Система мониторинга достижений освоения детьми дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кубик-рубик»
Проблема качества Российского образования в условиях современного экономического развития становится наиболее актуальной.
Основные нормативные документы, регламентирующие процесс образования отражают требования к:
1. структуре дополнительных общеобразовательных программ;
2. условиям реализации общеобразовательных программ, в том числе кадровым, методическим, материально-техническим и иным условиям;
3. результатам освоения ДОП.
Государство усиливает внимание и контроль за качеством реализации образовательных программ и, как следствие, за разработку механизмов отслеживания образовательных результатов обучающихся.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся четко отработан, в дополнительном образовании нет единого механизма отслеживания образовательных результатов.
Проблема оценки качества реализации программ в дополнительном образовании связана с тем, что чаще всего, оцениваются образовательные результаты учащихся по внешним критериям: достижениям в конкурсах и соревнованиях, приобретённым навыкам.
Труднее всего поддаются оцениванию «внутренние» результаты: личностное развитие конкретного ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, успешность её усвоения.
При реализации Программы «Кубик-рубик» может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. В связи с чем, мониторинг включает в себя 2 компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы.
Проведение мониторинга предполагает:
- наблюдение за активностью ребенка в процессе обучения;
- анализ продуктов детской деятельности;
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития и развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут.
Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Это -
- любознательный, активный,
- эмоционально отзывчивый,
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками,
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия,
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе,
- имеющий предпосылки к формированию способов УУД и коммуникативных навыков,
- умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции,
- овладевший необходимыми умениями и навыками.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения за ребенком и бесед с ним.
На основании проведенных оценок составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория его развития.
Эта работа проводится на протяжении всего учебного года.
Определяя систему отслеживания результатов образовательного процесса, как проблему педагогического контроля, мы особое внимание уделяем вопросам аттестации, как одной из форм отслеживании и оценке образовательных результатов учащихся.
Целью проведения аттестации является выявление соответствия уровня освоения учащимися программы прогнозируемым образовательным результатам.
В образовательном процессе аттестация обучающихся выполняет целый ряд функций:
- учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления учащимся полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей обучающихся;
- развивающую, так как позволяет определить уровень их актуального развития и определить перспективы;
- коррекционную, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса.
В программе отражается общая процедура аттестации, определяются сроки ее проведения, указываются возможные критерии, формы оценки, а также, фиксации и демонстрации образовательных результатов обучающихся, при выборе которых необходимо учитывать их соответствие целям, задачам, содержанию и ожидаемым результатам программы. Поэтому процедура аттестации учащихся разрабатывается каждым педагогом самостоятельно.
Критерии оценки результативности должны отражать:
- уровень теоретических знаний программным требованиям (широту кругозора; свободу восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой; осмысленность и свободу использования специальной терминологии);
- уровень практической подготовки учащихся (соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; уровень физического развития, свобода владения специальным оборудованием, оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности);
- уровень развития и воспитанности учащихся (культура организации практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных и личностных способностей и другие).
В зависимости от направленности программы, содержания предмета изучения (образовательной области), возрастных особенностей, формами проведения аттестации по программе Кубик-рубик являются: игра-викторина, игра-путешествие по станциям, творческая мастерская.
Традиционно в декабре проводится игра-викторина «Загадки и вопросы Дедушки Мороза»
Многообразие форм аттестации порождает многообразие методов оценки результатов. Существует несколько вариантов оценки результатов освоения программы обучающимися. Программа «Кубик-рубик» предусматривает уровневый метод оценки результатов.
В программе предусмотрена шкала оценки результатов: Минимальный уровень - обучающийся не выполнил образовательную программу, не регулярно посещал занятия. Базовый уровень - обучающийся стабильно занимается, регулярно посещает занятия, выполняет образовательную программу. Высокий уровень - обучающийся проявляет устойчивый интерес к занятиям, показывает положительную динамику развития способностей, проявляет инициативу и творчество.
Данная система оценки качества и эффективности деятельности участников образовательного процесса позволяет сравнивать ожидаемый и конечный результат образовательной деятельности.
Формами фиксации и демонстрации образовательных результатов учащихся по программе Кубик-рубик» являются протоколы аттестации обучающихся.
В протоколе аттестации отмечаем только уровни оценки результатов, так как применительно к детям дошкольного возраста мы можем говорить о совокупности предпосылок к формированию УУД и коммуникативных навыков).
Следует отметить, что при зачислении ребёнка на программу проводится мониторинг готовности.
Целью его является выявление имеющихся знаний, практических навыков ребёнка на данном этапе развития, а также уровень его готовности к обучению по данной программе.
Формы мониторинга готовности: собеседование, задания на выявление имеющихся практических навыков. В программе прописаны компетенции, которыми должен владеть обучающийся по основным образовательным областям. (Образовательная область «Думай, рассуждай», «Ступени грамоты»).
- Правильно произносить большую часть звуков;
- знать и называть основные цвета; и т.д.
Результаты мониторинга готовности к освоению программы вносятся в таблицу с помощью знаков «+» или «-», что означает, проявляется этот компонент или нет.
Входной мониторинг даёт объективную информацию, позволяющую определить степень готовности ребёнка к обучению по данной программе.
Результаты мониторинга помогают спланировать дальнейшую работу по возможной корректировке содержания программы, а также мероприятия по разработке индивидуальных образовательных маршрутов, если ребёнок показал низкий уровень готовности.
Промежуточная аттестация проводится - 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей.
Уровень освоения программного материала за 1 полугодие, а также учебный год определяется по результатам выполнения контрольных заданий.
Результаты вносятся в карту уровня освоения программного материала ребенком.
Результативность обучения, развития, воспитания фиксируется в таблице мониторинга образовательно-предметных и личностных результатов обучения дважды: в конце первого и второго полугодий (диагностика за I и II полугодие).
Результаты вносятся в протоколы аттестации.
Каковы же критерии оценки общих результатов обучения.
В программе они представлены критериями оценки образовательно-предметных результатов, а также критериями оценки личностных результатов.
Данная система оценки качества и эффективности деятельности участников образовательного процесса позволяет сравнивать ожидаемый и конечный результат образовательной деятельности. Все результаты, полученные в ходе аттестации за год, вносятся в таблицу «Мониторинг динамики».
Конечным результатом освоения программы должна стать готовность детей к школе, т.е. достижение необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Система мониторинга достижения детьми в дополнительном образовании. Скачать