Примерный конспект воскресных встреч "И помнить, и изучать"
Материал будет полезен для воспитателей подготовительной группы. Возраст детей 6-7 лет. Можно использовать при организации организованной образовательной деятельности. Материал необходим для изучения с детьми подготовительной группы истоков возникновения государственной символики и воспитания чувства гордости за наш флаг и герб.
Описание: представляю конспект совместной деятельности детского сада и семьи с целью развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками по направлениям деятельности:
духовно-нравственное,
историко-патриотическое,
гражданско-патриотическое.
Надеюсь, что материал будет нужным старшим воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.
Актуальность: предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Цель: воспитание духовно-нравственных чувств, раскрывая значение символов страны в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Задачи: знакомить с образом солнца в народном искусстве (в песне, загадке, сказке, вышивке);
учить понимание на слух тексты различных жанров; развивать эмоциональную отзывчивость;
вызвать интерес к изучению русских народных песен, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры; рассказать об истоках происхождения государственной символики, как одним из условий формирования духовной культуры дошкольников;
воспитывать чувство гордости за свой флаг и герб.
Наглядные пособия: изображения государственного герба и флага России, произведения народного декоративно-прикладного искусства (вологодские кружева, хохломская посуда, дымковская и филимоновская игрушки; вышитые мамами, бабушками, тётями изделия; фотографии и иллюстрации с изображениями русских народных костюмов. Интернет сайты; музыкальные записи русских народных песен, плясовых, хороводных мелодий для создания праздничной атмосферы.
Часть 1. Выступления 2-х семей. Папы держат плакаты «Солнце» и «Берёзы».
мамы беседуют с детьми и их родителями.
Мама первая: В старину мир представлялся человеку одушевлённым. Множество сравнений дали люди солнцу. А вам что представляется, когда вы глядите на солнце? (Ответы детей) Мама продолжает рассказ: Народная поэтическая фантазия сравнивала солнце с птицами: с орлом, жар-птицей, птицей-павой. Лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарёй – яркие красно-оранжевые перья.
Мама вторая: Кто такой Петушок – золотой гребешок, известный всем по детской песенке? Просто птица, восход солнца или то и другое вместе? (ответы детей)
Желая подчеркнуть красоту солнца, сравнивали его с красивой девушкой. Этот образ сохранился в загадке, в колядке, в песне. Дети читают загадки, поют песни.
Чтение загадки: «Красна девица по небу ходит».
Чтение колядки: «Светел месяц – То хозяин во дому,
Красно солнышко – то хозяюшка,
Часты звёздочки – малы деточки».
Исполнение русской народной песни «Матушка Красно Солнышко»
Ты взойде, ты взойде, красно солнышко
Над горою взойде, ой ли, над высокою.
Над горою взойде, над высокою
Освети леса, ой ли, леса тёмные.
Освети леса, леса тёмные,
Обогрей землю, ой ли, землю русскую.
Обогрей землю, землю русскую
Землю славную, ой ли, семиглавнаю.
Землю славную семиглавнаю
Семиглавнаю православную.
Часть 2. Костюмированное представление педагогов.
Воспитатель в русском национальном костюме: От солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки русских людей – славяне стали представлять себе солнце могущественным царём. Предания гласили, что обитает солнце далеко за морем, в златоглавом царстве, где растут сады с золотыми и серебряными деревьями. Посреди сада высится золотой дворец, ослепительно сверкающий. Во дворце восседает Царь-Солнце на златотканом пурпуровом престоле. Вот так народная песня описывает его лучи-волосы:
Воспитатель в костюме берёзки:
У этой берёзы коренье булатное,
У этой берёзы кора позолочена,
У этой берёзы прутья серебряны,
На этих прутьях листья камчатные.
Даже трава в саду росла необыкновенная.
Воспитатель в зелёном наряде:
Трава мурава, трава шёлкова.
На каждой травинке по цветочку цветёт,
На каждом цветочке по жемчужинке висит.
В три ряда его кудри завивалися,
Во первой-то раз завивались красным золотом,
Уж в другой-то раз завивались чистым серебром,
А в третий раз завивались скатным жемчугом.
Воспитатель в русском национальном костюме: Солнечную колесницу вышивали на белом полотне яркими красными, синими нитями русские крестьянки. Когда-то давно украшали такими вышивками нарядные рубахи, полотенца, скатерти.
Подле престола стоят сёстры Солнца – Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днём Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряжённой орлами или крылатыми конями.
Часть 3. Заведующий предлагает рассмотреть сохранившееся вышивки и поделки юргинских мастериц и картины как юргинских так и репродукции с картин Великих русских художников, сопровождая неторопливым занимательным рассказом.
Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху само солнце. На старинных вышивках мы видим и сестёр солнца – Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю. Народные предания говорят, что Утренняя Заря выводила солнечную колесницу на небо, а Вечерняя Заря принимала её.
Узор с изображением солнечной колесницы украшал и женские головные уборы – кокошники. Золотыми нитями по алому бархату или жемчугом по блестящей парчовой ткани вышивали орлов, везущих по небу Солнце. Да и сама русская крестьянка в праздничной одежде напоминала солнышко или саму утреннюю зарю. В вышивках есть особенности народных промыслов. Птицы, ягоды, цветы хохломской росписи похожи и не похожи на настоящие. Глиняные игрушки украшают узоры, составленные из кругов, разных линий, точек и полос – всё это упрощённое изображение солнца, воды, земли, растений.
Часть 4. Рассказ старшего воспитателя.
С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орёл стал главным знаком (гербом) нашей страны. Вглядитесь внимательно… Разве не напоминает золотой орёл на красном фоне солнце, сияющее своими лучами-перьями? Цвета российского флага тоже связаны с народными представлениями о красоте. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи –нарядные сарафаны.Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных берёзах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами, о лёгких облаках, белых ромашках. Синяя полоса – представляет нам синеву неба, рек, озёр, морей. Красная полоса – представляет нам красоту. Это цвет огня, солнца, тепла и радости.
Я надеюсь, каждая семья найдёт возможность выразить свои впечатления от встречи
в рисунке, аппликации или лепке.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников
Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..."
Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Беседа о Конституции для старших дошкольников
Беседа о Президенте России в старшей группе
Об учителях духовных для детей
Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»
Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия