Викторина-конкурс для 5 класса "По страницам учебника"
(учебник “Биология. 5 класс” авторов И.Н. Пономарёвой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой).
Пятиклассники очень любознательны. Рисунки на страницах учебника вызывают у них множество вопросов. К сожалению, за один урок в неделю обычно не успевают даже бегло рассказать что-то интересное о тех организмах, которые привлекли внимание детей.
Викторина “По страницам учебника” призвана восполнить этот пробел, расширить знания учащихся и привить интерес к поиску информации. Основная методическая идея – использовать рисунки учебника как основу для вопросов. В поисках ответов ученики узнают много нового о существах, которые постоянно в поле зрения, и это меняет отношение к ним. Рисунки учебника воспринимаются как портреты хороших знакомых, информация о них становится более значимой. Это накладывает отпечаток на восприятие материала о некоторых организмах и в последующих курсах биологии 6-8 классов.
Вопросы викторины различны: они могут быть направлены на расширение биологических знаний или просто на поиск интересного факта, некоторые вопросы помогают избавиться от неверных житейских представлений, часть вопросов связана с этимологией – происхождением названий, в некоторых заложена идея приспособленности организмов к среде обитания.
Количество вопросов может быть разным. В первой и второй четверти предлагается по 15 вопросов. Чтобы получить оценку “5” необходимо ответить на 10 любых вопросов, на “4” нужно ответить на 7 вопросов. Если учащиеся работают парами, то количество вопросов, необходимых для получения определённой отметки, должно быть больше (например, на “5” необходимо ответить на все 15 вопросов, а на “4” – 10 вопросов). В третьей и четвёртой четверти количество вопросов возрастает до 20, поэтому на «5» необходимо ответить на 15 вопросов, а на «4» - на 10. Если дан неполный ответ или в нём содержатся неточности, за ответ ставится половина балла. Вопросы вывешиваются на стенде. Чётко обговариваются требования к ответам (точность, краткость, аккуратность, разборчивый почерк) и срок сдачи работ (не позднее, чем за 10 дней до окончания четверти). В первой четверти предлагаю список книг, адреса сайтов, в которых можно найти ответы на вопросы, впоследствии предоставляю возможность самостоятельного информационного поиска. Отвечая на вопросы, учащиеся обязательно должны делать ссылки на источники информации.
В первой четверти ответить на вопросы викторины предлагается всем, кто мечтает иметь за четверть по биологии оценки «4» или «5».
Во второй четверти на вопросы отвечают все желающие, и обязательно те ученики, кто имеет за первую четверть оценки «4» или «5», но на вопросы первой викторины по каким-либо причинам не отвечал.
В третьей четверти по-прежнему предлагается ответить всем желающим и обязательно тем, кто в этом учебном году ещё ни разу не принимал участия в викторине.
В последней, четвёртой четверти викторина – дело сугубо добровольное, но тем, у кого по итогам года получаются спорные оценки, ответить на вопросы викторины настоятельно рекомендуется.
При такой системе каждый ученик хотя бы раз в год заглянет в дополнительную литературу и почувствует азарт охотника за информацией.
Викторина для первой четверти
1 Хорошо знакомый вам картофель (с.6) когда-то называли “чёртовыми яблоками” и не хотели выращивать. Почему?
2 На земле среди животных ему нет равных в скорости передвижения. В погоне за жертвой он развивает скорость до 130км/ч. При этом рекордную скорость он может развить только на короткой дистанции, поэтому его условно называют лучшим спринтером среди животных. Найдите это животное на с.9 и назовите его.
3 Можно ли отнести гусеницу (с.9) к червям? Ответ обоснуйте.
4 Какой зверёк вьёт гнездо на траве и в кустах? Внимательно рассмотри рисунки на с. 5-7 и назови это животное.
5 Почему бактерии гниения (с.16) не могут вызвать порчу продуктов, если они посолены или засахарены?
6 Многие цветы являются символами. Какие символы связаны с ландышами (с.21) в разных странах?
7 Почему гриф (с.21) имеет такой мощный клюв и когти?
8 На рис.11 (с.13) изображён скворечник. Почему человек строит жилище скворцу?
9 Чёрная смородина (с.6) содержит много витамина С, при недостатке которого у человека повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Какие ещё растения содержат этот витамин?
10 На рис. 24 изображён опыт по обнаружению жира в растениях. Семена какого растения изображены на рисунке? Семена каких растений человек использует для получения масел?
11 Бактерии (с.39) очень малы. Какая же особенность делает бактерий-паразитов очень опасными для человека и животных?
12 На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей (с.19). Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают они в однородной среде. Что это за растения и где они обитают?
13 Какую человеческую особенность и почему сравнивают с поведением сороки (с.8).
14 Планария (с.21) имеет плоское тело, а относится к червям. Почему?
15 Как называются растения, изображённые на рис.4 (с.8). Как использует их человек?
Список литературы
1. Пономарёва, И.Н. Биология 5 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под редакцией И.Н. Пономарёвой. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.: ил.
2. Акперова, И.А. Уроки биологии в 6 классе [Текст] / И.А. Акперова.– М.: Дрофа, 2005. – 288 с.: ил.
Рекомендуем посмотреть:
Литературная викторина с ответами для 5 класса
Краеведческая викторина для 5 класса на тему: Птицы нашего края
Языковая викторина по РКИ для 5 класса с презентацией
Музыкальная викторина по предмету «Сольфеджио» для 5 класса ДШИ
Похожие статьи:
Викторина с ответами для 5-6 класса по теме «Русский народ о языке»
Викторина по русскому языку c ответами для школьников 5-6 классов по теме «Фразеологизмы»
Викторины для детей 10-12 лет с ответами
Викторина «Цветные вопросы» с ответами для детей школьного возраста
Викторины с ответами на тему «Легенды и мифы Древней Греции», 5-7 класс