Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ в ДОУ
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Социально-бытовая ориентация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях комнаты игрового сопровождения»
Автор: Руш Светлана Михайловна, социальный педагог ОГБУСО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Иркутск Вид программы – модифицированная. Направленность программы – социально- педагогическое. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная и групповая Численность детей в группе – 2-6 чел. Продолжительность занятий – 15-35 минут, в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка-инвалида. Срок реализации программы – 1 год (в период нахождения ребенка на стационарном обслуживании (от 20 до 30 дней, 3-4 занятия в неделю) Возраст детей, на которых рассчитана программа – дети с ОВЗ, дети-инвалиды в возрасте от 3 до 7 лет с отклонениями в интеллектуальном и (или) физическом развитии с участием или без родителей (законных представителей), сопровождающих ребенка на реабилитации.
Пояснительная записка.
Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Под социально-бытовой ориентацией подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ЗПРР) направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.
Социально-бытовая ориентация детей с проблемами в развитии существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Такие дети бывают безынициативны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выразить свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей. Дети не могут регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готовы к волевой регуляции поведения. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, дети с задержкой психического развития не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности такого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. На основании этого мною была разработана - Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Социально-бытовая ориентация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях комнаты игрового сопровождения», которая составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует первоначальной подготовки детей к жизни в обществе, хозяйственно-бытовому труду. Направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня развития культуры поведения и отношений в семье.
Освоение навыков самообслуживания приобретает важнейшие значение для ребенка среднего дошкольного возраста. В этот период он заявляет себя как личность, стремится стать независимым, все хочет делать сам. Только освоив навыки самообслуживания, ребенок почувствует свою самостоятельность. Очень важное значение приобретает овладение навыками приема пищи, умением одеваться, «просится на горшок».
Цели программы
Цель дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Социально-бытовая ориентация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях комнаты игрового сопровождения:создание условий для проведения бытовых процессов, привитие культурно-гигиенических навыков и привычек, формирование стереотипов у детей.
Задачи:
- формирование культурно-гигиенических навыки, заботливого отношения к своему телу, умений и навыков самообслуживания в повседневной жизни, учить пользоваться предметами личной гигиены в рамках имеющегося у ребенка-инвалида реабилитационного потенциала;
- знакомство с назначением предметов, окружающих ребенка в быту и в социальном пространстве, приемах и правилах обращения с ними,
- обучение практическим умениям пользования некоторыми предметами (соразмерно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка) окружающего социально-бытового пространства;
- Формирование навыков поведения за столом, формирование навыков ориентировки в здании, знать свое место за столом;
- воспитание бережного отношения к предметам обихода, стремления содержать их в порядке, воспитывать бережное отношение к одежде, формирование навыков последовательных действий одевания и раздевания;
- знакомство с социальным окружением и социальными связями, развитие умения отражать в игровой деятельности явления социальной и бытовой жизни;
- побуждение к установлению контактов с окружающими, в том числе и через игровую деятельность и общение;
- формирование представления о культуре поведения в общественных местах и др.;
- учить воспринимать инструкции взрослого, выполнять их.
Содержание программы, отдельных ее структурных компонентов направлено на достижение целей социально-бытовой ориентации и планируемых результатов.
В рамках данной программы проводятся диагностика навыков самообслуживания, индивидуально разрабатывается программа сопровождения ребенка с учетом особенностей развития, проводится динамическое наблюдение и анализ результатов после проведения реабилитационных мероприятий.
Данная программа способствует адаптации ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья к окружающей среде, развитию способности самообслуживания с учетом определенных нарушений в развитии и здоровье, помогает родителям развивать навыки соответствующие потребностям ребенка.
Отличительной особенностью работы по данной программе в комнате игрового сопровождения является то, что педагог во время игрового сеанса:
- организует среду, отвечающую содержанию поставленных задач и основным принципам построения развивающей среды;
- способствует, чтобы все участники взаимодействия на игровом сеансе находились в состоянии эмоционального комфорта;
- обеспечивает возможность ребенка самостоятельно регулировать степень своего участия во взаимодействии.
Игровой сеанс в комнате игрового сопровождения строится по следующему алгоритму:
- наблюдение педагогом за свободной игрой ребенка;
- сопровождение педагогом свободной игры ребенка;
- наблюдение педагогом за совместной игрой ребенка и родителя;
- обучение педагогом родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка во время совместной игры ребенка и родителя;
- совместная игра педагога с ребенком и родителем;
- индивидуальная непосредственная образовательная деятельность педагога с ребенком;
- беседа педагога с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому.
Данная программа реализуется через использование следующих методов:
Работа с родителями в рамках данной программы носит консультативно-обучающий характер:
- первичная беседа с сопровождающим взрослым с целью выявления трудностей ребенка;
- рекомендации для оптимизации детско-родительских отношений во время наблюдения за их взаимодействием во время игрового сеанса;
- обучение родителей в ходе игры педагога с ребенком.
Работа с детьми по развитию общения основана на нахождении общей темы, интересной для ребенка; необходимости расширения и обогащения общения с целью продления его длительности.
Приемы работы:
1) повторение сигналов общения ребенка (в т.ч. их варьирование: увеличение громкости, добавление жестов, новых слов в контекст общей коммуникативной деятельности ребенка и взрослого, обращение внимания ребенка на человека или предмет);
2) озвучивание нецеленаправленной активности ребенка (т.е. взрослый должен отвечать словами на действия ребенка или комментировать их, даже если ребенок с помощью своих действий просто выражает свои эмоции);
3) поддержание очередности в общении (соблюдать очередь во взаимодействии ребенок-взрослый)
4) при демонстрации ребенком негативного (стереотипного) поведения, дать ребенку модель того поведения, которое ожидает взрослый в данной ситуации;
5) пытаться разнообразить действия ребенка, используя различную сенсорную стимуляцию и давая ему модели разнообразных действий с привычными предметами (необычные действия со знакомыми предметами);
6) взрослый должен давать фразы, относящиеся к действиям ребенка, теми словами, которые ребенок понимает (используется при наличии у ребенка понимания 50-100 слов). Каждое действие ребенка должно быть максимально полно прокомментировано.
Основным принципом организации окружающей ребенка среды является подбор стимулов в интересующей ребенка модальности. Т.е. необходимо исходить из интересов ребенка в построении совместной игровой деятельности – найти такую деятельность, которая будет доступна и интересна ребенку и которая будет достаточно долгое время удерживать его внимание. В Приложении предлагается система тематических занятий по социально-бытовой ориентации для детей раннего и дошкольного возраста, которые можно использовать для обучения ребенка игре.
Другим важным компонентом в организации среды является уровень стимуляции, т.е. необходимо давать воздействия той интенсивности, которое способно доставить ребенку удовольствие.
Глобальная стимуляция предполагает использование невербальных средств общения: жестов, графических средств, тактильного контакта. Используется на той стадии развития ребенка, когда он еще не вошел в сферу языкового общения (не понимает и не использует речь). Поэтому основными способами коммуникации будет использование жестов:
- указательных (привлечение внимания ребенка к объекту или событию),
- конвенциональных (имеющих определенный смысл, исходящих из культуры: обозначение действия, согласия – несогласия).
Содержание программы учитывает особые потребности детей с ОВЗ с различными нарушениями развития, соответствует требованиям Государственного стандарта социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области.
Программа построена на модульном принципе представления содержания.
В основе индивидуальной работы с ребенком по данной программе лежит индивидуальная программа получателя социальных услуг.
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Социально-бытовая ориентация детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях комнаты игрового сопровождения» в полном объеме составляет 18 часов, что составляет 3-5 реабилитационных курсов и уровня ограничений жизнедеятельности ребенка вследствие инвалидизирующего заболевания.
Занятия проводятся в игровой форме (сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная игра - как индивидуально, так и в группе.
Программа содержит следующие структурные компоненты: описание цели, планируемые результаты освоения программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы модулей, описание организационно-педагогических условий и иные методические материалы.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Социально-бытовая ориентация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях комнаты игрового сопровождения». Уровень умений и знаний детей с ОВЗ не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критерии эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ориентированы на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в социуме.
Дети могут знать/понимать: правила личной гигиены и самообслуживания, понимать необходимость соблюдения режима питания для сохранения здоровья, виды сезонной одежды и обуви, иметь элементарные представления о строении человеческого тела и необходимости соблюдения культурно-гигиенических норм, иметь интерес к труду окружающих.
Дети могут уметь: последовательно и целенаправленно осуществлять игровую деятельность, обладать навыками культуры игры, использования игрушек, пособий, бережного отношения к ним, самостоятельно убирать игрушки, быть аккуратными, настойчивыми, сосредоточенными, доводить дело до конца.
Дети могут использовать приобретенные знания и умения в практической жизни: пользоваться предметами личной гигиены, столовыми приборами, подбирать одежду и обувь по сезону, адекватно использовать в речи изучаемые названия и термины, иметь навыки положительного взаимоотношения, умение справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников.
Мониторинг эффективности реабилитационной работы проводится в два этапа:
1. Первичная диагностика.
2. Итоговая диагностика по окончанию реабилитационного курса с констатацией динамики с учетом объективного реабилитационного потенциала ребенка.
Параметры мониторинга: не выполняет -5 баллов, выполняет с трудом с помощью взрослого – 4 балла, совместное выполнение со взрослым -3 балла, выполняет самостоятельно частично – 2 балла, регулярное самостоятельное выполнение – 1 балл.
Оценка результативности программы осуществляется путем сопоставления состояния ребенка по всем направлениям работы на момент составления индивидуального плана реабилитации, выявленного при помощи наблюдения, диагностики ребенка со слов родителей. Данные обследования заносятся в индивидуальные реабилитационные карты, позволяющие оценить качественные изменения в состоянии ребенка и родительско-детского взаимодействия. При обследовании ребенка педагоги используют анкетирование, активное слушание, непосредственное наблюдение за ребенком в игре.
АДОП «Социально-бытовая ориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях комнаты игрового сопровождения». Скачать