Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по дудлингу с презентацией

Занятие по дудлингу "Занимательное рисование"
Пояснительная записка
Методическая разработка открытого занятия «Занимательное рисование» составлена педагогом дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Контакт» Шаманиной Ириной Петровной и апробирована в рамках городского конкурса-фестиваля открытых занятий и воспитательных мероприятий «Новые вершины».

Содержание занятия рассчитано на детей в возрасте от 8 лет, не имеющих специальных навыков рисования.
Главной целью занятия является содействие развитию интереса ребенка к рисованию. Может проводиться в качестве арт-терапии, для релаксации, развития творческого потенциала детей. Для учащихся старшего школьного возраста, занимающихся изобразительным искусством, рекомендовано к проведению при угасании интереса к изобразительной деятельности.

Данная методическая разработка может быть использована как в учреждениях общего и дополнительного образования, так и при проведении лагерных смен. Адресована широкому кругу педагогических работников: учителям начальных классов, педагогам-психологам, педагогам-организаторам, воспитателям лагерей.
Технологическая карта открытого занятия «Занимательное рисование»
Название и направление деятельности коллектива: Детское объединение «Семицветик», Детское объединение «Радуга» художественная направленность, изобразительное искусство
Название программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения «Семицветик». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения «Радуга»
Тема занятия: Занимательное рисование
Краткая характеристика группы Возраст детей: 11-12 лет
Цель: Содействовать появлению у ребят интереса к занятиям изобразительным искусством
Задачи:
- образовательные
- развивающие
- воспитательные
- познакомить с новой современной техникой изобразительного искусства
- способствовать получению знаний о пользе данной технике и о возможности ее использования в качестве приема психологической разгрузки
- содействовать развитию умения рисовать в технике дудлинг в ходе выполнения творческих заданий
- содействовать получению опыта творческой свободы и осознания своих творческих возможностей
- содействовать гармонизации внутреннего состояния ребенка
- содействовать воспитанию эмоционально-положительного взгляда на рисование;
- способствовать расширению кругозора
- содействовать повышению самооценки у детей
- содействовать формированию потребности применять полученные знания на практике
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, магнитная доска размером 1 м х 1м
Тип занятия: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Форма занятия: Занятие творчеством
Методы, используемые на занятии: Репродуктивный метод, словесные методы, наглядные методы обучения, метод использования на занятиях средств изобразительного искусства, проектно-конструкторский метод
Дидактические средства: Визуальные (презентация, книги, предметы и вещи с узорами)
Аудиальные (подборка мелодий)
Тренажеры (нарисованное перо)
Использованная литература: Серия «Арт-терапия раскраски антистресс:
- «За дельфином в морские глубины»
- «Рисуем мандалы»
- «Райский сад».
Регламент занятия: 45 минут
Этап занятия
Организационный этап
Приветствие, знакомство, настрой на позитивное и активное восприятие материала.
Словесные методы (рассказ, беседа). Групповая Содействовать обращению детей к собственному опыту занятий творчеством, содействие пробуждению веры в свои творческие возможности.

Основной этап
1. Новые теоретические знания. Рассказать о технике «дудлинг».
Метод словесный (рассказ, беседа) и наглядный метод (презентация), метод использования на занятиях средств изобразительного искусства Групповая Познакомить детей с понятием «дудлинг», дать представление об этой технике
и о ее пользе.

2. Расширение и систематизация знаний
Изучение новых техник, в основе которых лежит дудлинг. Область практического применения.
Метод словесный (рассказ, беседа) и наглядный метод (презентация), метод использования на занятиях средств изобразительного искусства. Групповая Содействие расширению и закреплению знаний
о техниках, в основе которых лежит дудлинг и сферах их применения

3. Приобретение умений работы в технике дудлинг
Отработка выполнения элементов дудлинга.
Метод упражнений, репродуктивный метод, метод наблюдения, наглядный метод, Групповая
Индивидуальная Обучение
элементам дудлинга, применению цвета в дудлинге.

4. Закрепление знаний и умений посредством самостоятельной деятельности. Выполнение детьми творческой работы в технике буквенного дудлинга.
Проектно-конструкторский метод, метод использования на занятиях средств изобразительного искусства. Индивидуальная Самостоятельное выполнение детьми творческой работы в технике буквенного дудлинга
Заключительный этап: анализ продуктивности занятия, подведение итогов Рефлексия с использованием архитектурного дудлинга. Подведение итогов занятия. Групповая.
Индивидуальная. Дать представление об архитектурном дудлинге.

5. План-конспект открытого занятия

План занятия
1. Организация (приветствие, знакомство, вступительное слово)
2. Основная часть занятия
2.1. Новые теоретические знания
2.2. Расширение и систематизация знаний
2.3. Приобретение умений работы в технике дудлинг
2.4. Закрепление знаний и умений посредством самостоятельной деятельности
3. Заключительный этап: анализ продуктивности занятия, подведение итогов
Ход занятия
Этап занятия Задачи этапа Основная деятельность педагога Прогнозируемая деятельность учащихся
1. Организационный
этап Познакомиться с детьми, настроить их на позитивное и активное восприятие материала Презентация. Слайд с названием занятия
«Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей сегодняшней встрече, которую предлагаю начать со знакомства. У вас на столах лежат бейджики. Напишите, пожалуйста, на них свои имена и закрепите на одежде. Мне хочется, чтобы наше общение сегодня было радостным и приятным. Как известно, самое приятное и важное для человека слово — это его имя. Спасибо.
А меня зовут Ирина Петровна, я педагог детско-юношеского центра «Контакт» Приокского района города Нижнего Новгорода. Я люблю творчество, особенно рисование. В своих кружках «Семицветик» и «Радуга» я обучаю таких же, как вы ребят разным техникам изобразительного искусства. Мы рисуем акварельными красками, гуашью, мелками......
А из вас кто-нибудь любит рисовать?
Как вы считаете, рисовать — это легко или сложно?
Педагог выслушивает ответы ребят.
А я уверена, что абсолютно все любили рисовать, когда были маленькие. И тогда вам всем казалось, что рисовать — это интересно и очень, очень просто!
Вы знаете, ребята, скажу вам по секрету, что есть техники рисования, доступные абсолютно каждому. Хотите я сейчас вас с ними познакомлю?
Итак, занимательное рисование, что значит увлекательное и интересное!!! Дети напишут свои имена на бейджиках, запомнят имя и отчество педагога, настроятся на занятие творчеством.
«Конечно сложно, этому учатся много лет» «Не умею я рисовать»
2. Основной этап
2.1. Новые теоретические знания Познакомить детей с понятием «дудлинг», дать представление об этой технике и о ее пользе Презентация. Слайд с названием «Дудлинг»
Все вы, конечно, знаете, что такое дудлинг.........
Педагог ждет реакции детей.
Как, знаете, но не все?
Как, совсем не знаете?
А я уверена, что дудлингом вы занимаетесь постоянно и все без исключения. Просто вы до сегодняшнего дня не знали, что есть такое слово — ДУДЛИНГ. С английского «doodle» переводится как «бессмысленный рисунок» или «машинально рисовать, чертить». Еще дудлы - это «каракули, закорючки».
Презентация. Слайд с узорами дудлинга
Ну, а о каракулях то вы имеете представление?
Да-да, о каракулях и «каляках-маляках», которые мы рисуем на бумажках или в блокноте, когда разговариваем по телефону, на полях тетради во время уроков и т.д.
Ну, что? Знакомы вы с дудлингом? Эту технику мы практикуем с самого детства, как только научились держать карандаш в руке!
А недавно это творчество стало отдельным направлением в искусстве и является очень модным.
С картинками в стиле дудлинга выпускаются книги, раскраски, блокноты.
Педагог с детьми рассматривают книги и раскраски.
Дудлинг широко распространен на Западе, в Европе и Азии, а теперь известен и у нас в России. Вот, что может рождаться из простой закорючки, каракули. Такое рисование помогает расслабиться, развивает воображение, а также помогает сосредоточиться, разобраться в своих мыслях, сконцентрироваться. Никола Тесла, Леонардо Да Винчи, Стив Джобс, Альберт Эйнштейн, Александр Сергеевич Пушкин – все они пользовались дудлингом, работая над своими идеями.
Презентация. Слайды с рисунками на полях
Они черкали на бумаге снова и снова, материализуя, таким образом, то, над чем трудился их мозг. И благодаря рисункам находили решения. «А что это?» «Никогда не слышали»
«Что-нибудь музыкальное?»
«Конечно»
«Меня всегда за это ругают»
«Тогда конечно»
Дети рассматривают альбомы, книги, раскраски-антистресс
с узорами
2.2. Тестирование: Мне очень захотелось рисовать. А вам? Может быть попробуем и мы уже сотворить что-нибудь? Усаживайтесь поудобнее.
Для дудлинга нам понадобится совсем немного: бумага и …............
Только давайте договоримся, главное правило — никаких правил. В дудлинге нет: правильно — неправильно. Важно, не думать вообще ни о чем, или думать о чем-то отвлеченном от рисования, не заботясь о красоте, аккуратности.
Педагог включает музыкальное сопровождение.
Вы начинаете с точки, с нуля, из ничего, из пустоты – и продолжаете водить ручкой по листу бумаги так, как этого хочет ваша рука. Вы разрешаете себе все, проявляете свою фантазию без ограничений. На бумагу выливается поток образов, являющийся отражением вашего состояние, мыслей.
Закончили? Отлично! Вы нарисовали сейчас свое настроение, свои чувства.
Вы настоящие творцы! Вам понравилось? (Педагог слушает ответы детей)
А вы знаете, что по рисункам можно немного рассказать и о характере человека.
Вот я, например, дудлер-пейзажист: неосознанно я всегда рисую что-то связанное с миром природы (листья, деревья, цветы...). Так же как я дудлер-пейзажист еще и ….... (педагог называет имена детей).
Словесный дудлер
Дудлер абстракционист
Дудлер портретист
Дудлер реалист
2.2. Расширение, систематизация и закрепление знаний Расширение и закрепление знаний
о техниках, в основе которых лежит дудлинг и сферах их применения Вот так все интересно и просто! Этот вид рисунка не требует предварительной подготовки, прорисовки эскизов, наброска. В отличие, например, от элементов орнамента, дудлы не повторяются в строго определенном ритме. В технике дудлинг нет каких-либо четких правил. Дудлингом можно заниматься параллельно с другими делами. И заниматься таким рисованием могут все, независимо от художественных способностей.
Схожи с дудлингом и другие популярные техники.
Презентация. Слайд «Зентангл»
Например, зентангл. Зентангл - "запутанный клубок". Зентангл (от английских zen — уравновешенность, rectangle — прямоугольник) — современная техника, соединяющая в себе рисование и медитацию. Метод зентангла изобрели и запатентовали американцы Рик Робертс и Мария Томас.
Есть несколько правил зентангла. Размер рисунка должен быть 9Х9см, выполнен чёрной ручкой на белом фоне без предварительного эскиза. Он не имеет верха или низа и содержит абстрактные элементы. Обязательно разбивание рисунка на зоны-сектора-строки. Каждый сектор впоследствии заполняют штриховкой, узорами и т.д.
Презентация. Слайд «Мандал»
Возможно, вам известны такие узоры как «мандалы». Слово «мандала» переводится как «то, что окружает центр», или попросту «окружность».
Эта фигура чаще всего представляет собой окружность, в которую вписан квадрат, а в него, в свою очередь, вписана еще одна окружность. Или любые другие рисунки, орнаменты, завитки, геометрические фигуры, расположенные симметрично.
Демонстрируя несколько слайдов, педагог просит детей
определить что это: дудлинг, зентангл, мандал?
Это далеко не все современные направления, которые пошли от дудлинга. Простой и очень красивой техники, которая используется для оформления предметов интерьера, одежды, скрапбукинга, посуды, ногтей, тату. Также этот стиль широко используется в современной индустрии моды и дизайна.
Педагог демонстрирует примеры применения дудлинга
с помощью слайдов презентации Дети рассматривают выполненные работы и знакомятся с другими техниками, в основе которых лежит дудлинг.
Дети определяют в какой технике выполнен рисунок, изображенный на слайде.
Дети изучают область применения.
2.3. Приобретение умений работы в технике дудлинг Обучение
элементам дудлинга.
Применение цвета в дудлинге.
На слайде картинка с различными элементами дудлинга.
Обратите внимание, что элементы дудлинга зачастую очень просты в исполнении, но при этом выглядят они красиво и эффектно. Предлагаю вам освоить несколько таких элементов.
Слайд с элементами дудлинга
Звучит музыка
Для настоящего дудлера важно сначала раскрепостить, разработать руку. Сейчас мы это и сделаем с помощью одного упражнения. Я прошу вас встать. Берем в руки карандаш и поперекладываем его перед собой из руки в руку, покатаем его между ладонями, перекладываем его за спиной из руки в руку.
Педагог демонстрирует выполнение упражнений.
Руку мы разработали. Присаживайтесь, ребята.
Я раздаю вам перышки, на которых мы и потренируемся в освоении элементов дудлинга.
Педагог раздает нарисованные на листе бумаги
перышки каждому ребенку. Перышко поделено на сектора.
Почему именно перышко, как вы думаете? (педагог слушает ответы детей). Перышко - оно какое (педагог демонстрирует легкость настоящего пера)? Легкое! Как и техника дудлинг. Это главное что вам нужно помнить. (Возможно дети предложат еще свои варианты (свободное, ….)).
Ну, начнем нашу «пробу пера».
Звучит музыка.
Педагог демонстрирует последовательно 8 элементов дудлинга
(длинная линия, поперечная линия, чередование закрашенных и не закрашенных линий, кружочки различного диаметра, чешуйки, зигзаги, спирали, лепесточки, волнистые линии).
Ребятам, которые справляются с опережением других по времени выполнения, педагог предлагает придумать свой элемент и
заполнить свободный сектор пера.
Чтобы сделать ваш узор более выразительным применяется цвет. Демонстрация на слайде
Способов несколько:
- можно рисовать узор на цветной бумаге,
- можно сделать набрызги акварельной краской на белой бумаге и затем нарисовать узор,
- можно нанести на бумагу легкий фон любыми красками и затем нарисовать узор,
- а можно сделать наоборот, сначала нарисовать дудл, а потом раскрасить его.
Дети рассматривают элементы дудлинга
Дети выполняют упражнение для рук.
Дети получают перышки
«Пушистое, воздушное, белое»
Дети выполняют под музыку вместе с педагогом различные элементы,
постепенно заполняя сектора своего пера.
2.4. Закрепление знаний и умений посредством самостоятельной деятельности Самостоятельное выполнение детьми творческой работы в технике дудлинг Ребята, некоторые наиболее популярные элементы дудлинга вы освоили, они остались на перышках. Перышко перед вами и будет вам напоминать о них. Ну, а теперь настало время полностью дать свободу своему творчеству.
Готовы? Будем заполнять узорами букву. Буква у каждого своя – та, с которой начинаются ваши имена.
Педагог раздает детям листки с буквами
Звучит музыка
Ваша задача – заполнить дудлинг-узорами пространство внутри буквы. Что будет нарисовано, знает только рука, ведущая линию. Будут ли внутри вашей буквы разнообразные растения, несуществующие миры, геометрические фигуры, или просто освоенные элементы - не важно. Главное – получайте удовольствие от процесса рисования. Ведь результат до конца каждый раз не известен! Напомню, что линии и закорючки могут «растекаться» от одной точки поверхности в разных направлениях или «двигаться» к друг другу из разных точек. Не думайте о повторяемости рисунка, над тем, что и как рисовать. Это позволит максимально расслабиться и творить! Пусть рука движется самостоятельно, легко и свободно.
Вся прелесть дудлинга в том, чтобы сидеть и наслаждаться рисованием: выведением разных узоров, линий, черточек, кружочков…Ты погружаешься в этот прекрасный процесс и одновременно погружаешься в себя, в свои мысли…. Важно то, что в дудлинге невозможно ошибиться: только ты решаешь сколько времени потратить, какие цвета применить, как будет продолжаться узор, где будет другой и как вообще они будут соприкасаться. Ты не задумываешься о пропорциях, композиции, точности. Здесь не нужны особые навыки рисования, так как узоры просты в исполнении. При этом незаметно «причесываются» мысли, раскладываются по полочкам размышления, приходит спокойствие и умиротворение! Ты наполняешься изнутри волшебной энергией творчества! И это потрясающе!
Музыка выключается
Давайте посмотрим, что получилось. Какая красота! Каждый рисунок индивидуален и неповторим, каждая буква получилась уникальной. Такая техника заполнения узорами букв называется буквенный дудлинг.
Ваши замечательные буквы я предлагаю вставить в магниты. Пусть этот сувенир напоминает вам дома о сегодняшнем занятии.
Дети получают листы с буквами.
Заполняют буквы узорами под музыку
Любуются выполненными работами, вставляют рисунки в магниты.
3. Анализ продуктивности занятия.
Подведение итогов
Рефлексия с использованием архитектурного дудлинга. Подведение итогов занятия. Звучит музыка
Мне хочется познакомить вас еще с архитектурным дудлингом и узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии.
Смотрите, на этом плакате два города, которые разделяет река Дудлинг и проливы Зентангл и Мандал. Знакомые вам уже названия? В одном городе, том, что слева от вас, жители очень даже спокойно относятся к творчеству, им бы вряд ли бы понравилось заниматься дудлингом. В городе напротив жители наоборот очень любят заниматься творчеством, изучать новые веяния в изобразительном искусстве, им бы понравилось сегодня у нас. Предлагаю нам всем примкнуть к какому-либо городу. Можно я первая?
Мне было очень комфортно, тепло и интересно сегодня с вами, вы замечательные творцы. Я строю свой дом в этом городе.
Педагог дорисовывает в технике архитектурного дудлинга
свой дом в городе, что изображен справа
Дополните, пожалуйста, и вы один из городов. Кто следующий?
Спасибо вам. Рисуйте, радуйте себя и своих близких. Пусть вас окружают красивые вещи, в том числе сделанные своими руками. Дети рассматривают плакат
Дети по очереди подходят к плакату, дорисовывают домики,
коротко проговаривают свои впечатления о занятии.
Скачать Открытое занятие "Занимательное рисование"
Презентация на тему: Занимательное рисование

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству. Золотая хохлома Конспект занятия по прикладному творчеству в подготовительной группе Контрольно-измерительные материалы. Батик Конспект занятия по декоративно прикладному творчеству с презентацией
Опубликовано: 1729 дней назад (30 марта 2020)
Просмотров: 4597
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Елена Сергеевна Савельева # 1 апреля 2020 в 11:00 +1
Ирина Петровна! Мне очень понравилась Ваша разработка. Интересное занятие и наглядная презентация. Подробный анализ самой техники и творческие упражнения позволяют и самой разобраться и другим понятно объяснить. С удовольствием буду применять Ваши задания в работе! Творческих успехов! Голосую!
Наталья Косарева # 2 апреля 2020 в 09:15 +1
Очень интересная техника - дудлинг. Подробный рассказ о ней. Отличная презентация!
Творческих успехов!
Голосую!
Виктория Александровна Лутковская # 4 апреля 2020 в 00:06 0
Здравствуйте. Очень интересно открывать для себя новые направления в изобразительном искусстве, а потом делиться этими открытиями с детьми. Ваше мероприятие как раз такое открытие. Как все эти новые техники перекликаются с традиционными росписями, с привычными и знакомыми ритмичными узорами, но все же это совсем другой результат на выходе. В этом мероприятии у детей формируется интерес к изобразительной деятельности и уверенность в своих творческих силах. Успехов в творчестве!
Надежда # 11 сентября 2021 в 08:44 0
Мне очень понравилась форма подачи материала, взяла на вооружение ваш метод рефлексии. Огромное спасибо за подробную информацию о новом способе рисования и презентацию.