Краткосрочный проект «Птицы зимой» в средней группе ДОУ
Автор: Фуртуна Екатерина Сергеевна
Должность и место работы: Воспитатель, ГБОУ школа № 569 Невского района г.Санкт-Петербурга отделение дошкольного образования детей
Данный проект направлен на работу с детьми среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) по познавательному развитию, по ознакомлению с миром природы. Предлагаемый материал можно использовать не только как весь проект целиком, также можно дробить его на отдельные занятия и игры.
Тип проекта: информационно-практико-творческий. Детям предоставляется информация по теме, которую они перерабатывают и изготавливают творческие работы.
Срок проведения проекта: проект краткосрочный, длится одну неделю в зимнее время года, когда актуально подкармливание птиц зимой.
Цель:
Расширять представления детей о многообразии птиц. Познакомить детей с зимующими птицами, особенностями их поведения в зимнее время года и условиями необходимыми для их жизни. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам; вызывать у детей желание заботиться о них.
Материалы:
Макет-клетка с птицами, иллюстрации с изображением зимующих и перелетных птиц (воробей, ворона, голуби, снегири, синицы), аудиозаписи голосов птиц, бумажный пальчиковый театр птиц, материалы для художественного творчества, различные семена – корм для птиц.
Задачи:
Образовательные:
- Повторять с детьми характерные особенности строения птиц.
- Учить детей отличать разных птиц по их окраске, размеру, повадкам, голосам.
- Учить детей составлять описательные рассказы о птицах, их внешнем виде, повадках.
- Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни птиц – воздух, вода, питание.
- Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с птицами: наблюдать за ними, не беспокоя их и не причиняя им вреда, не гладить уличных птиц, не брать их на руки.
- Ознакомление с произведениями художественной литературы по теме.
Развивающие:
- Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок на рабочих местах во время и после художественного творчества.
- Приучать детей подкармливать птиц в зимнее время года разными способами.
- Продолжать развивать творческие умения при художественном изображении птиц различными способами в лепке, аппликации, рисовании.
Воспитательные:
- Рассказать детям об охране птиц.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
- Вызывать желание заботиться о птицах, в зимнее время желание подкармливать их.
Содержание проекта:
Данная тема прослеживается во всех видах взросло-детской деятельности: непосредственно-организованной образовательной деятельности, совместной взросло-детской деятельности, самостоятельной детской деятельности детей, а также на прогулках.
Совместная взросло-детская деятельность.
- Беседа «О зимующих и прилетающих к нам на зиму птицах» с рассматриванием иллюстраций с ними – вспомнить с детьми знакомые названия птиц, их характерные особенности строения.
- Рассматривание макета клетки с птицами в группе – рассказать и показать детям строение птиц, обсудить их поведение в клетке, сравнить с поведением птиц на улице.
- Знакомство с бумажным пальчиковым театром фигурок птиц – учить детей различать их друг от друга по внешнему виду и окраске.
- Комплексная беседа с целью выявления уровня усвоения материала детьми.
- Изготовление кормушек для птиц из пластмассовых крышек с низкими бортиками и веревочками для подвески и использованием различных семечек для корма – предварительная работа к лепке.
- Рисование «Птицы на ветках» цветными карандашами, с последующим их закрашиванием способом штриховки – тренировать умения штриховки, готовить руку к письму.
- Изготовление атрибутов к подвижным играм – показать детям, как можно изготовить маску-ободок на голову с изображением объекта птицы, вызвать положительные эмоции от создания предметов, которые можно будет потом использовать самим детям в играх. Тренировать умения пользоваться клеем-карандашом.
Организованная образовательная деятельность.
-
Лепка «Птички на кормушке».
Задачи: Учить детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей, разных по форме и размеру (выбрать птичку для лепки дети должны самостоятельно). Показать разные способы передачи движения лепной птицы – голова опущена вниз, крылья приподняты, крылья размахнуты.
И вот что получилось – у нас в группе стали жить в кормушке птички – снегири и синички:
Это всё помещается в уголок материалов проекта:
-
Аппликация «Птички на ветках» с дорисовыванием мелких деталей фломастером.
Задачи: Закреплять знания детей об особенностях строения птиц (туловище, голова, крылья, хвост, лапки, клюв). Тренировать умения детей узнавать прилетающих к нам на зиму птиц – снегиря и синицу по их особенной окраске; выкладывать на плоскости образ птицы из бумажных деталей, а затем, тренируя умения пользоваться клеем и кистью наклеивать птичек на картон, дорисовывая мелкие части – клюв и лапки, фломастером.
-
Рисование гуашевыми красками «Снегири на ветках».
Задачи: Учить детей строить композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску снегирей на ветках. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта.
-
Конструирование из соленого теста «Кормушки своим руками».
Задачи: Воспитывать у детей желание заботиться о птицах зимой – подкармливать их. Тренировать умения лепить из соленого теста с дальнейшим набиванием в него различных семян – корма для птиц.
Самостоятельная деятельность детей.
- Самостоятельное рассматривание картинок с изображением птиц.
- Обыгрывание ситуаций «Птички встретились», «Птички играют», развитие режиссерской игры с пальчиковым бумажным театром «Птички».
- Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Ворона и собака», «Перелет птиц».
Прогулки.
В течение недели ведутся наблюдения за птицами, какие птицы и когда прилетают к детскому саду, что они делают, как себя ведут, как и что едят. Рассматривание внешнего вида птиц, сравнивание их между собой, поиск сходств и различий между ними, а также с птицами в макете-клетке в группе.
Наблюдение за следами на снегу от птиц. Наблюдение за голубями – охарактеризовать их поведение зимой – собираются на теплых местах.
Рассматривание синички на дереве – отличительные особенности внешнего вида, слушание ее пения. Организация подкармливания птиц зимой разными способами: россыпью семян, корма, крошек и с помощью вывешивания самодельных кормушек.
Также на прогулках дети самостоятельно играют в подвижные игры.
Чтение художественной литературы.
- З.Александрова «Птичья ёлка»;
- С.Есенин «Поет зима аукает» с использованием мнемотаблицы;
- А.Барто «Снегирь» и обсуждение поступка мальчика;
- Чарушин «Воробей»;
- Г.Снегирев «Скворец»;
- В.Бианки «Подкидыш»;
- М.Горький «Воробьишко».
Подвижные упражнения и пальчиковые игры.
Ворона
На форнарь ворона села,
(присели)
Посидела, посмотрела.
(повороты головы влево-вправо)
«Кар! – она сказала громко. –
(нахмуривают брови, грозят указательным
пальчиком правой руки)
Не капризничает Ромка?»
(грозят указательным пальчиком левой руки)
(Н.Нищева)
Воробьишко
Шустро скачет воробьишко,
(прыгают по кругу на обеих ногах)
Птичка – серая малышка.
По двору шныряет,
(выполняют повороты головы влево-
Крошки собирает.
враво на каждую строчку)
(Н.Нищева)
Снегири
Вот на ветках, посмотри,
(4 хлопка руками по бокам)
В красных майках снегири.
(4 наклона головы)
Распушили перышки,
(частые потряхивания руками, опущенными вниз)
Греются на солнышке.
Головой вертят,
(2 поворота головы на каждую строчку)
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели!
(разбегаются по группе, взмахивая руками,
За метелью, за метелью!
как крыльями)
(Н.Нищева)
Итог проекта «птицы зимой»:
- Наполнен уголок по изучению птиц.
- Выставка продуктов художественной деятельности.
- Птицы на улице накормлены.
- Дети используют пальчиковый театр для разыгрывания различных сценок, диалогов, пытаются сделать сами подобные фигурки театра.
- Дети чаще играют в знакомые подвижные игры с использованием атрибутов.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД для детей старшей группы. Покормите птиц зимой
Классный час на тему "Птицы зимой", 1 класс
Конспект музыкально-тематического занятия на тему "Как птицам живётся зимой?" в средней группе ДОУ
Сценарий совместной деятельности детей и взрослого в средней-старшей группе детского сада. Птичья ст
Похожие статьи:
Наблюдения за птицами на участке детского сада. Младшая группа