Ход занятия по декоративно-прикладному искусству «Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов посуды»
Автор: Останина Надежда Владимировна
Цель: актуализировать знания учащихся о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи, формировать понятия об орнаменте.
Задачи:
• обучающие
1. Познакомить детей с хохломской росписью
2. Познакомить детей с наследием русского народного искусства и его традициям.
3. Учить детей составлять план действий, правильно распределять время для работы.
• Развивающие
1. Развивать у детей умение работать в коллективе, слушать друг друга, чувство сопереживания.
2. Развивать у детей кругозор и формировать представления о роли искусства в жизни общества.
3. Развивать у детей образное мышления, творческую фантазию и воображение.
• Воспитывающие
1. Воспитывать творческую личность, духовно богатую, внутренне свободную, способную строить жизнь, достойную человека, умеющего в этом мире быть счастливым;
2. Воспитывать такие качества личности как доброту, отзывчивость, трудолюбие, любовь к родному краю.
3. Воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира
Оборудование: посуда с хохломской росписью, схемы орнаментов.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
II. Вводная часть
Звучит русская народная музыка. На выставочном стенде перед учащимися расставлены хохломские изделия.
1-й купец: Низко кланяемся вам, дорогие гости!
2-й купец: Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо-блюдо да чашки, ложки?
Откуда посуда?
Да к вам приехала сама
Золотая Хохлома!
3-й купец: Вот, посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварешке.
Клюет эту ягоду птица - золотое крыло.
1-й купец: Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши - «братины».
2-й купец: Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, отливающую золотом, с веселящим глаз золотым узором мы привезли из большого торгового села Хохлома, что под Нижним Новгородом.
3-й купец: Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.
Учитель: Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
- Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.
- Есть такая красивая легенда:
«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».
Это, конечно, легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое. Выточенную на токарном станке или вырезанную ножом из липы или березы вещь тщательно покрывали тончайшим слоем жидкой глины («вапы»). Просушенное изделие несколько раз покрывали олифой, красили серебристым алюминиевым порошком. Затем расписывали масляными красками, вновь олифили и сушили в печах. После такой обработки хохломские изделия получали золотой оттенок, а красные узоры пламенели на золотом или черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной». (Дети рассматривают хохломские изделия)
III. Основная часть
- Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».
Учащиеся знакомятся с элементами растительного орнамента по учебному плакату.
Физкультминутка:
Как живёшь? Вот так!
А плывёшь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждёшь обед? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А шалишь?
- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем:
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета.
Посмотрите на вазочку: ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.
На столе у детей приготовленные заранее шаблоны различной посуды.
Физкультминутка для пальчиков рук:
Дождик песенку поёт: «Кап,кап,кап»
(постукивать пальчиками по столу)
Только кто её поймёт? «Кап,кап,кап»
Ни пойму ни я, ни ты: «Кап,кап,кап»
Но зато поймут цветы: «Кап,кап,кап»
(пальцы сжимать, разжимать)
Пожелтевшая листва! «Кап,кап,кап»
(покачать руками)
И осенняя листва. «Кап,кап,кап»
(руки положить на парту)
IV. Практическая часть. Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда - яркая, красочная, праздничная. С таким товаром нашим купцам не стыдно будет ехать на ярмарку.
Как велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг!
Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
- Понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы узнали?
- С какими трудностями вы столкнулись?
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса
Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу
Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Техника японской живописи суми-ё
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву