Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Викторина «Что? Где? Когда?» в детском саду в подготовительной группе на День космонавтики

Викторина про космос для детей старшего дошкольного возраста «Что? Где? Когда?» «Загадочный мир далеких планет»
Автор: Богдан Альбина Газизовна
Занятие будет интересно воспитателям старшей и подготовительной группы, родителям и детям.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: познакомить детей с основными планетами, закрепить и обобщить знания о космосе.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон; систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах; обогатить и расширить представления и знания детей о космосе.
Речевые: развивать связную речь, обогатить словарь детей: название планет, Вселенная, Солнечная система, природный спутник, искусственный спутник, млечный путь, галактика, Большая Медведица, черная дыра, комета, метеорит, астрономия, космонавт, скафандр.
Развивающие: Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей,
Воспитывающие: Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса.
Демонстрационный материал: портрет Ю.Гагарина, картинки с изображением планет, волчок со стрелкой.
Раздаточный материал: цветные конверты с заданиями, разрезные картинки с изображением самолета и ракеты.
Предварительная работа: чтение познавательных рассказов из детской энциклопедии «Космос», беседы о космонавтах, солнечной системе, планетах, просмотр мультфильмов, иллюстраций о космосе, наблюдение за небом в вечернее и утреннее время, рисование, аппликация, заучивание стихов.
Ход НОД:
Дети под музыку входят в зал (выстраиваются полукругом).
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Вы, наверное, уже знаете, что каждый год 12 апреля, наша страна и весь мир отмечают День космонавтики. А вы знаете, почему именно 12 апреля? Дело в том, что именно 12 апреля наш космонавт совершил первый в мире космический полет. А знаете ли вы, кто был первым человеком, побывавшим в космосе? (Ответ детей).
(На доске слайд 1- портрет Ю. Гагарина)
Воспитатель:«А кто такой Юрий Гагарин?»
Дети:
Он летчик отважный и смелый,
Прославил страну на весь мир.
Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил.
Он - космонавт, первым вышедший к звездам.
В космической ракете,
С название «Восток»
Он первым на планете,
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А, знаете ли вы, что такое Вселенная, Солнечная система, Млечный путь, кометы и метеориты (ответы детей).
Воспитатель: Хорошо, тогда я предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Вам предстоит выполнить множество заданий, которые помогут вспомнить всё, что вы знаете о космосе, Солнечной системе и космонавтах. Согласны? Для этого вам необходимо разделиться на две команды: одну команду мы назовем «Лунтики», другую – «Марсиане».
Выбираем капитанов команд. Дети садятся за столы. На каждом столе стоит волчок, лежат карточки (разного цвета) с вопросами.
Воспитатель: Волчок заводит команда, давшая правильный ответ на предыдущий вопрос. Стрелка указывает на карточку с вопросом. Вопрос может обсуждать вся команда, а ответ должен дать только один из игроков. На обдумывание дается только одна минута. За правильный ответ и дополнение к ответу команда получает фишку. Если команда не справится с заданием, на этот же вопрос может ответить вторая команда. За каждое нарушение игровых правил команда может лишиться одной фишки. По окончании игры подсчетом фишек определяется победившая команда.
Дети крутят волчок.
Выпал красный сектор (красный конверт).
Вопросы команде «Лунтики»:
1.Что такое Солнечная система? (система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света – Солнце).
Какие планеты вы знаете? Назовите их (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
Есть ли жизнь на этих планетах? (только на планете Земля, на остальных нет).
Почему на земле есть жизнь? (на земле есть воздух, вода, тепло).
Воспитатель: Правильно, только на Земле есть условия, необходимые длят жизни растений, животных и человека.
Вопросы команде «Марсиане»:
2.Что такое Вселенная? (это огромное пространство, заполненное планетами, звездами, галактиками, черными дырами, туманностями и т.д. Наша планета – это всего лишь песчинка в бесконечных просторах вселенной).
Скопления звезд с планетами образуют что? (Галактику)
Как называется галактика, в которой находится наша планета? (Млечный путь).
Почему она имеет такое название? (Млечный путь мы можем увидеть в ночном небе в виде светлой туманной полосы, похожей на молочную реку).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Розовый сектор (задание выполняют одновременно две команды).
Воспитатель: Соберите картинки и скажите, кто летает на этих кораблях?
Молодцы! Правильно ответили на вопросы. Играем дальше.
Музыкальная пауза (во время музыкальной паузы дети двигаются под музыку «Роботы и звездочки»).
Зеленый сектор (загадки).
Загадки для команды «Лунтики».
1. Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Большая Медведица)

2. Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора — Это черная … (дыра)

3. Есть в небе звёздочка одна,
Какая - не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь. (Полярная звезда)

4. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)

5. Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
Загадки для команды «Марсиане».
1. Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то
Он много лет летит, летит
Космический… (Метеорит)

2. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)

3. До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)

4. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)

5. Эта желтая звезда
Согревает нас всегда.
Все планеты освещает,
От других звезд защищает. (Солнце)
Синий сектор (задание выполняют одновременно две команды).
На доске размещены картинки – планеты и луна.
Воспитатель: Найдите лишний предмет (Луна – спутник).
Воспитатель: Совершено верно, это Луна, так как луна не является планетой, Луна – спутник земли.
Воспитатель: Что такое спутник? (спутник – это небесное тело, которое движется вокруг планеты).
- Имеют ли спутники другие планеты? (да, у Юпитера целых 15 лун).
- Какие планеты не имеют спутники? (Меркурий и Венера).
Воспитатель: Спутники бывают естественные или искусственные.
- К какому спутнику относится Луна? (естественный).
- Что же мы тогда называем искусственными спутниками? (спутники, сделанные руками людей).
- Для чего они нужны? (У каждого искусственного спутника свое назначение: метеоспутники ведут наблюдение за погодой, спутники связи передают на большие расстояния теле- и радиосигналы, есть спутники, необходимые для проведения научных исследований в космосе).
Желтый сектор «По порядку становись».
Задание выполняется на столе с использованием готовых карточек. Два участника команды раскладывают карточки, с изображением планет, в правильной последовательности.
После выполнения задания воспитатель с детьми проверяет правильность выполнения задания.
Оранжевый сектор «Блиц-опрос» (вопросы задаются по очереди двум командам, за каждый правильный ответ выдается фишка).
1. Как называется наша планета? (Земля)
2. Какую форму она имеет? (Шарообразную)
3. Есть у нее спутник? (Есть)
4. Как называется спутник Земли? (Луна)
5. Есть ли на Луне вода? (Нет)
6. Что такое Солнце? (Звезда)
7. Назовите самую большую планету солнечной системы? (Юпитер)
8. Назовите самую маленькую планету солнечной системы? (Плутон).
9. Какие планеты называют газовыми гигантами? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
10. Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)
11. Чем похожи все планеты Солнечной системы? (Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.)
12. Какие планеты, имеют кольца? (Сатурн, Уран, Нептун).
13. На какой планете солнечной системы есть воздух и вода? (Земля).
14. Как называется путь, по которому летит спутник или космический корабль? … (Орбита).
15. Как называется профессия тех, кто летает в космос? (Космонавт).
16. Как зовут первого человека, полетевшего в космос? (Ю.А. Гагарин)
17. Одежда космонавта? (Скафандр).
18. Как называется прибор для наблюдения за небесными светилами? (Телескоп).
19. Как назывался космический корабль, на котором полетел в Космос Юрий Гагарин? («Восток»).
20. Как называется группа звезд? (Созвездие)
21. На что похоже созвездие Большой Медведицы? (На ковш)
22. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (За год).
Конкурс капитанов команд (задание на ориентирование в пространстве).
Воспитатель: Уважаемые знатоки! Вы показали отличные результаты, ответили на все вопросы. Молодцы!
- Уважаемое жюри, просим Вас подвести итоги сегодняшней космической викторины.
Поздравляю вас с победой! Спасибо за интересную и увлекательную игру!
Поощрение участников викторины (угощение, медали, значки…).

Рекомендуем посмотреть:

Словесно-дидактические игры по теме "Космос" для старших дошкольников Литературная викторина по сказкам Сутеева для детей подготовительной группы Дидактические игры по теме "Космос" для детского сада. Старшая группа Дидактическая игра для детского сада на лексическую тему "Космос". Старшая группа
Конспект родительского собрания в детском саду в старшей группе «Игра как средство развития ребенка»
Опубликовано: 2088 дней назад (8 августа 2018)
Просмотров: 4238
Рубрика: викторины
+2
Голосов: 2
Инна Полякова # 10 августа 2018 в 21:01 +2
Очень интересная викторина. Все доступно, понятно и красочно. К сожалению, сейчас не часто вспоминают про космос, и мероприятий на эту тему не много. Обязательно возьму себе на заметку и буду использовать при подготовке к занятиям со своими учениками с умственной отсталостью .