Имидж политического лидера как фактор легитимности власти
В настоящее время средства массовой информации – это не только пресса, Интернет и телевидение, но и эффективная коммуникационно-политическая технология, направленная на формирование определённого общественного мнения. Как показывает современный опыт, тяжелая война с использованием оружия, захватом физической территории отходит на второй план, уступая место, прежде всего, политическим информационным войнам, в которых российские СМИ пока проигрывают.
Выбор Франции в качестве предмета исследования интересен тем, что на политической арене этой страны произошла разбалансировка положений основных сил. Правящая последнее время Социалистическая партия в местных выборах 2015 года потеряла свое преимущество в 5 кресел в сенате. Это обусловлено, прежде всего, экономической ситуацией в стране - практически нулевой рост экономики на фоне постоянного роста безработицы. В связи с этим, правые и левые СМИ находятся также в противоборствующем положении, пытаясь заново перераспределить целевую аудиторию.
В отличие от России, во Франции печатные средства массовой информации не потеряли свое лидирующие положение перед Интернет - аналогом. По официальным данным, на каждую тысячу жителей Франции приходится 1354 экз. журнальной периодики и 150 экз. eжeднeвных газeт. В стране выходит более 10 тыс. разно тeматичeских изданий. Из них более 100 eжeднeвных газeт, общим тиражом 12 миллионов экзeмпляров. Крупнейшими и наиболee популярными газeтами являются «Юманитэ», «Франс суар», «Фигаро» и «Ле Монд».
Специфика медиа-пространства и корпоративная закрытость журналистского сообщества определяют особенности социальных технологий в этой сфере, интегрируется в общество с учетом внутренней политики.
Журналистская организация во Франции характеризуется стабильной обратной связи с аудиторией, на которую она осуществляет воздействие. У французских журналистов не всегда есть достоверная проверенная информация о том, как массовый реципиент реагирует на те медиа-сообщения, которые ими предоставляются. Однако спрогнозировать отношение к поставленной проблеме в материале можно, так же можно использовать невербальные свойства воздействия, которые только усилят влияние статьи на массовое сознание.
Журналисты в силу своего понимания, чутья, интуиции выявляют различные социальные явления и события, заявляют их как проблемные ситуации, ставят им «диагноз», прогнозируют интерес к ним со стороны читающей публики, в соответствии со своей оценкой дают или не дают ход имеющемуся материалу и в силу своего разумения, а возможно и по каким-то другим соображениям раскручивают его должным образом. Все это представляет собой единый технологический процесс медиа-конструирования, в рамках которого и происходит формирование имиджа политика. И если включить в данную логическую систему подачи материала наличия заказного характера, то в информационном поле происходит так называемая борьба материалов, мнений и образов, которые в совокупности своей и создают образ политика.
В целом, технологический конвейер (алгоритм) конструирования неоднороден, он разделяется на комплекс основных направлений и проходит ряд последовательных этапов. В технологическом конвейере во французских СМИ выделяются несколько основных тематических линий, на которых и происходит производство и окончательная «сборка» имиджа, как «внутреннего политика», так и зарубежного.
Можно выделить следующие обязательные элементы технологии конструирования эффективного имиджа политического лидера во французских СМИ:
• опора на «идеальный образ» кандидата. Для этого на основе социологических опросов выстраивается модель идеального образа политика и в соответствии с нею формируется уже непосредственно имидж политического деятеля. Затем разрабатывается сценарий раскрутки данного образа в проекции на определенного кандидата. События выстраиваются и планируются таким образом, чтобы показать наиболее сильные стороны политика, раскрыть его в выгодном свете. При этом здесь нередко применяются технологии драматургического искусства.
• использование феноменов «контраста» и «подобия». Данная технология основана на том, что в сознании большинства людей отношение к лидеру формируется исходя из ситуации: если все хорошо, стабильно, то это приписывают в заслугу данного политического лидера, однако если что-то не получается, то это также ставится в вину лидеру. Поэтому в ситуации стабильности и благополучия люди ожидают, что следующий политик будет похож на предыдущего, а в случае кризисов и т.п. они рассчитывают на приход к власти совершенно противоположной фигуры, - контрастной. Этот же прием используют конкуренты - выставляя себя как альтернативу, противопоставляя другому политику.
• использование принципа социальной перцепции, что предполагает выстраивание чувственного, эмоционально окрашенного имиджа; это должен быть целостный непротиворечивый образ; направленный на создание возможностей для размышления, чтобы люди могли его осмысливать (такая возможность достигается путем изучения той группы, на которую политик ориентируется в первую очередь); имидж должен включать в себя психологические установки; обязательно олицетворять какую-то роль (хозяин, отец, заступник и т.п.). Здесь можно показать личностные стороны политика, например его увлечения, артистизм и т.п.
• использование вербальных и лингвистических приемов;
• использование методов политической мифологии. Данный прием наиболее эффективен, поскольку миф создает устойчивый, непротиворечивый образ, традиционно мифы передаются из поколения в поколение.
Эти элементы в различной компоновке используются при построении нескольких наиболее распространенных моделей политических имиджей.
В отношении создания имиджа В.В. Путина французские СМИ используют чаще всего технологию использования вербальных и лингвистических приемов, а также метод политической мифологии. Стоит отдельно отметить, что с данной технологией наша страна давно борется, потому что практический каждый сюжет и материал во Франции сопровождается социальным мифом, особо актуальным для французов.
Чаще всего на страницах и в материалах СМИ Франции можно встретить следующие модели построения имиджа политического лидера.
Трехлучевая модель предполагает сосредоточение внимания на следующих моментах: нравственные качества, интеллектуальные качества и потенциал личности. Все эти моменты необходимо подчеркивать при помощи использования разнообразных средств. Причем, если в имидже политического лидера не представлено хотя бы одно из указанных качеств, он будет неэффективным. Чаще всего данная модель использоуется для формирования имиджа своих политиков.
Четырехлучевая модель предполагает добавление к трем вышеуказанным обязательно лидерских качеств. Лидерство - это неотъемлемая характеристика любого политического деятеля. Поскольку он берет на себя такие обязательства, полномочия, то он должен быть лидером. Поэтому важно или быть лидером на самом деле, или сформировать такой мифический образ. Под понятием «лидер» на самом деле подразумевается член группы или коллектива, который обладает наибольшим авторитетом и играет ведущую роль в рамках деятельности данной группы. Другой тип лидера - это лидер-автодидакт, сделавший себя сам, долго и упорно работая над собой. Согласно данной теории, лидером может стать каждый, задавшись стремлением развивать в себе лидерские качества. Однако не всем это удается, да и не все качества можно развить с помощью тренинга.
Четырехлучевая модель используется в построении имиджа В.В. Путина на страницах французских СМИ,
Политический имидж является одним из самых сложных. В нем нужно учитывать каждую мелочь. Политический имидж формируется при помощи имиджмейкеров, ведь политик не может учесть все, у него просто нет времени.
Приход к власти В. Путина был яркой сменой образа и имиджа Президента РФ. Как внешне, так и манерой говорить и вести себя в обществе новый президент кардинально отличался.
Поэтому причины успеха имиджа Владимира Путина зависели от ряда факторов:
1. состояния страны (тяжелый период после правления Бориса Ельцина),
2. работы имиджмейкеров и спичрайтеров.
Но все же основополагающая имиджа лидера страны – это личностные качества. Человек должен соответствовать (человек должен чувствовать пластичность имиджа) тому искусственному имиджу, который ему придумали профессионалы.
В настоящее время средства массовой информации – это не только пресса, Интернет и телевидение, но и эффективная коммуникационно-политическая технология, направленная на формирование определённого общественного мнения.
Как показывает современный опыт, тяжелая война с использованием оружия, захватом физической территории отходит на второй план, уступая место, прежде всего, политическим информационным войнам, в которых российские СМИ пока проигрывают. Формирование внешнего имиджа президента идет с большим участием французских СМИ, чем русских. Не смотря на то, что на территории Франции есть как бывшие мигранты из России, так и зарегистрированные русские СМИ,
Выбор Франции в качестве предмета исследования интересен тем, что на политической арене этой страны произошла разбалансировка положений основных сил. Правящая последнее время Социалистическая партия в местных выборах 2015 года потеряла свое преимущество в 5 кресел в сенате.
Это обусловлено, прежде всего, экономической ситуацией в стране - практически нулевой рост экономики на фоне постоянного роста безработицы. В связи с этим, правые и левые СМИ находятся также в противоборствующем положении, пытаясь заново перераспределить целевую аудиторию.
В работе был проведен контент-анализ образа Путина В.В. до событий на Украине и присоединения Крыма и после.
В качестве основных СМИ были выбраны следующие:
·«Le Figaro» - одна из ведущих центральных французских газет правой ориентации. Ее рубрики разнообразны: политика, экономика, наука, аналитика, культура, спорт, интервью с политическими деятелями.
·«Liberation» - одна из ведущих французских газет левой ориентации. Публикует материалы про политику, экономику, культуру, спорт.
Выбор обусловлен следующими факторами:
1. Высокая частота выхода номера,
2. Есть возможность читать номер без перевода,
3. Есть pdf версия журналов
4. Две газеты принадлежат различным политическим направлениям, таким образом, имидж президента можно осветить с двух сторон.
Как показал анализ, образ В.В. Путина трансформировался за изученный период истории из положительного сильного политика, в жёсткого диктатора и агрессора. При этом, эти два противоположных образа до сих пор встречаются на страницах СМИ, так как СМИ левой партии поддерживают политику Путина В.В, а правые – нет. В настоящее время, как на политической арене, так и в информационном поле происходит раскол в восприятии ситуации в России, вокруг Украины, Крыма. Поэтому оба образа президента встречаются порой в одной и той же статье.
Не смотря на всю негативную окраску в образе В.В. Путина на страницах французских СМИ, общество Франции видит в российской президенте, прежде всего, сильного успешного лидера, который готов отвечать за свои слова и, главное, совершать поступки, в отличие от президента Франсуа Олланда, который уже много месяцев не может принять самостоятельное решение по Мистралям, без согласовании с Германией и США.
Зависимость внутренней политики Франции от внешнего фактора снизила имиджевые показатели имиджа президента Франции, рейтинговые показатели и уровень популярности президента как общественной личности.
Желание привести порядок в своей стране формирует положительный образ и российскому президенту, который также стремится вывести страну из хаоса. Или лидерских способностях, но и грамотных политических шагах . Отсутствие на торжествах 9 мая французского президента в Москве воспринимается французами как оскорбление памяти павших в боях русских солдат, так России в целом .
Сравнение двух президентов основывается не только на чертах характера
Также в работе было показано, что создаваемый один тот же образ может читаться разной целевой аудиторией по-разному. Образ для российской целевой аудитории «антипода Б. Ельцина» на Западе представился как образ «альфа-самца». Это обусловлено, прежде всего, разными менталитетами обществ двух этих государств
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. в целом, президент Путин - пленник своего имиджа, который он же отчаянно пытается проецировать, это его лицо, с которым он чувствует себя комфортно. Но, возможно, здесь есть серьезный расчет, этот образ в политическом и геополитическом планах работает так: «Не стоит шутить с Путиным или с Россией. И я восхищаюсь тем мужеством, которое я же и излучаю» .
2. не все созданные образы работают на разные аудитории, как было изначально запланировано.
3. французские СМИ коррелируют образ Путина В.В. на основе своих политических взглядов и ситуации на международной арене.
Рекомендуем посмотреть:
Цели применения ИКТ на уроках истории
Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни".
Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I
Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»
Похожие статьи:
Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»
КВН по истории Казахстана
Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана
Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года
Конспект урока права в 10 классе