Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект родительского собрания в детском саду в старшей группе «Игра как средство развития ребенка»

Родительское собрание в ДОУ на тему «Игра как средство развития ребенка» (старшая группа)
Цель: повышение педагогической компетенции родителей на тему «Игра как средство развития ребенка», сплочение родительского коллектива.
Подготовительная работа:
- оформление педагогом тезисов и высказываний о значении игры в развитии ребенка;
- подготовка презентации «Игры, в которые мы любим играть»;
- подготовка материала к видеоролику «Как дети играют в детском саду».
Подготовка родителями домашнего задания:
- создание презентации «Игры на кухне»;
- изготовление дидактических игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- создание видеоролика «Как дети играют в детском саду».
Участники и ведущие: воспитатели, родители.
Оформление зала: украшенный зал, высказывания о значении игры в развитии ребенка, столы для демонстрации дидактических игр, а также атрибутов для различных видов игр, изготовленных педагогами совместно с детьми, педагогами, родителями.
Ход собрания
(Собрание проходит в музыкальном зале. Звучит песня «Разноцветная игра» муз. Б.Савельева, слова Л.Рубальской).

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас и наше собрание хотим начать с замечательного и трогательного стихотворения Т.А. Ткаченко «Планета Детство» (воспитатели читают стихотворение по четверостишью).
Планета «Детство»
Есть такая планета Детство,
Каждый там побывал однажды,
Не открыто наукой средство,
Чтобы в детство явиться дважды.

Только нам дано поселиться
И годами жить на планете,
Где добром согретые лица,
В чистоте первозданной дети.

Нас простят за грехов напасти,
Нас полюбят за так, без выгод.
Дети дарят тепло и счастье,
Дети знают из стресса выход...

Педагоги - каста особая
И ребёнок чувствует это,
Подойдёт, посмотрит, потрогает
И...возьмёт на свою планету!

– Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность - приятные, добрые детские воспоминания.
- А сейчас мы немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В корзине находятся листочки с вопросами. Родители вытягивают записки из корзины, звучит музыка, корзина движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась корзина. Желающие могут дополнить ответ.)
- В какую игру играли недавно с ребенком?
- Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
- Какие игры чаще играет ваш ребенок?
- При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
- Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
- Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
- Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
- Какие игрушки любимые у ребенка?
- Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

- Послушайте высказывания великих педагогов о значении игры для развития ре-бенка (воспитатель зачитывает высказывания, которые показаны на слайде по-очередно).
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
А. С. Макаренко
«Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра»
А. С. Макаренко
«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоя-тельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»
Макаренко А. С.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
«Игра – это огромное светлое окно, через который духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский.
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
- Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и имеет большое значение в развитии ребенка. «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело». В игре ребенок учится считать, читать, трудиться и уважать труд других людей, общению со сверстниками и взрослыми…
Игра – есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

«Как мы играем в детском саду» (показ презентации)
Воспитатели рассказывают в какие игры они играют с детьми в детском саду, о видах игр и их значении, сопровождая свой рассказ показом слайдов.
Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.
- Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.
- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)
- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.
Презентация «Увлекательные и полезные игры на кухне» (подготовила Наталья Александровна Д. - мама Кати Д.).
- Есть игры, которые не потребуют от родителей особо тщательной подготовки, такую игру можно организовать, например, прямо на кухне, когда Вы заняты приготовлением пищи. Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Такие игры направлены не только на развитие мелкой моторики, но и помогают развивать внимание, память, мышление.
«Золушка»
Что развивает: мелкую моторику, усидчивость, наблюдательность
Что нужно: разные крупы/ бобовые, макароны разной формы
В одной большой емкости смешайте фасоль, горох, нут или макароны разной формы (ракушки, бабочки, спирали, трубочки). Поставьте перед малышом мисочки поменьше и предложите ему все рассортировать.
Другой вариант: дайте ребенку перебрать рис,гречку или пшено: покажите ему, какие крупинки плохие, и пусть малыш найдет их. Так он не только разовьет мелкую моторику, но еще и поможет вам на кухне.
«Лепка из теста»
Что развивает: мелкую моторику, воображение
Что нужно: тесто
Отличная игра, которая поможет занять ребенка, пока вы готовите. Даже если вы не собираетесь печь пироги, сделать небольшое количество теста специально для малыша не займет у вас много времени. Предложите ребенку вылепить из теста овощи, посуду для кукол, фигурки животных или игрушки.
«Найди цвет»
Что развивает: логику, внимательность
Что нужно: не нужно никаких дополнительных предметов
Выберите какой-нибудь цвет или предложите это сделать малышу, а потом попросите его найти на кухне и назвать все предметы этого цвета. Можно также спрашивать, съедобный этот предмет или нет.
Другие варианты: можно искать предметы не только по цвету, но и по форме, размеру и другим признакам.
«Кот в мешке»
Что развивает: логику, воображение, внимание, сообразительность
Что нужно: один или два пакета, мелкая кухонная утварь, овощи, фрукты
В непрозрачный пакет сложите овощи, фрукты и небольшие мелочи для кухни (чем разнообразнее будет их форма, тем интереснее). Ребенок, не заглядывая в мешок, опускает руку в мешок, выбирает «жертву», ощупывает предмет, не доставая его, и пытается угадать, что это может быть. И так с каждым предметом в мешке.
Другой вариант: в два непрозрачных пакета выложите одинаковые наборы предметов, малыш из одного мешка достает «кота», а в другом на ощупь пытается найти его пару.
«Загадки»
Что развивает: логику, образное мышление
Что нужно: фантазия мамы
Загадывайте малышу загадки про продукты, предметы для кухни, столовые приборы. Например, «Чем ты можешь есть макароны, но не можешь есть суп?» или «У него желтая шкурка, и он кислый на вкус». А если ребенок не может сразу догадаться, давайте ему подсказки («У этого предмета четыре зубчика» или «Мы можем отрезать от него кружочек и положить его в чай»).
«Художник»
Что развивает: воображение, моторику
Что нужно: мука, соль, манка, макароны разной формы, крупы
Для того чтобы рисовать, не обязательно нужны кисти и краски. Насыпьте на тарелку муку, соль или манку и предложите ребенку создать картину при помощи пальчика.
Другие варианты: намажьте бумагу клеем, дайте ребенку крупы, горох, фасоль и макароны разной формы. Пусть малыш приклеит их на бумагу так, чтобы получилась картина.
Дайте ребенку макароны разной формы и цветов: из них можно выкладывать на тарелке или столе предметы, например, солнце, домик, дерево и т. д.
«Кулинарная математика»
Что развивает: логику
Что нужно: продукты для приготовления блюда
Собираетесь готовить суп? Выложите перед ребенком все продукты, которые необходимы для его приготовления, и вместе попробуйте рассчитать, сколько каких овощей нужно, для того чтобы суп получился вкусным (например, две картофелины, одна луковица, одна морковка). Также можно посчитать общее количество продуктов. То же самое можно проделать с салатом или компотом.
«Вкусные слова»
Что развивает: речь
Что нужно: не нужно никаких особых предметов
Пока обед готовится, можно поиграть в эту простую игру. Вы называете какое-нибудь «вкусное» слово, например, «торт», и «кладете» его на ладошку ребенку. Он должен его «съесть». Затем малыш «угощает» вас. И так по очереди вы «кормите» друг друга вкусными словами, пока не «съедите» все. Также можно поиграть в «кислые», «острые», «сладкие» и другие слова.
«Что пропало»
Что развивает: логику, память
Что нужно: продукты, предметы кухонной утвари
Положите перед ребенком несколько предметов, например, салфетку, печенье и апельсин (минимум три, но постепенно можно увеличивать количество). Пусть малыш внимательно на них посмотрит и назовет каждый из них. Затем попросите его закрыть глаза и уберите один из предметов. Затем пусть ребенок откроет глаза и назовет, что исчезло со стола. Можно усложнить задачу, убрав не один, а несколько предметов и поменяв местами оставшиеся.
- Особое внимание хотим уделить сюжетно-ролевым играм.
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения [1]. Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.
Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.
• Сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
• Через сюжетно-ролевую игру ребёнок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления.
- Просмотр видеоролика «Как мы играем в детском саду» (сюжетно-ролевые игры «Ателье» и «Кафе»)
Заключительная часть.
- Собрание подходит к концу. Хотим выразить Вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».
Благодарим родителей за помощь в изготовлении атрибутов для игр, за монтаж видео ролика… (воспитатели вручают благодарственные письма родителям за активное участие в жизни детского сада).

Рефлексия
1. Впечатление от родительского собрания.
2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей) .
- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект родительского собрания в старшей группе. Музыкальные игры Конспект родительского собрания для старшей группы детского сада Родительское собрание в старшей группе ДОУ с презентацией Конспект родительского собрания в старшей группе
Викторина «Что? Где? Когда?» в детском саду в подготовительной группе на День космонавтики
Опубликовано: 1392 дня назад (28 июня 2020)
Просмотров: 2444
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!