка-"ложка", можно использовать и счетные палочки)
Задачи НОД:
1. Учить давать оценку поступкам героев.
2. Пополнять словарный запас детей.
3. Продолжать прививать навык вести диалог.
4. Развивать умение строить развернутый ответ-определение.
5. Развивать навык применения в речи интонации.
6. Учить пересказу.
7. Развивать в детях чувство эмпатии и чувство справедливости.
Материалы и оборудование:
1) текст сказки «Лисичка со скалочкой»;
2) персонажи на палочках: лиса, дед, бабка, курочка, гусочка, уточка, собака;
Ход НОД
Мотивационный этап
Воспитатель: Ребята, кто такие лесные животные?
Дети: Которые в лесу живут!
Воспитатель: Давайте скажем красиво: лесные животные — это такие животные, которые живут в лесу. Повторяйте за мной (несколько раз проговаривается фраза вместе с детьми, помощь воспитателя с каждым разом снижается, дается возможность детям самим построить фразу).
Часто лесные животные встречаются нам в сказках. И самый страшный там… зубастый, злой, всегда голодный…?
Дети: Волк! Серый волк!
Воспитатель: конечно! Молодцы! А кто наоборот никому не страшен, а сам всех боится? Трусишка-…..?
Дети: Зайчишка!
Воспитатель: Верно! А кто же в лесу самый красивый, самый хитрый?
Дети: Лиса!
Воспитатель: Молодцы, всех лесных зверей угадали ПО ОПИСАНИЮ. Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, в которой лиса является главной героиней. Сказка называется «Лисичка со скалочкой». Знаете, что такое скалочка, скалка?
Дети: Чем тесто катают.
Воспитатель: Скалка — это приспособление для раскатывания теста. Давайте вместе проговорим ответ (проговаривают фразу несколько раз). (показывает игрушечную скалку). Лисичка в сказке была со скалочкой. Но зачем она ей, неужели лисица решила что-то испечь? И зачем, для кого? А вот послушайте.

Деятельностный этап
Воспитатель читает текст сказки, демонстрируя попутно изображения героев на палочках.
Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.
Пришла в деревню и стучится в избу:
— Стук-стук-стук!
— Кто там?
— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
— У нас и без тебя тесно.
— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Её пустили.
Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:
— Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!
Мужик – делать нечего! – отдал ей за скалочку курочку.
Взяла лисичка курочку, идёт да поёт:
— Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку,
За скалочку взяла курочку!
Пришла она в другую деревню:
— Стук-стук-стук!
— Кто там?
— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
— У нас и без тебя тесно.
— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку.
Её пустили.
Лисичка легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, а курочку под печку.
Рано утром лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела, а после и говорит:
— Где же моя курочка? Давайте мне за неё гусочку!
Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдавать ей за курочку гусочку.
Взяла лисичка гусочку, идёт да поёт:
— Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку,
За скалочку взяла курочку,
За курочку взяла гусочку!
Пришла она под вечер в третью деревню:
— Стук-стук-стук!
— Кто там?
— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
— Да у нас и без тебя тесно.
— А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку.
Её пустили.
Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку.
Утром, чуть свет, лисичка вскочила, схватила гусочку, съела да и говорит:
— А где же моя гусочка? Давайте мне за неё девочку!
А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе:
— Бери, лиса, девочку!
Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит:
— Девочка, пой песни!
А собака в мешке как зарычит!
Лиса испугалась, бросила мешок – да бежать…
Тут собака выскочила из мешка – да за ней!
Лиса от собаки бежала-бежала да под пенёк в нору юркнула. Сидит там и говорит:
— Ушки мои, ушки! Что вы делали?
— Мы всё слушали.
— А вы, ножки, что делали?
— Мы всё бежали.
— А вы, глазки?
— Мы всё глядели.
— А ты, хвост?
— А я всё тебе мешал бежать.
— А, ты всё мешал! Ну постой же, я тебе задам! – И высунула хвост из норы. – Ешь его, собака!
Тут собака ухватилась за лисий хвост, вытащила лисицу из норы и давай её трепать!


Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Какой предстает перед нами лиса в этой сказке?
Дети:Хитрая!
Воспитатель:Вместо того, чтобы быть благодарной хозяевам за ночлег лиса пользовалась их гостеприимством и добротой и обманывала, заставляя отдавать то уточку, то гусочку, то курочку. Она пользовалась тем, что ей встречались ДОБРЫЕ люди. Не смотря на то. что они ни в чем не были виноваты и ничего не брали, они жалели лису и давали ей что-то свое. Доброта их еще и в том, что они пускали лисичку на ночлег, несмотря на то, что самим было тесно. Выходит, ребята, что добрые люди чаще всего и страдают от хитрых! Лиса обижает, обманывает добрых людей. Про лису еще можно сказать, что она "непорядочная". Порядочный - это тот, кто не способен на хитрость и низкий поступок. Итак, какая лиса?
Дети: Хитрая и непорядочная.
Воспитатель: Однако нашелся человек, который и лису смог перехитрить, подсунув вместо девочки собаку. Поделом тебе, лиса! Тут собака ухватилась за лисий хвост, вытащила лисицу из норы и давай её трепать! - вот так была наказана лиса за свои низкие поступки. Зло оказалось наказанным.
Сейчас я прочитаю сказку еще раз, а вы внимательно послушаете. Затем попробуем вместе пересказать ее, как запомнили.
(читает, демонстрируя на каждом новом витке сюжета героев, которые вступают в повествование)
Затем дети пересказывают: каждый - по маленькому эпизоду, по порядку, один заканчивает эпизод, следующий начинает. При пересказе дети активно используют героев на палочках.
Фигурки на палочках служат у нас в группе атрибутом в театрализации: в организованной либо свободной деятельности детей, находясь в свободном доступе. Также мы придумываем новые истории, но используем этих героев, наделяя их новыми чертами характера. Когда я объявила, что лиса у нас справедливая, добрая и порядочная, для детей это стало настоящей проблемной ситуацией. Начался "мозговой штурм", ведь все перевернулось с ног на голову, мы отошли от общепринятого, привычного. Мыслить нестандартно - это ценнейшее качество человека, и именно его мы и развиваем в таких образовательных ситуациях.
Для изготовления фигурок на палочках можно скачать их изображение.







Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Чарушин «Зайчата» Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе детского сада. Сказка «Два жа Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение сказки «Заяц–хваста» Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе "Заюшкина избушка"
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Сказка «Жихарка» | Конспект занятия по развитию речи в младшей группе с применением мнемотехники
Опубликовано: 793 дня назад (4 сентября 2022)
Просмотров: 1815
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!