Дополнительная образовательная программа художественной направленности для дошкольников подготовительной группы
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" для детей подготовительной к школе группы
Составитель: Проскурина Юлия Анатольевна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 123 г Пензы "Семицветик" Содержание:
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
1.2. Новизна.
1.3. Цель и задачи.
1.4. Условия реализации программы.
2. Планируемые результаты.
3. Учебный план.
4. Календарный график образовательного процесса.
5. Рабочая программа.
6. Организационно – педагогические условия реализации программы.
7. Система контроля качества освоения дополнительной образовательной программы.
8. Литература.
9. Литература, рекомендуемая для детей и взрослых.
10. Приложение.
Пояснительная записка Актуальность:
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Новизна программы:
Программа «Умелые ручки» нацелена на реализацию базового систематизированного образования по декоративно-прикладному искусству с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства. Разнообразие зрелищно-игровых приёмов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Моделирование педагогом сказочных ситуаций, игровых заданий, театрализация стимулируют интерес детей, в результате чего каждый ребёнок, не зависимо от способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Цель программы:
создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Задачи программы: Обучающие:
- способствовать систематизации знаний, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы;
- обучать приемам работы с инструментами;
- закреплять и расширять знания и умения;
- обучать умению планировать свою работу;
- обучать приемам и технологии изготовления композиций;
- изучать свойства различных материалов;
- обучать приемам работы с различными материалами;
- обучать приемам самостоятельной разработки поделок. Развивающие:
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- развивать образное мышление и воображение;
- создать условия к саморазвитию дошкольников;
- развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца;
- экологическое воспитание детей. Условия реализации программы:
Программа «Умелые ручки» рассчитана на детей 6 - 7 лет.
Рекомендуемый состав группы – 8 человек. Срок реализации программы: 1 год.
Практические занятия составляют большую часть программы. Продолжительность учебной недели: пятидневная учебная неделя Количество часов в неделю: 1 занятие Режим работы: вторник с 16.00-16.30 Продолжительность занятий: 30 мин. Реализация программы проходит через разнообразные виды деятельности:
- игровую;
- коммуникативную;
- трудовую;
- познавательно-исследовательскую;
- продуктивную;
- художественно-музыкальную. Принципы построения занятий:
1. Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку.
2. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности ребенка – игре.
3. Принцип комплексности – уделение внимания всем поставленным задачам.
4. Принцип последовательности – по мере накопления знаний и овладения навыками содержания занятий углубляются и расширяются.
5. Принцип системности изложения материала.
Планируемые результаты:
В результате обучения по данной программе дошкольники:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, яичной скорлупой;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Учебный план по реализации дополнительной образовательной программы «Умелые ручки»
№ Тема занятия Количество часов
1. Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». Инструктаж по технике безопасности и охране труда. 1
2. «Фруктовая тарелка» 1
3. «Подсолнухи» 1
4. «Осенние деревья» 1
5. Обрывная аппликация «Ежик» 1
6. «Портрет осени» 1
7. «Совушки из шишек» 1
8. «Фоторамка из пазл» 1
9. «Ваза» 1
10. «Рябиновые бусы» 1
11. «Снегири» 1
12. «Новогодние маски» 1
13. «Елочка» 1
14. «Символ года» 1
15. «Зимняя сказка» 1
16. «Снеговик» 1
17. «Мишутка» 1
18. «Парикмахеры» 1
19. «Валентинки» 1
20. «Магнит на холодильник» 1
21. «Подводный мир» 1
22. Панно «Букет» 1
23. «Цветик – семицветик» 1
24. «Конусный театр» 1
25. «Кошка» 1
26. «Веселые человечки» 1
27. «Подставка для пасхального яйца» 1
28. «В космосе» 1
29. Аппликация из ткани «Кекс» 1
30. «Открытка к 9 мая» 1
31. «Лебеди в пруду» 1
32. Закладка для книг «Карандаш» 1
33. «Карандашница» 1
34. «Бабочка» 1
35. «Солнышко» 1
36. «Любимые фрукты» 1
37. «Лягушонок» 1
38. «Ромашка» 1
39. «Российский флаг» 1
40. «Гусеница» 1
41. «Веселые ладошки» 1
42. «Брелок» 1
43. «Черепашка» 1
44. «Гербарий» 1
45. «Вот и лето прошло» 1
Всего 45
Календарный график образовательного процесса
Начало учебных занятий - предпочтительно с 1 сентября
Окончание занятий - по мере освоения полного курса программы
Комплектование групп: по мере наполняемости групп
Продолжительность учебной недели: пятидневная учебная неделя
Количество часов в неделю: 1 занятие
Режим работы: вторник с 16.00-16.30
Продолжительность занятий: 30 мин.
Рабочая программа
Тема занятия Часы Программное содержание Материал и оборудование СЕНТЯБРЬ
1. Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». Инструктаж по технике безопасности и охране труда. 1 Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и плоды растений.
Карточки по технике безопасности.
2. «Фруктовая тарелка» 1 Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Закрепить технические навыки вырезывания и приклеивания деталей. Развивать мелкую моторику. Развивать творческие способности. Прививать навыки усидчивости, аккуратности. Тонированная бумага, клей, кисти. ОКТЯБРЬ
3. «Подсолнухи» 1 Познакомить с новой техникой аппликации - мозаикой с использованием круп; научить приему приклеивания крупы на бумажную основу. Продолжать совершенствовать навыки работы с клеем. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать знания о природной зоне нашего края. Лист картона с нанесенным изображением подсолнуха, крупа пшено, гречка или семена подсолнечника, горох, клей, кисти, салфетки.
4. «Осенние деревья» 1 Учить детей выполнять композицию из природного материала (засушенных листьев). Развивать концентрацию внимания и творческие способности. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Сухие листья, цветная бумага, клей, тарелки одноразовые.
5. Обрывная аппликация «Ежик» 1 Научить выполнять работу в технике обрывной аппликации. Закреплять умение работать с бумагой. Развивать творческие способности, воображение, фантазию детей. Развивать мелкую моторику, аккуратность при работе с клеем. Воспитывать терпение, уверенность в своих делах. Картон с шаблоном «Ежик», цветная бумага, клей, ножницы, салфетки
6. «Портрет осени» 1 Учить детей выполнять аппликацию из природного материала. Учить работать с сухими листьями, подбирать их по цвету, размеру, форме, срезать лишнее. Развивать чувство цвета и композиции. Развивать творчество, фантазию. Лист А4 с изображением лица женщины, сухие листья, клей, ножницы, салфетки. НОЯБРЬ
7. «Совушки из шишек» 1 Продолжать формировать умение детей работать с природным и бросовым материалом. Учить дополнять образ необходимыми мелкими деталями. Развивать желание заниматься ручным трудом. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Развивать творческое воображение, воспитывать художественный вкус, терпение, наблюдательность. Воспитывать у детей уважение к результатам труда. Шишки большие, вата, фетр розового цвета, глазки, клей, салфетки.
8. «Фоторамка из пазл» 1 Учить делать поделку из бросового материала. Развивать чувства формы, цвета и композиции, творческое воображение Плотный картон, пазлы, клей.
9. «Ваза» 1 Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности предмета. Побуждать дополнять свою работу природным материалом по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности, усидчивости, аккуратности. Пластмассовая бутылочка, пластилин, макароны разной фактуры, фасоль, горох, семечки арбуза, тыквы и т.д.
10. «Рябиновые бусы» 1 Упражнять детей в нанизывании ягод рябины на иголку с ниткой. Закреплять правила безопасности при работе с иглой, воспитывать у детей усидчивость, развивать мелкую моторику рук, творческий подход, восприятие и эмоциональный отклик от полученного результата. Ягоды рябины, нитки, иголки. ДЕКАБРЬ
11. «Снегири» 1 Формировать навыки и умения по изготовлению птиц из пряжи. Развивать мелкую моторику рук, глазомер,
художественный вкус, внимание, воображение, аккуратность, интерес к творчеству на основе практической работы. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей, желание мастерить, бережное отношение к природе и птицам. Пряжа красного, черного, серого цвета, картон, бусинки, ножницы.
12. «Новогодние маски»
Сформировать представление о технологической последовательности изготовления новогодней маски. Развивать фантазию, воображение, память, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие. Образцы масок, шаблоны, телеграмма от Деда Мороза, картон, ножницы, клей, цветная бумага.
13. «Елочка» 1 Закреплять навыки конструирования елочки по образцу. Развивать внимание, наблюдательность. Развивать мелкую моторику рук. Формировать творческие способности и практические умения. Совершенствовать умения и навыки работы с инструментами. Воспитывать стремление к аккуратному выполнению новогоднего сувенира. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Основа для изготовления «елочки» - картонный конус; цветная бумага, материал для украшения елочки (мишура, пайетки, ленточки, бантики, бусинки), клей ПВА, кисточка, ножницы.
14. «Символ года» 1 Продолжать знакомить с техниками изготовления поделки, дорабатывать изделие, дополняя деталями. Развивать умение самостоятельно разбираться в шаблоне, умение определять последовательность работы. Закреплять навыки безопасной работы с ножницами. Воспитывать желание сделать что-то приятное близким людям.
Бумажные тарелки, цветная бумага, клей, кисти. ЯНВАРЬ
15. «Зимняя сказка» 1 Учить детей располагать детали аппликации на листе бумаги, аккуратно намазывать клеем, убирать излишки клея салфеткой. Воспитывать усидчивость, внимательность; формировать активность и творческое воображение; обогащать словарь детей.
Лист картона, ватные диски, клей, кисточка, салфетка.
16. «Снеговик» 1 Познакомить обучающихся с изделиями из помпонов; ознакомить с инструментами и материалами, необходимыми для выполнения игрушек в данной технике; научить приемам намотки ниток на шаблоны; познакомить с последовательностью выполнения игрушек из помпонов; развивать интерес к современным направлениям народного творчества;
• развивать творческое мышление;
• воспитывать трудолюбие, усидчивость.
• Заготовка для изготовления помпонов, цветная пряжа, плотная бумага (картон), ножницы, клей, различные ленточки,
глазки, ножницы.
17. «Мишутка» 1 Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить аккуратно наносить клей на необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заваркой. Лист картона с изображением мишки, чайная заварка, клей, кисти, салфетки. ФЕВРАЛЬ
18. «Парикмахеры» 1 Учить приклеивать нитки к трафарету, создавая прическу для девочки и мальчика. Продолжать учить детей хорошо владеть рукой и пальчиками, быть выдержанными, развивать усидчивость. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату. Портрет девочки и мальчика, шерстяные толстые нитки, клей, ножницы, салфетки.
19. «Валентинки» 1 Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам, работать с шаблоном; украшать свою открытку различным материалом. Воспитывать желание сделать приятное друзьям и близким. Шаблон «валентинки», тонированная бумага, блестки, бисер, пайетки и др. для украшения.
20. «Магнит на холодильник» 1 Учить использовать в работе бросовый материал; развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность. Картон, салфетки, крышки из под сметаны, клей, магнит.
21. «Подводный мир» 1 Продолжать учить детей работать с различным материалом. Знакомить с техникой «оригами» Развивать художественный вкус. Закреплять знания о растениях и обитателях подводного мира. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Основа для аппликации, цветная двухсторонняя бумага, шаблоны водорослей, клей, нитки. МАРТ
22. Панно «Букет» 1 Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру. Развивать художественный вкус, фантазию, творчество. Основа – панно, тонированная цветная бумага, заготовки трафаретов листьев, тычинок, клей ПВА, кисточки для клея.
23. «Цветик – семицветик» 1 Формировать у детей элементарное восприятие художественного слова и искусства. Знакомить с использованием в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания колбаски, скатывание шариков. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание увидеть результат своего труда. Образец воспитателя,
белый картон с контурным рисунком цветика – семицветика,
набор пластилина,
салфетка для рук,
стека.
24. «Конусный театр» 1 Познакомить детей с конусным театром: научить их делать героев сказки на основе конуса; способствовать развитию творчества, фантазии детей, эстетического вкуса, театральных способностей; совершенствовать умение работать с ножницами; способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, любви к театру.
Ножницы, цветная бумага, клей, карандаш, шаблоны, салфетка.
25. «Кошка» 1 Знакомить детей с работой в технике оригами, развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности; воспитывать эстетический вкус, любовь к животным, аккуратность, дисциплинированность, уважение к своему труду и труду других людей. Лист бумаги, фломастеры, основа для комозиции. АПРЕЛЬ
26. «Веселые человечки» 1 Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Воспитывать интерес к бумажной пластике. Привлекать детей к изготовлению поделок. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, трафареты, нитки, палочки для мороженного.
27. «Подставка для пасхального яйца» 1 Продолжать использовать бросовый материал для поделок, дополнять их различными элементами. Поощрять самостоятельность, творческий подход. Воспитывать желание дарить друг другу подарки, изготовленные своими руками.
Картонная тарелка, ножницы, клей, различный материал для украшения, капсулы киндер сюрприз, пластилин.
28. «В космосе» 1 Совершенствовать умения детей передавать в лепке (пластилинографии) изображения космических объектов. Формировать технические умения и навыки работы с различными материалами для лепки. Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах), развивать восприятие цвета, формы Демонстрационный материал «Космос», пластилин, доска, стеки, цветной картон, салфетки.
29. «Аппликация из ткани «Кекс» 1 Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. Кусочки ткани, ножницы, клей, шаблоны, основа. МАЙ
30. «Открытка к 9 мая» 1 Продолжать формировать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Развивать чувство патриотизма. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность. Картон, бумага цветная, салфетки красного цвета, клей, кисти.
31. «Лебеди в пруду» 1 Продолжать формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. Шишки, пластилин, основа «пруд», салфетки.
32. «Закладка для книг «Карандаш» 1 Учить детей делать закладку для книги в виде карандаша. Продолжать знакомить с техникой работы с бумагой – оригами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности. Цветная бумага.
33. «Карандашница» 1 Продолжать учить детей работать с различным материалом. Развивать образное и пространственное мышление;
мелкую моторику рук; творчество, элементарные трудовые навыки,
самостоятельность; воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение. Втулки от туалетной бумаги, гофрированная бумага, клей, ножницы. ИЮНЬ
34. «Бабочка» 1 Закреплять умение детей создавать поделку, используя шаблон; дополняя образ необходимыми деталями. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать умение замечать красоту природы. Шаблон «бабочка», картон цветной, бумага цветная, клей ПВА, коктельные трубочки.
35. «Солнышко» 1 Продолжать обучать навыкам работы с крупами и клеем. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Картон, крупа пшено, гречка, горох, клей.
36. «Любимые фрукты» 1 Продолжать учить детей склеивать полоски бумаги, соединяя их в кольцо, наклеивать друг на друга, моделируя фрукт. Полоски цветной бумаги, клей.
37. «Лягушонок» 1 Учить аккуратно наносить краску на всю поверхность одноразовой тарелки. Приклеивать мелкие детали: язык, глазки. Одноразовые бумажные тарелки, краски гуашь, кисточки, клей.
ИЮЛЬ
38. «Ромашка» 1 Продолжать обучение нетрадиционной технике аппликации из салфеток. Способствовать развитию изобразительных навыков; развить эстетический вкус; обучить элементам трудовых навыков.
Белые салфетки, одноразовая картонная тарелка, клей, кисти.
39. «Российский флаг» 1 Продолжать закреплять навыки работы с бумагой – учить скручивать полоски бумаги в рулончик, готовые рулончики наклеивать на форму флага. Учить планировать ход выполнения работы. Бумага белого, синего, красного цветов, картонная основа флага, палочка.
40. «Гусеница» 1 Продолжать знакомить детей с техникой «рисования нитью». Развивать художественный вкус, фантазию детей, аккуратность, терпение, самостоятельность в работе. Картон цветной, разноцветные нитки, клей ПВА.
41. «Веселые ладошки» 1 Развивать интерес к ручному труду, умение работать с ножницами. Учить создавать композицию из вырезанных ладошек (осьминожки, птицы, цветы и т.д.) Цветня бумага, ножницы, клей. АВГУСТ
42. «Брелок» 1 Продолжать формировать желание детей делать сувениры из разных материалов. Развивать фантазию, творчество в оформлении, умение доводить дело до конца. Цветные нитки, бусины, ножницы.
43. «Черепашка» 1 Продолжать закреплять приемы работы с яичной скорлупой. Развивать умение аккуратно работать с клеем. Основа с изображением черепашки, клей ПВА, яичная скорлупа.
44. «Гербарий» 1 Познакомить детей с понятием «гербарий», показать приемы изготовления гербария. Поддерживать интерес к работе с природным материалом. Картон, клей, природный материал.
45. «Вот и лето прошло» 1 Знакомить детей с техникой рисования на камнях. Развивать художественный вкус, фантазию, аккуратность. Морские камни, акварель, карандаши цветные.
Организационно – педагогические условия реализации программы
Руководитель: Проскурина Юлия Анатольевна Материально-техническое обеспечение
№ Наименование
1. Бумага цветная
2. Цветной картон
3. Клей ПВА
4. Ножницы
5. Семена тыквы, подсолнечника, арбуза и т.д.
6. Крупа рис
7. Крупа гречневая
8. Пшено
9. Горох колотый
10. Фасоль красная
11. Пластилин 18 цветов
12. Бросовый материал (крышки из под сметаны, втулки, кассеты из под яиц, палочки для мороженного и т.д.)
13. Гуашь, акварель
14. Салфетки
15. Карточки по технике безопасности
16. Бумага белая офисная, бумага тонированная
17. Яичная скорлупа
18. Стаканчики для воды непроливайки
19. Вата белая стерильная
20. Флеш-носитель
21. Ноутбук
22. Карандаш простой, карандаши цветные
23. Пазлы
24. Стаканчики одноразовые
25. Тарелки одноразовые
26. Нитки шерстяные, мулине, ирис.
27. Материал для урашения (глазки, бисер, бусины, снежинки и т.д.)
28. Природный материал (каштаны, камешки, ракушки, листья)
29. Ватные диски
30. Клей (по количеству детей)
Система контроля качества освоения дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение выставок работ воспитанников в группе, в ДОУ;
- участие в конкурсах различных уровней;
- составление фотоальбомов лучших работ.
Способы проверки планируемых результатов
1. Беседа
2. Выставка в группе, в ДОУ.
3. Участие в конкурсах и смотрах.
Сотрудничество с семьей воспитанников
В современных условиях учреждения дополнительного образования регулярно и неформально взаимодействует с семьёй, то есть имеет возможность оказывать на неё определённое воздействие и влияние. В основу современной деятельности семьи и учреждений дополнительного образования заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагогов.
Литература
1. Ветлужина Н. А., «Художественное творчество и ребенок», М., 1971
2. Гройсман А. Л., «Психология, личность, творчество», М., 1993.
3. Гулъяну Э.К., Базш И.Я. «Что можно сделать из природного материала», М., "Просвещение", 1991.
4. Гусакова М.А., «Аппликация», М., "Просве¬щение", 1977.
5. Давыдова Г.Н., « Бумагопластика», М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
6. Нагибина М.И., «Чудеса для детей из ненужных вещей», Ярославль «Академия Развития», 1998г.
7. Перевертень Г.И., «Мозаика из круп и семян» Издательство «Сталкер», 2006г.
8. Пойда О.В. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно», Издательство: «Олма Медиа Групп», 2013 г.
9. Сафронова Н. Ц., «Художественная аппликация», М., 1978.
10. Черкасова И.А., Руснак В.Ю., Бутова М.В., «От салфеток до квиллинга» Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
11. Филенко Ф.П. , «Поделки из природного материала», М.,1976.
12. Интернет ресурсы.
Литература, рекомендуемая для детей и взрослых.
1. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из природных материалов; Оникс - Москва, 2010.
2. Анистратова А. А. Поделки из ниток и пряжи / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. — Москва : Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова : Оникс, 2010.
3. Грин Д. Все пригодится : [пер. с англ.] / Д. Грин. — Москва : Махаон, 1998.
4. Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала. Выпуск 1; Скрипторий 2003 - Москва, 2012.
5. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги; Беларусь - Москва, 2011.
6. Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей : популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. — Ярославль : Академия развития, 1997.
7. Шухова С. Поделки из всякой всячины / С. Шухова. — 5-е изд. — Москва : Айрис-пресс, 2008.
Приложение.
Бумагопластика – нетрадиционный способ работы с бумагой. Технология изготовления поделок из мятой бумаги, которая очень проста и не требует больших материальных затрат, кроме того, изготовление поделок из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой мотрики.
Оригами (с яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Граттаж (от французского gratter — скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).
Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.
- Аппликация из пластилина - пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
- Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.
- Аппликация из скрученных салфеток – занятие не только интересное, но и полезное: разрезание салфеток на равные квадратики развивает глазомер, а скручивание их в комочки - мелкую моторику.
Ниткография - это выкладывание с помощью ниток контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" разными ниточками (шерстяными, акриловыми, мулине и другими.). Ниточки можно подготавливать в виде шнурка или мелко нарезанной нити.
Скачать Дополнительная общеразвивающая программа "Умелые ручки"