Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по познавательно-исследовательскому виду деятельности в средней группе

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе.
Тема: «Куда ушли снеговики?»
Автор: Галлямутдинова Гюзель Нуримановна
Место работы: МАДОУ Детский сад №6 «Светлячок», г. Лесосибирск
Назначение: Конспект занятия будет интересен воспитателям ДОУ.
Цель: Формирование познавательной активности детей при исследовании свойств снега.
Задачи:
1. Образовательные:
• Закреплять представление детей о свойствах снега (цвет, форма, температура, превращение в воду).
• Рассказать о разнообразии состояний снега в окружающей среде (снежинка, снегопад, снеговик, снежки и т.д.).
2. Развивающие:
• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
• Активизировать и обогащать словарь детей.
• Закреплять правильное чёткое звукопроизношение детей.
3. Воспитательные:
• Воспитывать у детей чувство уважения к старшим и сверстникам.
• Воспитывать любовь к природе.
• Понимать значимость превращения снега в воду для всего живого на земле.
Материал и оборудование:
• Снеговик из снега, саночки, мешочек со снегом, салфетки, следы (животных, птиц, людей), вырезанные из бумаги.
Предварительная работа:
• Лепка с детьми на участке снеговиков, снежков.
• Рассматривание различных следов на снегу, земле, песке.
• Продуктивная деятельность на тему: «Снеговик» (лепка, рисование, аппликация).
• Заучивание считалок, стихотворений, пальчиковой гимнастики о Снеговике.
• Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», рассказа Н.Калининой «Снежный колобок».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель приглашает детей войти в группу:
- Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!

- Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
- Поздоровайтесь, ребята.

Дети: - Здравствуйте!
2. Беседа о зиме.
(Дети сидят на полу полукругом).
Воспитатель: - Умеете загадки разгадывать?
Дети: - Да!
Загадка: - Забелели все дорожки,
Разукрасились окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Кто знает, кто скажет, когда это бывает?

Дети: - Зимой.
Воспитатель: - Какого цвета зимой больше?
Дети: - Белого.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Потому что много снега.
Воспитатель: - А какие вы знаете «снежные» слова, давайте поиграем!
Игра «Доскажи словечко»
Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю …
(снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые …
(снежинки).
На посёлке, на лужок
Выпал беленький
… (снежок).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее
… (снегопад).
Все бегут наперегонки,
Все хотят играть в
… (снежки).
Что за снежная фигурка,
Это девочка -
…(Снегурка).
Словно в белый пуховик
Нарядился
… (Снеговик).
3. Беседа о Снеговике.
Воспитатель: - Ребята, а кто такой Снеговик?
Дети: - Снеговика лепят из снега. Катают три разных по размеру снежных шара. Самый большой – нижний, чуть меньше – средний, самый маленький – верхний. Нос – морковка и т.д.
Воспитатель: - Почему его так называют: «Сне- го- вик»?
Дети: - Потому что лепят из снега.
Воспитатель: - Какого цвета снег? Если Снеговика потрогать, то он какой?
Дети: - Холодный, потому что снег холодный.
Воспитатель: - Давайте вспомним, как мы лепили Снеговика.
Речедвигательная гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок…»
(стоя в кругу):
- Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком
И станет ком Снеговиком.
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла…!

(Дети садятся на стульчики полукругом).
Воспитатель: - Ой, ребята, кто-то идет к нам.
(Слышен стук у двери).
4. Вдруг в группу входит Дедушка Ау, везёт на саночках Снеговика и мешочек со снегом. Здоровается, знакомится и рассказывает свою весеннюю историю с грустью:
Дедушка Ау:
-Здравствуйте, ребята! Я – Дедушка Ау! Живу в лесу, помогаю птицам, зверушкам, деревьям и растениям. Однажды я встретил в лесу Снеговика, его зовут Снежок. Он плакал, потому что заблудился и потерял своих снежных братьев. Мне его стало жалко, и я его привез сюда к вам. Вы случайно не видели его снеговиков? (Заглядывает за шкаф и т.д.).
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, куда подевались его снеговики?
Дети: - Ушли, а его одного оставили. Снежок отстал от них. Растаяли.
Дедушка Ау : - Помогите, пожалуйста, разгадать загадку природы и узнать, куда ушли Снеговики.
Воспитатель: - Ребята, как же найти снеговиков? Может по следам их найдём? А снеговики носят обувь? А какие следы у снеговиков?
Дети: - Круглые. Вода. Круглая лужа.
5. Игра «Чьи следы?»
(Дети ищут следы, подмечают следы животных, птиц, людей, но от Снеговика следов не находят, а обращают внимание на мешок.)
Воспитатель: - Пойдемте, поищем следы снеговиков.
- Ой, ребята, что это?
Дети: - Следы.
Воспитатель: - Чьи это следы?
Дети: - Это след птицы, это след медведя и т.д.
Воспитатель: - А еще чьи следы можно встретить?
Дети: - Белки, лисицы и т.д.
Воспитатель: - Ой, что за мешок? Откуда он здесь взялся?
Дедушка Ау : - А это я вам принес. Угадайте, что в нем?
Дети: - Давайте, потрогаем. ( Дети ощупывают мешок и определяют, что там что- то холодное, твердое и т.д.)
Воспитатель : - Может, нам покажешь, что в мешке?
Дедушка Ау: - Давайте, развяжу мешок.
Дети: - Ой, так это же снег!
Воспитатель : - Ребята, где Дедушка Ау взял снег?
Дети: - В лесу.
Воспитатель : - А почему у нас на улице уже нет снега?
Дети: - Наступила весна, потеплело. Солнце ярче светит и греет. Снег растаял на улице. Дворники расчистили дорожки, трактора счищали снег на дорогах, поэтому снег на улицах быстрее растаял.
Воспитатель : - А почему у Дедушки Ау в лесу до сих пор снег не растаял?
Дети: - Потому что в лесу много деревьев и солнечным лучам трудно пробиться сквозь ветви деревьев.
6. Рассматривание снега, наблюдение за его свойствами.
Воспитатель: - Какой снег?
Дети: - Холодный, мокрый, белый.
Воспитатель: - Чем пахнет снег?
Дети: - Снежинками, без запаха. Ничем.
Воспитатель: - Что можно из него слепить?
Дети: - Комочки, снежки, горку.
Воспитатель: - Давайте, слепим снежные пирожки для Снеговика. Возьмите в свои ладошки немного снега. Прижмите другой ладошкой.
(Дедушка Ау помогает, раздает детям снег из мешка и вместе с детьми и воспитателем лепят «пирожки»).
Речедвигательная гимнастика «Я пеку, пеку, пеку…»:
Я пеку, пеку, пеку,
Пирожок Снеговику.
Пирожочек я слеплю
И в тарелку положу!

(Дети кладут «пирожки» в тарелочки.)
Воспитатель: - Ну, что, ребята, удалось нам слепить пирожки из снега?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Снег липкий, потому что подтаял.
Воспитатель: - Какой формы «пирожки»? На что похожи?
Дети: - Круглые, похожи на шарики.
Воспитатель: - Что стало с нашими руками?
Дети: - Замерзли, стали холодными, мокрыми.
Воспитатель: - Почему руки замерзли?
Дети: - Потому что снег холодный.
Воспитатель: - Почему руки мокрые?
Дети: - Снег растаял от теплых ладошек. Превратились в капли воды.
Воспитатель: - Давайте вытрем руки салфеткой. (Дети вытирают руки). Потрогайте друг у друга ладони, действительно ли они холодные?
( Дети трогают ладони друг у друга, прикладывают ладони к своим щекам.)
Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы согреть руки?
Дети: - Погреть их.
Воспитатель: - 1, 2, 3, 4, 5 – всем в кружочек надо встать.
Дедушка Ау: - Давайте, вместе погреемся!
7. Речедвигательная гимнастика «Погреемся»:
- Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножки тоже мы погреем
И потопаем скорее:
Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ!
По коленочкам ударим:
Тише, тише, тише.
Руки вверх мы поднимаем:
Выше, выше, выше.

Дедушка Ау: - Ну, что, согрелись!?
Дети: - Да!
8. Беседа о том, почему «снежные пирожки» начали таять.
Воспитатель: - Ребята, что происходит с нашими «пирожками»?
Дети: - «Пирожки» тают.
Воспитатель: - Во что превращается снег?
Дети: - Снег превращается в воду.
Воспитатель: - Почему «пирожки» тают?
Дети: - В группе тепло.
Воспитатель: - А где ещё быстро может растаять снег?
Дети: - На батарее, на печке, на солнце, в комнате.
Воспитатель: - Правда, ребята, от любого тепла тает снег. Я начинаю догадываться, куда подевались остальные снеговики. А вы догадались, ребята?
Дети: - Снеговики становились все меньше и меньше и растаяли.
Дедушка Ау: - А у меня в лесу снег растает?
Дети: - Конечно, растает.
Воспитатель: - Да, Дедушка Ау, снег все равно растает, только чуть позже, ведь на дворе какое время года, ребята?
Дети: - Весна.
Воспитатель: - Давайте, ребята, вспомним, что бывает весной.
- 1, 2, 3, 4, 5 – всем в кружочек надо встать!
Чистоговорки:
Ра-ра-ра – весенняя пора.
Ри-ри-ри – улетели снегири.
Ры-ры-ры – ручейки бегут с горы.
Ло-ло-ло – греет солнышко тепло.
Ла-ла-ла – в ручье лодочка плыла.
Ель-ель-ель – с крыш закапала капель.

Дедушка Ау: - Спасибо, ребята. Я все понял. Все снеговики никуда не ушли, они просто растаяли. Но вы не расстраивайтесь, это не плохо. Ведь они превращаются в воду, а вода кому нужна ребята?
Дети: - Вода нужна растениям, животным, птицам и человеку.
Воспитатель: - Не стоит, ребята, грустить, ведь следующей зимой мы обязательно слепим снеговиков. А что же делать со Снежком?
Дети: - Он все равно растает, превратится в воду.
Воспитатель: - А как можно спасти Снежка?
Дети: - Поставить в морозильник. Отправить на Север.
Дедушка Ау: - Я не могу больше здесь задерживаться. Меня ждут в лесу дела. До свидания, ребята!
Дети: - До свидания, Дедушка Ау!
Воспитатель: - Давайте, проводим Дедушку Ау. А Снежка мы отнесем на кухню и поставим в морозильник.
(Выход детей из группы со Снеговиком.)

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательский проект в средней группе Научно - практическая конференция для дошкольников Образовательная деятельность "Парашют". Подготовительная группа Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ

Похожие статьи:

Развитие коммуникативных навыков в проектно - исследовательской деятельности у дошкольников

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Конспект НОД по ручному труду в средней группе ДОУ
Опубликовано: 3508 дней назад (20 августа 2014)
Просмотров: 14537
+9
Голосов: 9
Гюзель Нуримановна Галлямутдинова # 20 августа 2014 в 18:19 +2
Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас ознакомиться с конспектом проведенного открытого занятия по познавательно-исследовательскому виду деятельности в средней группе. Это мой дебют на сайте педкопилка.
Для оптимизации моей работы в детском саду мне очень важно знать Ваше мнение, возражение или критику, если возможно также Вашу оценку.
Заранее благодарна. С уважением, Гюзель Нуримановна.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 20 августа 2014 в 19:28 +1
Гузель Нуримановна познавательный и полезный конспект Вы представили. Сейчас очень актуальна тема экспериментальной деятельности. Ваш конспект продуман до мелочей, подобраны разнообразные речедвигательные упражнения соответствующие теме, была соблюдена единая сюжетная линия. В том числе Вы побуждали детей к познавательной и речевой активности, задавали много вопросов на которые дети давали ответы, создавали проблемные ситуации которые дети должны были решить. Учили их выдвигать гипотезы и делать выводы. Видно, что Вами была проведена большая предварительная работа, которая помогла эффективно и с пользой провести познавательно-исследовательскую деятельность. Хочется пожелать Вам творческих успехов. Беру на заметку. Голосую +1.
Хочется сказать, Что Вы не написали для кого предназначен данный материал, в том числе не указали цель своего конспекта, у вас еще есть возможность все поправить.
Гюзель Нуримановна Галлямутдинова # 20 августа 2014 в 20:11 0
Татьяна Николаевна, спасибо за первый, такой развернутый комментарий и за Вашу позитивную оценку! Спасибо также, что подсказали мне и я успела вовремя дополнить!
Светлана Николаевна Матвеева # 21 августа 2014 в 11:09 +1
Уважаемая Гюзель Нуримановна! Познакомилась с Вашей познавательно-исследовательской деятельностью в средней группе «Куда ушли снеговики?». Уверена, Ваш конспект занятия будет интересен и полезен воспитателям детских садов. В ходе занятия происходит закрепление представления детей о свойствах снега: это и цвет, и форма, и температура, и превращение в воду. Интересен ваш рассказ о разнообразии состояний снега в окружающей среде: здесь и снежинка, и снегопад, и снеговик, и снежки и многое другое. Занятие проведено в увлекательной и интересной форме, что безусловно способствует развитию наблюдательности, умению сравнивать, анализировать, обобщать и конечно же делать выводы. Приятно видеть, что Вы уделяете огромное внимание активизированию и обогащению детского словаря. закрепляете правильное чёткое звукопроизношение детей. Воспитательные функции огромны. Самое главное, это то, что Вы воспитываете у детей чувство уважения к старшим и сверстникам. Огромное Вам спасибо! +1!!!
Гюзель Нуримановна Галлямутдинова # 21 августа 2014 в 12:43 0
Добрый день, Светлана Николаевна! Благодарю Вас за содержательный, профессиональный комментарий и за Вашу оценку! Как только я зарегистрировалась на сайте, обратила внимание, что здесь очень много профессионалов, любящих свою работу, у которых можно учиться, учиться и учиться!
Вера Александровна Орехова # 22 августа 2014 в 11:21 +1
Очень интересное и познавательное занятие. Вы изучаете с детьми свойства снега, а это так интересно. Занятие провели в игровой форме, что очень радует. Интересные загадки, гимнастика, увлекательная беседа "Куда исчезли пирожки". Во время занятия развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обогащается и активизируется словарный запас у детей, к тому же Вы воспитываете любовь к природе. Спасибо за приглашение, с большим удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. Примите мой голос +1. Желаю творческого настроения и удачи!
Гюзель Нуримановна Галлямутдинова # 22 августа 2014 в 14:53 0
Вера Александровна, большое спасибо за Ваш емкий комментарий!
Сидорова Зоя Григорьевна # 5 сентября 2014 в 22:45 +1
Гюзель Нуримановна! Для детей дошкольного возраста очень важны и интересны занятия с экспериментальной деятельностью. Именно, непосредственно наблюдая за изменениями, происходящими со снегом, дети могут сделать выводы с помощью воспитателя о свойствах снега. Занятие организовано с использованием разнообразных форм и методов обучения: беседа, рассказ воспитателя, использование загадок, драмматизации и др. Важно, что Ваше занятие носит интегрированный характер, одновременно с познавательным характером занятия Вы использовали для развитие речи детей словарную работу. Спасибо за приглашение, успехов!
Зоя.
Гюзель Нуримановна Галлямутдинова # 6 сентября 2014 в 21:46 0
Уважаемая Зоя Григорьевна, огромное спасибо, что нашли время не только просмотреть представленный на сайте педкопилка конспект проведенного занятия,а также написать содержательный, положительный комментарий и поставить оценку! Мне очень важно мнение профессионалов!
Али Алиевич # 12 октября 2014 в 00:26 +1
Думаю, что грамотно подобранный дидактический материал занятия позволяет педагогу успешно достичь поставленных задач и цели: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, событиями. Удачи Вам, Гюзель Нуримановна! Однозначно «+».
Гюзель Нуримановна Галлямутдинова # 3 ноября 2014 в 12:14 0
Али Алиевич, спасибо огромное, что нашли время оставить содержательный комментарий и поставить положительную оценку!
Наталия Геннадиевна Смирнова # 20 декабря 2014 в 09:21 +1
Очень интересно!Использую в своей работе!
Марина Юрьевна Москвичёва # 28 января 2015 в 22:11 +1
Добрый вечер, Гюзель Нуримановна! Поздравляю Вас с дебютом! С большим интересом познакомилась с Вашей работой. Вы в " живую" с детьми изучаете и закрепляете свойства снега, формируете представления о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Используете интересные проблемные ситуации, загадки, стихи, чистоговорки, гимнастику. Учите малышей сравнивать и анализировать, рассуждать. ЗДОРОВО!!! С Вшего позволения, беру на заметку. Удачи!!! Примите мой голос!