Конспект логопедического занятия для учащихся начальной школы с системным нарушением речи «Родственные слова. Корень «сад»
Автор: Кормилицына Оксана Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ КК специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Тенгинской.
Описание.
Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия для младших школьников с системным нарушением речи (4 класс). Конспект может быть полезен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов.
Тема: Родственные слова. Корень «сад»
Цель.
Учить выделять общую часть (корень) у однокоренных слов.
Задачи.
Расширять словарный запас.
Учить выделять общую часть(корень) и проверять безударную гласную путем подбора однокоренных слов.
Учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
Учить составлять предложения по опорным словам.
Формировать коммуникативные стороны речи учащихся.
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: индивидуальные зеркала, мультимедийная презентация, родословное дерево, словарное дерево, карточки с родственными словами, мяч, карточки с индивидуальными заданиями, предметные картинки.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята, начинаем наше занятие. Сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. А теперь, садятся дети, чьи имена начинаются с согласного звука.
2.Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка», «Трубочка», «Открой и закрой дверцу», «Часики», «Блинчик»
Дыхательная гимнастика.
«Надуй шарик»
3.Работа по теме занятия.
Сообщение темы занятия. Беседа.
Что означает выражение: «Человек потерял корни» ? Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей.
Так говорят про человека, который не знает историю своей семьи, ничего не знает про своих родственников. А кто такие родственники?
Рассказ.
(На доске родословное дерево и словарное дерево.)
Родственники – это близкие, родные люди. Родственники похожи друг на друга и внешне, и характерами. У слов тоже бывают родственники. Как и люди, слова – родственники похожи. Родственные слова похожи по звучанию и по смыслу. У всех родственных слов есть общая часть – корень слова, в котором заключено его значение.
Возьмем слово "сад" Поместим его в корень нашего «словарного дерева». С этим словом связано все, что касается посадки растений в землю.
Тема нашего занятия: «Однокоренные слова.Корень «сад»
Работа со значением слова. Расширение словаря.
Показ слайдов презентации.
Что такое сад?
Ответы детей.
Сад - это территория с посаженными человеком растениями. ( слайд 1, картинка с изображением сада)
Растение растёт из корешка, всё время увеличиваясь, и слово «сад» можно увеличить, добавляя к нему начало или конец.Так будут образовываться новые, родственные слова.
(Слова, напечатанные на карточках на словарное дерево прикрепляются учениками, действия сопровождаются показом презентации. В словах выделен корень -сад.)
Что такое садик?
Ответы детей.
Маленький сад называется садиком. ( слайд 2, картинка с изображением садика)
Кто такой садовник?
Ответы детей.
Работник, занимающийся уходом за садом. ( слайд 3, картинка с изображением садовника, занимающегося уходом за садом)
Кто такой садовод?
Ответы детей.
Специалист, разводящий сад. ( слайд 4, картинка с изображением садовода)
Какие растения называются садовыми?
Ответы детей.
Растения, которые растут в саду, называются садовыми растениями. ( слайд 5, картинки с изображением садовых растений)
Замените предложения одним словом.
«Выкопали растение. Посадили его на другое место»
Ответы детей.
Пересадить. ( слайд 6, картинка с изображением людей, совершающих пересадку растений)
Что такое палисадник?
Ответы детей.
Небольшой садик, цветник перед домом. ( слайд 7, картинка с изображением палисадника)
Что такое рассада?
Молодые растения, выращенные специально для пересадки на другое место. ( слайд 8, картинка с изображением рассады)
Физкультминутка.
Речь с движением. Ученики имитируют движения, описанные в стихотворении, сопровождая движения стихотворным текстом.
Что сделать, чтоб вырос красивым цветок?(вопросительно вскидывают руки)
Землю лопатой нужно взрыхлить.(имитация движений)
Бережно семечко посадить.(имитация движений)
Семечко это из лейки полить.(имитация движений)
Солнышку нужно поярче светить.(имитация движений)
К солнышку тянется наш стебелек. ( имитация движений)
Вот распустился прекрасный цветок. ( имитация движений)
Согласование существительных и прилагательных (категория рода, числа).
Игра с мячом.
Ученику бросается мяч, он дает ответ и возвращает мяч педагогу.
Растения растут в саду.
Растения (какие?) - садовые.
Роза (какая?) – садовая.
Малина (какая?) – садовая.
Тюльпан(какой?) – садовый.
Сирень(какая?) – садовая.
Крыжовник (какой?) – садовый.
Яблони (какие?) - садовые.
Закрепление понятия «однокоренные слова» . Игра «Найди лишнее слов».
Слова вывешиваются на доске. После ответов детей вывешиваются предметные картинки: садок , садик, рассада, палисадник; сюжетная картинка, изображающая действие: «высадить растение»
Садок, садик, рассада, палисадник, высадить.
Работа со значением слова.
Садок - это приспособление для удерживания живыми пойманных животных, рыбы. Садок - лишнее слово.
Пальчиковая гимнастика.
С веток ягоды снимаю
Левая рука согнута в локте и поднята на уровне лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) снимаем ягоды.
И в лукошко собираю.
Из ладошек делаем лукошко.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Левая рука изображает горсть, а правая (пальцы собраны в щепотку ) отправляет ягоды в рот.
Раз, два, три . четыре, пять…
Снова буду собирать!
Считаем ягоды, нажимая указательным пальцем на левую ладошку.
Работа в тетради.
Выписываем родственные слова. Выделяем корень. Ставим ударение. Подчеркиваем гласную букву в корне. Обращаем внимание на то, что гласная буква в корне слов под ударением и в безударном положении пишется одинаково.
Садик, рассада, палисадник, высадить.
Формулировка правила.
Правило проговаривается всеми учениками.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Для слова высадить проверочными словами будут являться слова : садик, рассада, палисадник, сад.
Составление предложений по опорным словам.
Составьте предложение по опорным словам.
Опорные слова вывешиваются на доске.
Опорные слова: садик, растут, смородина, крыжовник ; Юля, палисадник, тюльпаны, нарциссы; рассада, мама, малина.
Примерные предложения.
В нашем садике растет смородина и крыжовник.
Юля в палисаднике вырастила тюльпаны и нарциссы.
Мама высадила рассаду малины.
Полученные предложения записываются на доске. Одно предложение записывается в тетрадь.
Работа по индивидуальным карточкам.
Повторяется правило нахождения безударной гласной.
Карточка №1. ( 1 группа)
Выделите корень, вставьте пропущенную букву, подобрав однокоренное проверочное слово.
С.довый, с.довник, с.довод.
Карточка № 2 ( 2 группа)
Выделите корень, вставьте пропущенную букву.
Сад, с.довник, с.довый.
Проверка работы по карточкам. Оценка проделанной работы.
4. Итог.
Какие слова называются родственными?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Что нового, интересного узнали сегодня на занятии?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Тренажер для индивидуально-групповой работы с учащимися на дифференциацию согласных, имеющих акусти
Конспект урока русского языка для 2 класса с презентацией. Однокоренные слова
Урок по русского языка во 2 классе. Родственные слова