Учимся вместе
Цель: Познакомить преподавателей с информацией о функциях преподавателя в сопровождении учебного процесса, дать практические рекомендации использования при обучении системнодеятельностного подхода.
Задачи:
1. Внедрение технологии проблемного обучения, метода проектов и информационных технологий.
2. Развитие у студентов эрудиции, творческих начал и личностной культуры.
3. Трансляция опыта.
Одной из основных задач обучения на современном этапе является формирование у студентов умений и желаний учиться всю жизнь, работать в команде, быть способными к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В связи с этим задача преподавателя - организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у студентов сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. При этом учебный материал должен играть роль образовательной среды, а не результата, полученного обучаемыми.
В указанном случае функция преподавателя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса. Это системнодеятельностный подход при обучении, при котором преподавателем осуществляется подготовка дидактического материала для работы, организуются различные форма сотрудничества при обучении, достигается активное участие в обсуждении результатов деятельности студентов через наводящие вопросы, создаются условия для самоконтроля и самооценки.
Свою работу преподавателя в Междуреченском горностроительном техникуме строю в следующих направлениях:
-внедрение технологии проблемного обучения, метода проектов и информационных технологий, которые позволяют формировать у обучающихся умения самостоятельно пополнять свои знания, развивают у них познавательную активность, что способствует формированию у будущих специалистов общих и профессиональных компетенций;
-развитие у студентов эрудиции, творческих начал и личностной культуры.
При организации учебных занятий стараюсь создавать проблемные ситуации и организовывать активную деятельность студентов по их разрешению. В результате происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями.
Важное значение придаю взаимодействию с обучаемыми.
На наших занятиях постоянно задаются вопросы, возникают дискуссии и даже жаркие споры, в результате которых я вместе со студентами стараюсь докопаться до истины.
«Необходимо привлекать в учебный процесс умелые и разумные «приманки», способные заинтересовать обучаемого, пробудить в нем желание учиться с увлечением», - призывал французский философ Ш.Фурье. А его соотечественник, писатель А.Франс, обратно подметил: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Готовясь к каждой встрече со студентами, которые всегда с нетерпением жду, обязательно отыскиваю в периодической печати, художественной, публицистической и деловой литературе, в интернете «вкусный изюм» к лекционной «булке».
Вот лишь один пример занимательного материала, который преподаватель может использовать при изучении дисциплины «Обществознание».
Приглашение к раздумью.
Менеджеров часто называют капиталом рыночной экономики. Удачно ли, на ваш взгляд это сравнение и почему?
Как можно объяснить приведенное ниже высказывание, используя современные теории мотивации?
За уши зайца
Несут к барабану,
Заяц ворчит:
-Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки .
В.Берестов.
Одним из условий, делающих общение педагога и обучаемых средой для саморазвития личности, формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, является фасилитация.
Фасилитация - стимулирование развития сознания людей, их независимости, свободы выбора. При этом свобода не означает вседозволенность и свободу от профессиональных обязанностей.
Фасилитация позволяет обучаемым осознавать и принимать необходимость работы в условиях межличностного общения. У обучаемых вырабатываются навыки эмфатического понимания, осмысленного учения и профессионально-личностного развития. Они осознают свою самодостаточность.
Фасилитация взаимодействия осуществляется переходом от регламентированных, алгоритмированных, рецептурных форм и методов взаимодействия к развивающим, интерактивным, стимулирующим к самопознанию, саморазвитию и саморефлексии.
Стараюсь организовывать диалог на всех видах учебных занятий. На лекции иногда началом диалога служат реплики или вопросы студентов. На групповых занятиях чаще использую сценарный диалог, т.е. заранее продуманные вопросы, которые лягут в основу диалога.
Большой простор для дискуссии дает решение проблемных ситуаций - создание обстановки интелектуально-психологического напряжения, преодоление которого требует поиска новых знаний.
Важно привлекать сильных студентов к составлению проблемных вопросов. Методика процесса такова: берется важное событие, осуществляется поиск альтернативного ему положения, затем формулируется проблемный вопрос.
Сложность организации учебного диалога на занятии состоит в его непредсказуемости.
Дискуссия должна завершаться подведением итогов.
Диалоговая форма работы нравится студентам, т.к. стимулирует их стремление самостоятельно добывать знания, критически осмысливать полученную информацию.
Диалог является проявлением личностно-ориентированного подхода к обучению, средством формирования познавательной активности обучаемых, приобщает к началам исследовательской деятел
ьности, формирует компоненты исследовательской культуры:
- мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного, сравнение, обобщения и систематизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия);
- умения и навыки работы с книгой и с другими источниками информации;
- умения и навыки, связанные с культурой устной речи;
- специальные исследовательские умения.
Наиболее распространенной формой проверки знаний является беседа. Она многофункциональна и позволяет не только оценивать сформированность знаний и умений, но и скорректировать и дополнить их.
Во время беседы вопросы ставлю так, чтобы они заставляли думать, перестраивать материал, искать связь и принцип, использовать методы сравнения, выделения нового.
Для проверки знаний могут быть предложены тесты или карточки с индивидуальным заданием, кроссворды.
Обращаю внимание во время контроля знаний и на индивидуальную работу со студентами (в основном с теми, кто весьма застенчив или не уверен в своих знаниях).
Интерактивная форма ведения занятий с большим количество заданий (задач), вовлечение всех обучающихся в политдиалоги, предоставление каждому обучающемуся возможности высказать своем мнение и быть выслушанным- основные принципы компетентностного обучения. При этом важнейшую роль играет умение преподавателя создать на занятиях ситуацию успеха, обстановку раскованности, творческой активности.
Реализация компетентностного подхода напрямую связана с профессиональной компетентностью самого педагога.
Обеспечение в педагогическом процессе развития компетентностей у обучающихся возможно только тогда, когда педагог обладает достаточно развитой компетентностью в части профессиональной деятельности.
Сегодня востребован не преподаватель – предметник, а педагог - исследовать, педагог-психолог. Эти качества могут развиваться при условии, если педагог активно занимается поисковой инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо».
Рекомендуем посмотреть:
Реализация деятельностного подхода через технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе
Методы обучения на уроках технологии
Развитие познавательной активности школьников на уроках математики в начальной школе
Конспект урока химии, 11 класс. Водородный показатель
Похожие статьи:
Применение проблемного обучения на уроках математики