Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дополнительная программа туристско-краеведческой направленности для детей старшей - подготовительной группы ДОУ

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный эколог» для детей старшего дошкольного возраста
Разработала: воспитатель Самсонова Людмила Витальевна
Программа направлена: 5-7 лет.
1. Пояснительная записка
Программа «Юный эколог» направлена на возраст детей 5 -7 лет.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором она находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому цепью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным жить в относительной гармонии с природой.
Эколого – краеведческое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста и продолжается всю жизнь.

1.1.Направленность.
Туристско-краеведческая.
1.2.Цель, задачи, принципы:
Цель: Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента.
Задачи:
1.Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
2.Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
3.Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.
4. Расширение и обобщение знания детей о мире природы как целостной взаимосвязанной системе.
5. Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать их способы проверки, находить причинно-следственные связи.

Принципы программы:
1.Принцип дифференциации и индивидуальности. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
2.Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в процессе деятельности.
3.Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
4.Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
5.Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
6.Принцип от простого к сложному. Начинаем от простых занятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

1.3.Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе.
В 5-7 лет у детей продолжает развиваться восприятие, однако, они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако восприятие метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правила, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки общения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации ,формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.4.Этапы работы.
А) Беседа, экскурсия, рассматривание картин, иллюстраций.
Б) Оформление папок по темам: «Красная книга» (насекомые), «Какую пользу приносят насекомые»
В) Практическая деятельность ( опыты)
Г) Творческая деятельность детей (рисуем, конструируем)

1.5.Методы, приемы, формы работы.
Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично – поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Формы работы:
Экскурсии
Наблюдение
Беседа
Исследовательская деятельность
Экспериментальная деятельность
Проектная деятельность
Эколого – природоведческие игры, игры путешествия
Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

1.6. Режим занятий
Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей предлагает организацию одного занятия в 2 недели, в год - 14 занятий.
1, 3 пятница месяца
15.55 – 16.25

1.7.Критерии диагностики.
Низкий уровень – ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по определенным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.
Неустойчивое отношение к животным и растениям. Проявляет к объектам небрежность и агрессивность, действия неосознанны ,механически подражательны. Представления о природных объекта и свойствах поверхностны; живыми считает неживые объекты. Понимает, но не осознает, почему нельзя наносить природным объектам вред.
Средний уровень- ребенок различает большое количество объектов природы. Вычленяет характерные и – под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.
Высокий уровень – ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой. Устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Сформирован широкий круг представлений о природе. Проявляет любознательность, умеет доказать принадлежность к живому людей, растений, животных; называет всю совокупность признаков. Знания ребенка системны.


1.8. Прогнозируемые результаты.
Дети будут знать:
Об экологических системах (лес, луг, водоем, город).
О сезонных изменениях в жизни насекомых, о средах пробуждения насекомых
О неразрывной связи человека с природой, человек – часть природы.
О « Красной книге» Хабаровского края.

Дети будут иметь представления:
О солнечной системе и ее планетах.
Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах ( в том числе и на Крайнем Севере).

Дети будут уметь:
Устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

1.9. Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговое занятие на тему: «Путешествие в мир насекомых»
Цель: сформировать у детей представление о значении насекомых в природе.
Оформление «Красной книги» Хабаровского края.
Выращивание рассады для оформления участка и клумб.
Оформление альбома «Солнце – большая звезда»
2. Тематический план.
Октябрь
1. Занятие Тема: «Наш дом – природа»
2. Занятие Тема : «Лес – многоэтажный дом»

Ноябрь

1. Занятие Тема: «Я и природа»
2. Занятие Тема: «Солнце – большая звезда»

Декабрь
1. Занятие Тема: «Животные холодных стран»
2. Занятие Тема: «Красная книга Хабаровского края»

Январь
1. Занятие Тема «Через добрые дела можно стать оным экологом»
2. Занятие Тема «почему белые медведи не живут в лесу?»

Февраль
1. Занятие Тема «Влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения»
2. Занятие Тема «Пройдет зима холодная…..»

Март
1. Занятие Тема «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»
2. Занятие Тема «О животных, которых не любят»

Апрель

1. Занятие Тема «Земля – живая планета»
2. Занятие Тема «Море бывает в беде»

Май
1. Занятие Тема « Этот удивительный мир насекомых»
2. Занятие Тема «Берегите первоцветы»

3. Перспективный план
С перспективным планом можно ознакомиться во вложенном файле.

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы:
1) Подбор литературы, иллюстрации, демонстрационный материал, глобус.
2) Дидактические игры :
«Пищевые цепочки», «Чей дом», «Природа – не природа», и.т. далее
3) Ящики, земля, лопатки, палочки для рыхления, лейки.

Рекомендации для родителей.
Экологические консультации родителей дошкольников.
1.Консультация на тему « С ребенком на дачу»
2. Консультация на тему «Собака и кошка – верные друзья ребенка»
3. Консультация на тему «Как читать с детьми книги о природе»
4. «Как научить детей любить и беречь природу»
(«советы наоборот» для родителей дошкольников).
Воспитательные советы оформить в стихотворной форме в виде книжки – раздвижки. Источник. Е.Л. Кощеева, Л.А. Хамидуллина, В.В. Прохорова «Путешествие в мир природы…» (стр. 81- 88).
Познакомить родителей с календарем международных экологических акций.
2 февраля – День водно – болотных угодий.
19 февраля – День защиты морских млекопитающих.
22 марта День охраны водных ресурсов (День воды).
1 апреля – День птиц.
7 апреля – День здоровья.
22 апреля – День Земли.
1 июня - День защиты детей.
5 июня – День охраны окружающей среды.
26 сентября – День моря.
4 октября – День защиты животных.

Литература для педагога.
С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»
Н.Н. Кондратьева «Мы» (программа экологического воспитания детей).
М.Н. Сигимова «Познание мира растений»
М. Н. Сигимова «Познание мира животных»
С.Н. Николаева Юный эколог»
М.А. Фисенко «Природа вокруг нас»
М.Д. Маханева «Экология в детском саду»
О.А. Воронкевич «добро пожаловать в экологию»
О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

Список литературы для родителей.
Акимушкин И. «Проблемы экологии»
Дмитриев, Ю. «Какая прекрасная гадость!» (об экологическом воспитании и литературе).
А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду».
С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»

Список литературы для детей.
И. Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб». (стихи).
Мир вокруг нас. Географический атлас.
Энциклопедическая литература о природе и животных. (библиотека в группе).
В. Бианки «Рассказы и сказки»
Скачать Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный эколог»

Рекомендуем посмотреть:

Подготовка детей к школе. Программа школа России План работы кружка по ИЗО в детском саду в старшей группе Рабочая программа кружка в старшей группе "Моя Хакасия" Рабочая программа кружка в старшей группе "Умелые ручки"
Перспективный тематический план в подготовительной группе | Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»
Опубликовано: 2034 дня назад (12 апреля 2019)
Просмотров: 3342
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Ольга Михайловна Подгорных # 13 апреля 2019 в 03:09 0
интересная, заслуживающая внимания программа,+1
Юлия Михайловна Шишкина # 13 апреля 2019 в 07:41 0
Очень полезный материал. Спасибо Вам +1