Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Реализация деятельностного подхода через технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе

Технология проблемного обучения в начальной школе
Реализация деятельностного подхода через технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе.
Статья будет полезна учителям начальных классов, реализующим ФГОС и применяющих технологию проблемного обучения на своих уроках.

«Великая цель образования – это не знания, а действия».
Герберт Спенсер

Сегодня главной целью образования становится не передача знаний, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - необходимо ребенка научить умению учиться. Этому способствует использование деятельностного подхода на уроке.
Хочется начать не с урока, а с человека вообще. Каким мы представляем человека, когда слышим характеристику о нем, как о деятельном человеке?
Я думаю, что многие согласятся, что это человек с активной жизненной позицией, которому многое интересно, он делает и действует целеустремлённо, настойчиво и энергично, тем самым улучшая свою жизнь и жизнь окружающих.
«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».
Лев Семенович Выготский

При использовании деятельностного подхода в обучении меняется не только роль ученика при этом, но и роль учителя: учитель становится организатором деятельности детей. Сделать это старыми способами невозможно, поэтому мне, как учителю, нужно было пересмотреть всю свою систему деятельности, учиться проектировать урок по-новому. Этому же должен способствовать и УМК. Но по какой бы программе не обучались дети, на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений в узкой предметной области, а становление развитие личности ребенка в процессе деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности, учебно-познавательной и социальной.
Эта модель - структура деятельности человека, желающего быть успешным. Думаю, что структуру деятельности ученика можно представить в виде этой же модели.

Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить цель и находить пути и средства для ее достижения. Поэтому и мне как учителю необходимо выбрать наиболее эффективные технологии, средства, приемы.
Деятельностный подход на уроке реализую, используя технологию проблемного обучения.
Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия. Например, простая, но забавная картинка выведет детей сразу на размышления.

Противоречие приводит к тому, что ученик переживает интеллектуальное затруднение и осознает, что знаний недостаточность усвоенных знаний.
Приведу пример фрагмента урока русского языка в 1 классе по теме «Алфавит». Этап усвоения новых знаний. Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила практическое задание:
Практическое задание: Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.

- Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.
В результате выполнения задания у учеников получилось 2 гипотезы:

Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной ситуации и ведение диалога ребята обучаются и целеполаганию.
Конечно, в 1 классе дети ставят цель и выдвигают гипотезы своим детским языком, но правильно, грамотно еще сформулировать не могут. Эти умения формируются в процессе приобретения опыта. Например, на уроке во 2 классе «Чередование согласных в корне слова» учащиеся соотнесли свои действия с известным им алгоритмом нахождения корня слова, на этой основе выявили и зафиксировали причину затруднения и сформулировали гипотезы в иной форме. Чем в 1 классе.

Технологию проблемного обучения в основном применяю на этапах актуализации знаний, усвоения новых знаний. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы, конечно, под руководством учителя. То, что сегодня ученик сделает с помощью своих товарищей, завтра он это сделает самостоятельно.
В самом начале внедрения технологии проблемного обучения, мне было жаль времени, потраченного на исследование. Казалось, что за это время я бы уже давно объяснила материал и сколько бы еще выполнили практических заданий на его закрепление! Но с практикой все лучше понимаешь слова Жан. Жака Руссо
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».
Именно с затруднениями, так как они мотивируют к познанию, заставляют ученика действовать на уроке, а взрослого человека - в решении жизненных проблем.
Использование деятельностного подхода, включение в учебную деятельность заданий высокого уровня – все это направлено на развитие ребенка. Реализация деятельностного подхода многое меняет в жизни ученика и учителя, но самое главное ребенок становится активным деятельным человеком.

Рекомендуем посмотреть:

Успешность в обучении младших школьников Методы обучения на уроках технологии Внедрение технологии проблемного обучения в учебный процесс Развитие познавательной активности школьников на уроках математики в начальной школе

Похожие статьи:

Применение проблемного обучения на уроках математики

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Логические задачи на смекалку для 1 класса | Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Опубликовано: 3546 дней назад (17 февраля 2015)
Просмотров: 8857
Рубрика: ФГОС
+4
Голосов: 4
Анна Викторовна Мисюра # 18 февраля 2015 в 17:33 +4
Добрый вечер Татьяна Сергеевна! Мне очень понравилась ваша статья... со многим согласна, но позволю себе несколько личных наблюдений... мысли вслух. Я столкнулась с тем, что в первые классы приходят дети, которые не приучены думать самостоятельно и как следствие решать проблемные ситуации. За них всё делают родители... даже пишут в тетрадях.Что делать с родителями? Вода камень точит это понятно... но тяжело и родителей учить тоже, тем более когда они этого не хотят. Я за старую систему обучения... мне она больше по душе.
Головина Татьяна Сергеевна # 18 февраля 2015 в 18:08 +2
Добрый вечер, Анна Викторовна. Спасибо за внимание к моей статье. Мне любое мнение коллег очень интересно.
В каждом классе есть такие родители, которые хотели бы учиться по старым учебникам, по прежней системе, потому что сами выросли в такой школе. Но проблемные ситуации мы "подкидываем" не для домашнего задания, а для того, чтобы научить видеть эту ситуацию, обозначать ее для себя и понимать, что, как и зачем мы будем делать для ее разрешения на уроке. Конечно, каждый урок должен способствовать формированию мышления учащихся, но реализация технологии проблемного обучения очень хорошо решает задачи по формированию познавательных универсальных учебных действий по новому ФГОС, т.к. именно там: постановка проблемы, выдвижение гипотез... При систематическом использовании этой технологии детям нравится "делать маленькие открытия" самостоятельно.
Валерий Григорьевич Вершинин # 24 сентября 2015 в 10:10 +2
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! Я согласен с вами в том, что "технологии проблемного обучения очень хорошо решают задачи по формированию познавательных универсальных учебных действий по новому ФГОС". Но это требует такого понимания проблемы самим учителем, терпения и внимания, настойчивости, умения искать разные пути и подходы к решению задачи! Чувствую, что вам это дано. Мне очень понравилась ваша статья. Хотелось бы узнать, как вы объяснили детям чередование Т - Ч в словах СВЕТ и СВЕЧА? т.е. продолжение рассуждения о однокоренных словах. По моему мнению, количество просмотров и голосов прямо пропорционально готовности педагогов работать по-новому.
Головина Татьяна Сергеевна # 24 сентября 2015 в 11:14 +2
Валерий Григорьевич, очень рада видеть Вас на своей страничке. Спасибо за поддержку и понимание. У меня в блоге есть разработка урока русского языка "Чередование согласных в корне слова". Проблемный вопрос, связанный с чередованием Т - Ч в словах СВЕТ и СВЕЧА, рассматривался именно на этом уроке.
Помещаю для Вас ссылку на этот урок
https://ped-kopilka.ru/blogs/golovina-tatjana/urok-ruskogo-jazyka-cheredovanie-soglasnyh-v-korne-slova.html
С удовольствием читаю Ваши комментарии к моим работам. Спасибо.
Валерий Григорьевич Вершинин # 2 октября 2015 в 23:37 +2
Уважаемые коллеги! Поздравляю вас всех с праздником - Днём учителя! Хочу обратиться ко всем неравнодушным. Давайте поддерживать то, что интересно, что помогает нам увидеть проблемы с разных сторон. Вот, например, Татьяна Сергеевна показала такой урок, который посмотрели 1355 человек. Ведь это - цифра! Значит, это кому-то нужно! Учитель поделился своим видением и пониманием важного, нового материала. Я обдумываю, как это можно применить в своей работе, и рад, что очень много учителей - великие труженики, умницы, кто развивает педагогику,ищет и находит новые пути.