Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме «Насекомые» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепить представления о насекомых, их внешнем виде и образе жизни.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.
- Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в форме множественного числа, предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематического слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, дыхания.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия
Организационный момент.
Ребята посмотрите, у нас гости. Давайте подарим им свои улыбки и пожелаем доброго утра. Улыбнитесь и скажите дружно: «Доброе утро»
Дети встают в круг, произносят слова:
Встанем рядышком, по кругу,
Вспомним правило нашей группы:
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Если нужно отвечать,
Будем руку поднимать.
Звучит аудиозапись жужжания насекомых.
Ребята, вы слышите звук?
Что это за звук? Кто-то ЧТО делает?
(Кто-то жужжит)
Кто так жужжит?
(Оса, пчела, шмель, жук, муха)
На самом деле сегодня к нам прилетела необычная гостья. Это она жужжит. А кто это, вы узнаете из загадки:
(можно отвечать хором)
Всё жужжит, жужжит над ухом надоедливая .... муха.
Только муха необычная, а сказочная. Вот она. Вспомните, как ее зовут?
Что с ней случилось, как вы думаете?
(Паук поймал муху в паутину)
Давайте поможем Мухе-Цокотухе. Освободим ее. Согласны? Для этого нужно выполнить все задания паука. Готовы? Тогда за дело.
I. Для начала давайте потренируем наши язычки, чтобы красиво и четко проговаривать все слова. А поможет нам в этом веселый кузнечик.
Артикуляционная гимнастика «Я по камушкам скачу»
Какие умелые ваши язычки. Паучку очень понравилась зарядка для язычка. И он разрешает снять одну часть паутинки.
А дальше нас ждет следующее задание.
II. Мы должны оживить одну полянку. Вот она. Но прежде скажите, какое сейчас время года? Правильно. Весной природа оживает, просыпается. Вот и на нашей полянке проснулись трава, цветы. Только жителей полянки не видно. Оказывается, они испугались паука и спрятались. Их нужно найти и сказать, кого вы нашли.
Игра «Оживи полянку»
(Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами)
Ребенок: Я нашла кузнечика
Логопед: Посади кузнечика на камень. Куда посадил кузнечика?
Ребенок: На камень.
- Пчела залетает в гнездо. Куда залетает пчела?
(В гнездо)
- Муравей забегает в муравейник. Куда забежал муравей?
(В муравейник)
- Бабочка села на красный цветок. Куда села бабочка?
(На цветок)
- Комар спрятался под гриб. Куда спрятался комар?
(Под гриб)
- Где живет стрекоза?
(Около воды) Почему?
(Там много комаров и мошек) Куда села стрекоза?
(На камыш)
- Какая красивая полянка получилась. Слышите, она ожила.
- А как можно, одним словом назвать всех, кто живет на полянке? Кто это?
(Это насекомые!)
- Посмотрите, какие они все разные. Давайте сравним насекомых и поиграем в игру «Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот» по картинкам
(Развитие словаря антонимов)
Вам нужно закончить мое предложение и сказать наоборот. Обращайте внимание на подсказки вверху картинки:
Майский жук большой, а божья коровка маленькая;
Кузнечик стрекочет громко, а комар пищит тихо;
Гусеница передвигается медленно, а кузнечик быстро;
Бабочка порхает высоко, а паук ползает низко;
Муравей полезный, а муха вредная
Вы так хорошо знаете все о насекомых, что вам можно убрать одну часть паутинки.
III. Пока мы играли, паучок заскучал. Давайте его развеселим и отдохнём.
Логоритмическая песенка
(Развитие координации движений, мелкой моторики, чувства ритма, просодических компонентов)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
А за нею — шмель-шмелек
И веселый мотылек
(останавливаемся и делаем колечки на обеих руках на каждое название насекомых)
З-з-з-з-з-з-з-з
(громко в ритм песенке)
Два жука
(показать жуков пальчиками)
и стрекоза
(показать стрекозу пальчиками)
Как фонарики глаза
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали
(опять бежим по кругу)
От усталости упали
(медленно приседаем)
З-з-з-з-з-з-з-з
(Тихо в ритм песенке)
Паучку очень понравилась ваша песенка и мы можем убрать еще одну часть паутинки.
IV. Нашу песенку услышали насекомые на полянке и от радости закружились в воздухе. Давайте покажем, как они закружились, а заодно восстановим дыхание. В этом нам помогут волшебные поддувалочки. Но для начала давайте вспомним правила:
Дыхательное упражнение «Поддувалочки»
Воздух носом набираем,
Плечи мы не поднимаем,
Щеки мы не раздуваем,
Губы в трубку собираем.
Воздух с силой выдыхаем.
Логопед раздает поддувалочки. Дети говорят, на кого они будут дуть.
Вы так умело справились с заданием. Паучок наблюдал за вами. Вы не нарушили ни одного правила. Плечи не поднимали, щеки не раздували. Нам можно снять еще одну часть паутинки.
V. Ребята, а для следующего задания паук приготовил нам волшебные картинки.
Он хочет проверить, умеем ли мы играть в игру «Один-много».
Игра «Один-много» (Волшебные картинки)
(Образование множественного числа существительных)
Молодцы! Это задание выполнили без ошибок. Уберем последнюю часть паутинки.
Вы выполнили все задания паука.
Логопед - Паутинки все сорвали,
Цокотуху вызволяли.
И теперь она друзей
Ждет всех в гости поскорей!
Ведь у Мухи-Цокотухи день рождения!
К мухе-Цокотухе на день ее рождения пришло много гостей. Давайте поможем Мухе рассадить гостей за столы.
Дидактическая игра «Просим к столу»
(Развитие слоговой структуры слова, фонематического слуха)
На доске три стола со стульями.
Вам нужно сосчитать, сколько слогов в названии каждого насекомого и посадить их за нужный стол, а помогут вам ромашки на скатерти.
- За стол, где одна ромашка, нужно посадить насекомое, в названии которого 1 слог…
(жук, шмель)
- За стол, где две ромашки, нужно посадить насекомое, в названии которого 2 слога…
(муха, комар, оса)
- За стол, где три ромашки, нужно посадить насекомое, в названии которого 3 слога…
(бабочка, муравей, кузнечик)
Ребята, оказывается Мухе-Цокотухе в этом году исполнилось 100 лет. 100 лет назад К.И. Чуковский написал сказку «Муха-Цокотуха». И до сих пор эта сказка нравится всем детям. А вы любите эту сказку? Давайте поздравим Муху-Цокотуху и прокричим ей: «Поздравляем».
Итог занятия
Ребята, вы сделали сегодня большое дело. Кому мы помогли? Давайте вспомним, какие задания мы выполняли.
Что мы делали в самом начале?
(Зарядку для язычка).
Где мы побывали потом?
(На полянке).
Кому мы помогли?
(Насекомым).
Что еще мы делали?
(Танцевали и пели песенку).
А потом?
(Выполняли дыхательное упражнение).
Что приготовил паучок в конце, какую игру?
(Один-много)
Когда освободили муху, что мы сделали?
(Рассадили гостей)
На полянке побывали,
Муху мы освобождали
В группу нам идти пора,
До свидания, детвора.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуального занятия в средней логопедической группе по теме «Автоматизация звука С»
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней логопедической группе детей
Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников средней группы с ЗПР с цветом