Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка Жихарка»
Данная разработка может оказаться полезной для воспитателей средней и старшей группы. Моя работа призвана показать подход к работе с дошкольниками, который дает хороший результат. Чем больше мой опыт работы с детьми, тем крепче убеждение, что каждая образовательная ситуация должна подаваться детям в системе: в привязке к уже известному, с опорой на смежные области знаний и обязательно с ярким и новым знанием в итоге. Также я открыла для себя, насколько эффективными получаются образовательные ситуации по развитию речи, если подкреплять их эффектным итогом в виде театрализации, изготовления какого-либо итогового продукта, который можно внедрить в повседневную образовательную деятельность детей. Доля участия детей в итоговом продукте может быть различной, однако его применение охватывает абсолютно всех воспитанников группы. Постепенно мне удается разрабатывать все новые виды этого итогового продукта, в данной НОД таковым стало изготовление для детей и вместе с детьми игры-ходилки по мотивам сказки «Жихарка».
Нарисовать героев мне помогали мои дети: Соня 14 лет и Маша 11 лет. В процессе знакомства с текстом я использовала эти изображения героев, а затем, по окончании работы, мы вместе с детьми изготовили игру-ходилку, применив эти изображения в качестве основополагающих элементов игры.
Задачи НОД:
1. Учить замечать образные слова и выражения в тексте.
2. Закреплять умение подбирать синонимы (дорожить-любить, удалой - проворный, смекалистый,
3. Обогащать словарный запас детей (удалой, проворный, неумеха, смекалка, дорожить,
4. Развивать мышление, память, воображение, внимание.
5. Помогать детям помогать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
6. Закреплять умение внимательно слушать выступления своих товарищей, развить эмоциональный интеллект (понимание эмоций другого человека).
Материалы и оборудование:
1) текст сказки «Жихарка»;
2) изображения главных героев (лиса, петух, Жихарка, кот);
Мотивационный этап
Воспитатель: Ребята, есть у меня один знакомый мальчик. Вы знаете, как я про него говорю?
Дети: Как?
Воспитатель: Мал, да удал. Удал — значит «удалой», то есть проворный, умный, сообразительный. Обычно считается, что, если человек маленький (ростом или возрастом), значит он ничего не умеет и не может, что он глупенький, несмышленый, неумеха. Однако бывают такие маленькие, которые, несмотря на свои размеры или возраст, обладают умом, смекалкой (смекалка — умение быстро соображать, находить выход из сложных ситуаций) получше, чем большие. И вот про таких говорят «Мал, да удал» Вот такой у меня знакомый мальчик: несмотря на то, что он еще в детский сад ходит, он умеет колесо делать, отжиматься от пола 5 раз и еще много всего. Хотите послушать историю про одного такого удалого мальчика? Но только он в сказке живет, а зовут его Жи-хар-ка. Попробуем вместе произнести его необычное имя (дети произносят).
Деятельностный этап
Воспитатель читает текст сказки, демонстрируя попутно изображения героев.
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая, точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать да и говорит:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая, точеная, ручка золоченая, — Жихаркина. Никому ее не отдам.
Только хотел ее на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.
Лиса идет!
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки.
«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
— Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть.
Взяла лиса лопату:
— Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький.
На лопату сел, ручки-ножки растопырил — и в печку-то и нейдет.
— Не так сидишь, — говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.
— Да не так, — лиса говорит.
— А ты мне, тетенька, покажи, я ведь не умею.
— Экой ты недогадливый! — лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!
Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лестнице — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Воспитатель: ребята, почему Жихарке удалось спасти себе жизнь? Что он придумал?
Дети: Обманул лису!
Воспитатель: Да, обманул. Но как именно? "ручки-ножки растопырил — и в печку-то и нейдет". То есть стал делать вид, что не понимает, как ему лечь на лопату. Жихарка сделал вид, притворился, прикинулся непонимающим. То есть применил хитрость! Хитрость - это преодоление трудностей применяя ОБМАН. Обманывать в таких ситуациях не плохо, а только на пользу.
Ребята, но ведь сначала лиса применила хитрость, чтобы выманить Жихарку и украсть. Что она сделала?
«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму. В чем состоит хитрость? Лиса, зная, как дорожит (сильно любит) Жихарка своей ложкой, обманула его, сделав вид, что сейчас заберет ее себе.
— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам! - и выдал себя, схватила его лиса. Оба - и лиса, и Жихарка умеют хитрить, в этом мы с вами убедились. Но вот почему же именно Жихарка в итоге вышел победителем? Что есть у Жихарки, чего нет у лисы? Ум, ребята! Он же маленький, да удаленький! Лиса хитрая, большая, да не умная, смог ее Жихарка ввести в заблуждение, обмануть, поверила она, что он не понимает, как на лопату сесть, не догадалась, что Жихарка хитрит, прикидывается. Эх, хитрая лиса, но глупая!
Воспитатель: А теперь давайте пройдем на ковер и ляжем так, как Жихарка на лопате (физминутка). Ляжем на спину, ноги-руки растопырим.
Дети выполняют упражнение. А как нужно было, чтобы в печку пролезть? Вот как лиса показала: "в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась".
Дети выполняют упражнение.
Рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, чему нас научил Жихарка? Что никогда не нужно сдаваться, если попал в буду. Нужно думать, как спасти себя, как выпутаться из сложной ситуации. Может помочь хитрость. Жихарка применил хитрость? А давайте вспомним, какие еще герои сказок применяли хитрость, чтобы спасти себя? («Маша и медведь» - вспомнить эпизод, пересказать вместе с детьми, «Гуси-лебеди» - вспомнить эпизод, пересказать вместе с детьми).
Ребята, давайте представим, что случилось бы с Жихаркой, если бы он покорно лег на лопату, как лиса приказала? И как вам такая сказка? Грустно, правда?
Мы с вами прочитали сказку про умного, хитрого, смекалистого, удалого Жихарку и поняли, что такие сказки помогают нам самим учиться быть похожими на него.
В течение нескольких дней после проведения этого занятия воспитатель подмечает ситуации среди детей, когда можно применить пословицу «Мал, да удал» и произносила ее, тем самым закрепляя на практике понимание ее смысла детьми, а также обогащая их словарный запас и образную речь.
В день проведения занятия, после полдника приглашаю детей поучаствовать в изготовлении игры по мотивам прочитанной сказки.
Ход работы:
1. Два листа белого картона форматом А3 склеить между собой - это игровое поле.
2. Из зеленого и коричневого картона изготовить в произвольной форме елочки и другие деревья (Жихарка ведет свое путешествие по лесу).
3. Из коричневого и желтого - муравечник, домик бабы Яги. "Наполнить путь" можно любыми предметами, насколько позволит ваша фантазия.
4. Разместить героев на поле, наметить "Старт" и "Финиш", провести кривую пути между ними, заполнив путь деревьями, муравейником, домиком бабы Яги и т.д. Определить, на каких этапах пути будет "пропуск хода", "возвращение назад", "продвижение вперед" и другие варианты, по вашему замыслу.
В моем варианте игры путь главного героя соответствует сюжету: от кота и петуха Жихарка попадает к лисе. Здесь задача - кто быстрее "расскажет сказку", "пройти по сюжету". Можно сделать иначе: от лисы Жихарка держит путь к своим друзьям. В таком случае задача будет иная - спастись от лисы и вернуться поскорее домой.
Данная игра стала любимой среди воспитанников, дети прочно усвоили смысл и мораль сказки, запомнили характеристики героев, обогатили свой словарный запас.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Чарушин «Зайчата»
Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе детского сада. Сказка «Два жа
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение сказки «Заяц–хваста»
Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе "Заюшкина избушка"