Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Пicceр чай iзерге или приходите к нам на чай»
Автор: Тахтобина Венера Анатольевна, воспитатель МБДОУ "ЦРР-д/с "Чайка"
Описание материала: материал будет полезен педагогам старших групп с изучением хакасского языка, старшим воспитателям, родителям, студентам педагогических факультетов.
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Пicceр чай iзерге или приходите к нам на чай».
Задачи:
• Создать условия для приобретения опыта овладения техникой изготовления хакасского национального блюда «талган».
• Обеспечить условия для развития навыков взаимодействия со сверстниками.
• Создать условия для развития мышления, речи и интереса к познавательной деятельности.
• Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
• Обеспечить условия для проявления инициативности и самостоятельности.
• Создать условия для воспитания дружеских взаимоотношений в коллективе.
Организация детских видов деятельности:
- общение ребенка со взрослыми, сверстниками;
- исследовательская деятельность;
- продуктивная деятельность.
Материалы и оборудование: камень (соох), саргаас (сито), теербен (мельница), фартуки для детей (по количеству участников); ноутбук; мультимедийный проектор; Microsoft office Power Point презентация; запись хакасских народных мелодий.
Предварительная работа: беседа с детьми о хакасском народном блюде под названием «талган»; о приспособлениях, используемых в его производстве; знакомство со злаковыми растениями (пшеница, рожь, ячмень), из чего готовится талган.
Вводная часть
Изенер!
Чалахай, куннен! (Здравствуйте!
Добрый день!)
Педагог приветствует детей на хакасском и русском языках.
Педагог находится в кругу с детьми.
- Ребята, у моего дедушки сегодня день рождения, поэтому я пришла в нарядном хакасском национальном платье. Мой дедушка очень любит талган. Талган – это хакасское национальное блюдо. Раньше у хакасов было распространено скотоводство, земледелие. Хакасы долгое время пасли скот в поле, брали с собой именно талган, так как он очень питательный и полезный. Талган изготавливается из пшеницы или ячменя. Но сегодня я не успела приготовить любимое блюдо дедушки.
-Что мне делать?
-Спасибо, что вы вызвались мне помочь.
- Ребята, кто-нибудь знает, как готовится талган?
-А если ваша мама не знает, как приготовить то или иное блюдо, где она может посмотреть рецепт?
-Правильно в книге рецептов.
Так как талган - это хакасское национальное блюдо, где может находиться в нашей группе «Книга рецептов?»
-Я думаю, эта книга нам обязательно поможет приготовить угощение на день рождения для моего любимого дедушки.
-Ребята, что случилось с «Книгой рецептов»?
-Что нужно сделать, чтобы ее восстановить?
Страниц так много, а времени у нас совсем мало, может каждый из нас, будет восстанавливать свою часть книги? Я бы поделила страницы так, что бы никто не остался без дела.
А еще мы с дедушкой очень любим играть в хакасскую игру «Арба-хоор-хоор»
-Вот мы и разделились на команды.
Теперь каждая команда возьмет по одной выпавшей странице, и мы попытаемся восстановить книгу.
Ребята, для того, чтобы узнать, как готовится талган, нам необходимо расположить вырванные страницы книги рецептов по порядку и склеить их, чтобы они не потерялись. Для того, чтобы приступить к приготовлению блюда, что нам необходимо сделать?
Основная часть
-Ребята, у кого страница книг рецептов №1?
Как вы думаете, для чего нужна мешалка?
Чугунная чаша называется хооргыс, специальная мешалка – пулгас.
-Ребята, не забываем соблюдать правила обращения с огнем.
- Какие правила вы знаете?
- Молодцы, мы обжарили пшеницу,
Я предлагаю приклеить выпавшую страницу №1 в «Книгу рецептов».
-Теперь нам нужно найти следующее действие для приготовлении талгана.
И это страница №2
У кого страница под таким номером?
Посмотрите где в группе имеется необходимый инвентарь.
Да, после обжарки, пшеницу кладут в деревянную углубленную емкость, которая называется «соох», потом берут толку из удлиненного камня, которая называется «соогах палазы»и толкут пшеницу.
Мы сделали, что изображено на странице № 2 нашей «Книги рецептов»? Значит, можно вклеить эту страницу.
-У кого страница №3?
-Что изображено на вашей странице?
Да, после того как мы истолкли пшеницу, протолченную пшеницу кладут в лист «саргы» и подкидывают. Это делается для того, чтобы очистить пшеницу от остатков шелухи.
Мы сделали, что предложила нам страница №3 и можем вклеить ее в книгу. Готово.
-Предлагаю вам посмотреть, что нам скажет страница №4. --Где у нас в группе такой инвентарь?
-Как вы думаете, что мы будем делать дальше с просеянной пшеницей, чтобы получить талган?
Нам необходимо готовую пшеницу перемолоть в ручной мельнице «теербен».
Есть очень интересный обычай, так делал и мой дедушка. Когда он молол пшеницу, всегда вкладывал в нее что-то хорошее. Например, за этой работой он всегда проговаривал: «Я хочу, чтобы все были здоровы, счастливы» и т.д.
-Теперь каждый попробует смолоть пшеницу на ручной мельнице.
Теперь у нас в талгане есть здоровье, счастье, сила и т.д.
Следующая страница № 5
Что она нам подсказывает?
Да, смешать все ингредиенты.
Какие именно ингредиенты мы будем смешивать? Воспитатель показывает.
-Ребята, что можно сделать из этой массы?
Так как мой дедушка любит конфеты из талгана, я предлагаю сделать конфеты. Вы знаете, что конфеты могут быть разной формы. Поэтому вы на свой выбор можете сделать конфеты разной формы, кто какую хочет. Как настоящие кондитеры, вы можете по своему усмотрению украсить конфеты шоколадом, кокосовой стружкой, ванильным сахаром.
-Ну вот, наша книга рецептов восстановлена.
Вы меня так выручили.
Мой дедушка скажет вам больше спасибо.
В это время в группу входит дедушка, лично благодарит ребят за сладкий подарок, предлагает присоединиться к чаепитию и детям и гостям.


Заключительная часть
- Что вам понравилось больше всего в нашей деятельности?
- Что было трудным для вас?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по познавательно-исследовательскому виду деятельности в средней группе Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию. Знакомство с бурундуком Детский исследовательский проект в старшей группе на тему: Сахар Образовательная деятельность "Парашют". Подготовительная группа
Участник №25 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2018 года
Конспект ОД в старшей группе на тему: «Обитатели морей и океанов»
Опубликовано: 1388 дней назад (4 августа 2018)
Просмотров: 1278
Блог: Конкурс
Рубрика: Без рубрики
+15
Голосов: 15
Татьяна Викторовна Шеремет # 4 августа 2018 в 19:41 +12
Венера Анатольевна, поздравляю Вас с первым материалом в вашем блоге. Конспект познавательно-исследовательской деятельности очень заинтересовал. Я думаю вашим воспитанникам было тоже очень интересно и познавательно. Желаю творческих успехов!
Кильдибаева Мавлида # 18 января 2019 в 11:09 +9
Венера Анатольевна,прочитала Ваш материал. Интересно было узнать о Ваших народных обычаях. Очень доступно для развития мышления, речи и интереса к познавательной деятельности. Вы достигли своей цели. Спасибо.