Конспект логопедического занятия для младших школьников 4 класса с презентацией
Конспект логопедического занятия для учащихся начальной школы с системным нарушением речи «Парные звонкие и глухие согласные «б-п»»
Описание.
Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия для младших школьников с системным нарушением речи (3-4 классы). Конспект может быть полезен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов. Тема. Парные звонкие и глухие согласные «б-п». Цель.
Учить дифференцировать звуки «б-п» в слогах, словах. Задачи.
Учить дифференцировать на слух звуки «б-п», обозначать их соответствующими буквами в слогах и в словах.
Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
Развивать фонематическое восприятие.
Уточнять и активизировать словарь.
Развивать связную речь.
Воспитывать интерес к занятиям. Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, лента букв, разрезная азбука, карточки, глобус, профили звуков.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной рабочей обстановки.
Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на занятии.
Сядет тот, кто назовет много предметов: (пирог, барабан, полка, банан, подарок, блин) 2. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка», «Трубочка», «Открой и закрой дверцу», «Часики» Дыхательная гимнастика.
«Паровозик» 3. Работа по теме занятия. Сообщение темы занятия.
На доске предметные картинки с изображением полки, банана. Задание: назовите первый звук в словах.
Ответы детей.
На доску вывешиваются две буквы( П, Б) из разрезной азбуки.
Сегодня мы поговорим о буквах Б, П и звуках которые они обозначают.
( На партах у детей разрезная азбука, карточки с изображением колокольчика \звонкий звук\ и наушников \глухой звук\, карточки с изображением квадрата синего цвета \твердый согласный\ и зеленого квадрата \мягкий согласный\) Артикуляция звуков Б, П с опорой на профили звуков.
Звук «П»
Губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Звук «Б»
Губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Обращается внимание на сходность артикуляции звуков. Рассматривание букв Б, П.
На что похожи буквы Б, П?
Ответы детей.
На перекладину, бочку с краном.
Показ презентации. (Слайд 1, показ картинок со стилистическим изображением букв: П - «перекладина», Б - « бочка с краном») Звукобуквенный анализ.
Показ презентации. (Слайд 2, картинки с изображением барабана и березы)
Задание: выделить и дать характеристику первым звукам.
Слово «барабан»
На партах дети выкладывают букву Б, изображение колокольчика, синий квадрат.
Один из учеников дает характеристику звуку.
Первый звук в слове Б, он согласный, так как при его произнесении воздушная струя встречает преграду( губы), он звонкий(прикладывается ладошка к горлу) при его произнесении звенит колокольчик, звук твердый.
На экране появляется буква Б, изображение колокольчика, синего квадрата.
Дети, неправильно выполнившие задание, исправляют свои ошибки.
Слово «берёза»
На партах дети выкладывают букву Б, изображение колокольчика, зелёный квадрат.
Один из учеников дает характеристику звуку.
Первый звук в слове Б, он согласный, так как при его произнесении воздушная струя встречает преграду( губы), он звонкий(прикладывается ладошка к горлу) при его произнесении звенит колокольчик, звук мягкий.
На экране появляется буква Б, изображение колокольчика, зеленого квадрата.
Дети, неправильно выполнившие задание, исправляют свои ошибки.
Показ презентации. (Слайд 3, картинки с изображением паровоза, пингвина)
Слово «паровоз»
На партах дети выкладывают букву П, карточку с изображением наушников, синий квадрат.
Один из учеников дает характеристику звуку.
Первый звук в слове П, он согласный, так как при его произнесении воздушная струя встречает преграду( губы), он глухой (прикладывается ладошка к горлу) при его произнесении не звенит колокольчик, звук твердый.
На экране появляется буква П, изображение наушников, синего квадрата.
Дети, неправильно выполнившие задание, исправляют свои ошибки.
Слово «пингвин»
На партах дети выкладывают букву П, карточку с изображением наушников, зеленый квадрат.
Один из учеников дает характеристику звуку.
Первый звук в слове П, он согласный, так как при его произнесении воздушная струя встречает преграду( губы), он глухой (прикладывается ладошка к горлу) при его произнесении не звенит колокольчик, звук мягкий.
На экране появляется буква П, изображение наушников, зелёного квадрата.
Дети, неправильно выполнившие задание, исправляют свои ошибки.
Обращается внимание на местонахождение букв Б и П на «ленте букв» Развитие фонематического восприятия.
Игровое упражнение «Пробежим по слоговой дорожке»
Ученики по одному повторяют за логопедом слоговой ряд.
ПА – ПА – БА - ПА
БО – ПА – ПА - ПО
БУ – ПУ – БУ - БУ
ПЫ – ПЫ – БЫ – ПЫ Физкультминутка.
Речь с движением.
(Имитируются движения стихотворения)
Большая желтая луна
Восходит в небе звёздном.
Свой яркий луч мне шлет она
И шепчет: - Очень поздно!
Луна встает, а мне – в кровать!
И до утра придется спать.
Большая звездная луна
Бледнеет и заходит.
Погасли звезды и видна
Заря и солнце всходит.
Я встану, а луне в кровать
До вечера ей надо спать. Развитие фонематического восприятия. Игра. "Хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук"
Предлагается слоговой ряд, слова.
Ба, по, пи, бу, об, оп, ап, эп.
Баран, пушка, подушка, бык, панама. Определение места звука в слове.
Игра «Засели домик»
Детям раздаются карточки, со схематичным изображением двух домиков, в каждом из которых по три окошка \начало, середина и конец слова\
Показ презентации.( Слайд 4 картинки с изображением альбом, пальмы, под картинками схематическое изображение домиков)
Задание: заселите буквы П и Б в окошки. Если в слове есть звук Б, то букву Б помещаем в окошко: начало слова - первое окошко, середина слова – второе окошко, конец слова – третье окошко. Если в слове есть звук П, то букву П помещаем в окошко: начало слова- первое окошко, середина слова – второе окошко, конец слова – третье окошко.
Проверка выполненной работы.
На слайде появляется правильно выполненное задание. В первом домике «живет» буква Б, ее поместили во второе окошко, а во втором домике – буква П, она помещена в первое окошко. Пальчиковая гимнастика.
Пекарь, пекарь,
Из муки
Испеки нам пироги.
Да сушки – Варюшке
Да баранки – Танюшке,
Да бублики – Гришке,
Да крендель – Маришке.
Поочередно, синхронно соединяем в колечко большой палец правой и левой руки с пальцами указательным, средним, безымянным, мизинцем. Работа в тетради.
Графический диктант.
Демонстрация предметных картинок.
Бегемот, помидор, персик, пуговица, пароход, арбуз.
Картинки демонстрируются, название картинок произносится педагогом.
Задание: если слышим в слове твёрдый звук «б», записываем букву Б и подчеркиваем ее синим карандашом, если слышим мягкий звук «б», записываем букву Б и подчеркиваем ее зеленым карандашом; если слышим в слове твёрдый звук «п», записываем букву П и подчеркиваем ее синим карандашом, если слышим мягкий звук «п», записываем букву П и подчеркиваем ее зеленым карандашом. Первая буква заглавная, остальные строчные. Буквы записываем через запятую. после последней записанной буквы ставится точка. Проверка работы в тетрадях.
Демонстрация предметных картинок.
Петух, яблоко, забор, почка, банка , плот.
Задание: записать в первый столбик слова с буквой Б, а во второй слова с буквой П.
Работа у доски учащегося, остальные ученики работают в тетрадях. Проверка работы в тетрадях.
Оценка проделанной работы.
Расширение словаря .Работа со значением слова.
Глобус.
Что такое глобус?
Ответы детей.
Глобус – это уменьшенная модель Земли. На глобусе можно увидеть горы, реки, моря, океаны, страны, города.
Детям демонстрируется глобус. Развитие связной речи. Составление предложения с данным словом.
Составление предложения со словом глобус.
Примерное предложение.
Маша нашла на глобусе город Краснодар. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Третий лишний»
Демонстрация презентации.
Задание: выделите в словах звуки «п», «б» и найдите лишнюю картинку.
(Слайд 5, картинки с изображением цыпленка, глобуса, кабана)
Лишняя картинка – цыпленок.
(Слайд 6, картинки с изображением капусты, шубы, парусника)
Лишняя картинка - шуба. Оценка работы учащихся. 4. Итог.
Какие звуки мы проходили сегодня на занятии?
Что нового, интересного вы сегодня узнали?
Презентация на тему: Парные звонкие и глухие согласные «б-п»