Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эстетическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Методические рекомендации морально-эстетического воспитания детей в средней группе.
Автор: Карасева Елена Олеговна
Место работы: МАДОУ детский сад «Светлячок» р.п. Ветлужский, Нижегородская обл., Краснобаковский р-н.
Описание материала: данный материал предназначен для воспитателей детей средней группы. Может оказать помощь в планировании деятельности педагогов и детей.

1. Воспитание детей в игре
Побуждая детей к сюжетно-ролевым играм, строительно-конструктивным, организовывая игры с правилами, приучать детей самостоятельно объединяться в небольшие группы (3-5 человек). Принимать активное участие в игре. Проявлять дружелюбие, оказывать помощь, действовать совместно, согласованно, вести себя организованно, проявлять выдержку, настойчивость. Для формирования навыков совместного поведения вводятся следующие приемы:
- договорится о теме совместной игры
- обсудить друг с другом распределение ролей
- уметь выслушивать и принимать более удачное предложение товарища
- побуждать детей распределять роли, прислушиваясь к желанием товарища.
Представления об общественной значимости труда взрослых отражать во время сюжетно-ролевых игр на тему «Семья», « Детский сад», «Транспорт», «Строительство», «Магазин», «Больница».
Рекомендации: обучая детей договариваться о совместных сюжетно-ролевых играх, воспитатель спрашивает у каждого, как он хочет играть и предлагает выбрать наиболее интересное предложение, побуждает детей к выполнению правил, например, без договора игра не начинается.
Чтобы предотвратить грубые, нетактичные формы обращения детей друг к друге, которые могут возникнуть во время таких обсуждений вследствие расхождений интересов, стоит напомнить известное им правило вежливости и упражнять в его выполнении. Очень помогает поддерживать требование детей придерживаться очередности в чередовании выполнения ролей доброжелательное отношение воспитателя к справедливым требованиям одного ребенка к другому.
Когда дети четко уяснили характерные действия и отношения, свойственные каждой знакомой роли, следует ввести новые пояснения для усвоения знакомого им правила распределения игрушек: право на игрушку имеет тот, кому она необходима для выполнения роли.
В ходе игры дети вносят свои предложения, воспитатель поддерживает те, которые способствуют развитию игры, вызывает желание объяснить самим. Этим самым также подает пример вежливого, корректного отстаивания своего предложения.
Во время проведения игр с правилами педагог может раскрыть детям значение выполнения правил игры для установления положительных взаимоотношений друг с другом. Так игры «Найди флажок», « Кот и мыши», «Зайцы и волк» и т.п. не сложны, но требуют от детей внимания, координированности действий и поступков со сверстниками. Педагог должен следить за четким выполнением правил всех играющих. Для того чтобы привлечь к играм нерешительных детей нужно объединить их с доброжелательными, справедливыми сверстниками. Педагог должен формировать у детей навык подчинять свои интересы требованию коллектива, руководствуясь правилами, как нормой поведения. Приучать их к оценке своих действий и действий партнеров по игре на основе правил игры.
Побуждая к строительно-конструктивным играм, педагог учит их договариваться перед началом игры про тему строительства: они должны совместно обозначить конструкцию, размер, договориться о распределении обязанностей, материала. При этом педагог обращает внимание детей на примеры спокойно, вежливого, доброжелательного обращения друг к другу. Важно подчеркивать общую направленность усилий детей: постройки получились удачнее у тех, кто работал вместе, помогали друг другу, советовались.
2. Воспитание детей в труде.
Во время труда детей очень важно обращать внимание на то, чтобы они не мешали друг другу, напоминать, что нужно вежливо просить подойти к шкафчику или дать место для выполнения трудового поручения. Педагог учит замечать, кому нужна помощь, уметь правильно предложить ее, при этом спросить у товарища, нужна ему помощь, делать это не навязчиво, а доброжелательно. Если ребенок может сам справиться, надо вежливо отказаться от помощи.
Во время дежурства и выполнения поручений педагог специально создает возможность для развития культуры общения. Если одни дети умеют хорошо сервировать стол, то педагог предлагает научить этому других и объясняет как это сделать правильно.
С среднего возраста можно организовывать совместное выполнение несложных заданий- протереть пыль с листочков, протереть стульчики. Необходимо приучать договариваться о том, кто какую часть будет выполнять. Сначала детей объединяют по двое, потому что так легче договориться и контролировать действия друг друга.
Проводя подведение результатов выполненной работы, поведения детей со сверстниками, воспитатель оценивает и поведение и культуру общения по конкретным вопросам.

3.Воспитание детей на занятиях
Знакомство детей правилами организованного поведения происходит с первого дня пребывания ребенка в детском саду. На организованной деятельности дети приучаются к выдержанности, формируется умение внимательно выслушивать задание, старательно выполнять его, преодолевая трудности, доводить дело до конца. В средней группе приучают детей по одному отвечать на вопросы, поставленные всей группе, принимать участие в коллективном разговоре, внимательно слушать ответ товарищей, сопереживать им. Формируются представления про моральные качества человека, такие как честность, внимательность, отрицательное отношение к нарушениям правил поведения, заботливое отношение к другим. Углубляются знания о труде людей.
Рекомендации: дети уже познакомлены с правилами поведения на занятии. Необходимо требовать от них их выполнения. Дети по своей инициативе протестуют против нарушителей, обращаются к воспитателю за советом.
Воспитатель поддерживает протесты детей, объясняет почему необходимо выполнять правила поведения. Для этого можно использовать факты из поведения детей: разговаривал, отвлекался во время объяснения воспитателя, поэтому не знает, как выполнить задание; не слышал вопроса и не смог ответить на него.
Ребенок, который жалуется, обижается, должен сам объяснять товарищу, как надо себя вести. Мнение товарища имеет огромное влияние на детей этого возраста.
Для закрепления знаний детей о правилах поведения на занятии можно проводить дидактические игры. Например «Куклы на занятии», «Мишка пришел на занятие», «Покажите зверям, как мы занимаемся».
В процессе ознакомления детей с трудом взрослых нужно подчеркивать его общественную ценность, значимость, вызывать у детей желание что-то сделать для других. Нужно учить детей заботливо относится к своим родителям, к их труду на производстве и дома.
4. Воспитание детей в повседневной жизни
В средней группе формируются навыки совместной деятельности: распределять обязанности, соглашаться с предложением товарища, пользоваться материалом в меру необходимости, помогать один другому, постепенно переходить к совместному пользованию инструментами.
Педагог заботится о развитии моральных представлений о хороших и плохих поступках.
Постепенно приучать детей к эмоциональному отклику на моральное содержание сказок, фильмов, иллюстраций. Учит оценивать моральные качества литературных и игровых персонажей. Стимулирует проявление детьми эмоционального отношения к поступкам товарищей.
Педагог должен воспитывать такие нормы детских взаимоотношений, в основе которых лежат правила морального поведения.
Рекомендации: в процессе организации повседневной жизни вводить в действие правило: будь внимателен к другому ( если увидел, что кто-то спешит- пропусти; если другой чем-то занимается- не мешай ему), будь приветливым( обращайся к товарищу вежливо, спокойно).
В этом возрасте дети активно переходят от деятельности рядом к деятельности вместе. Необходимо, прежде чем предложить совместные задания, объяснить, что означает «работать вместе», показывать преимущества :вместе работать интереснее и можно выполнить поручение быстрее и лучше.
Важно оценивать, не только качество сделанного, но и то в какой степени работа была совместной, помогали ли друг другу. Деятельность детей должна быть мотивированной, нужно объяснять, кому и для чего это необходимо. Постепенно вводить и постоянно направленные мотивы: сделать что-то для малышей, мамы, воспитателя.
Для того чтобы научить детей делать моральные оценки следует шире использовать литературные произведения, иллюстрированный материал (различное видео, сюжетные картинки, диафильмы) с красочным изображенным моральным содержанием. Воспитатель приучает детей выделять положительных и отрицательных героев, путем вопросов побуждать детей проявлять свое отношение. Подводя итог, необходимо обязательно сформулировать моральный вывод. Например: «действительно, жадным быть плохо, жадных никто не любит».
Оценивая поступки детей, важно опираться на знакомые детям литературные образы как примеры морального поведения: « Если ты будешь всегда таким добрым к товарищам, то будешь иметь много друзей, как Чебурашка».

Рекомендуем посмотреть:

Освоение формы предметов детьми средней группы Конспект НОД в средней группе на тему: Подводное путешествие Конспект занятия по конструированию из бумаги для детей средней группы. Пингвин Конспект прогулки в средней группе ДОУ
Наблюдения за птицами на кормушке в младшей группе | Анкетирование для родителей детского сада
Опубликовано: 1884 дня назад (26 марта 2017)
Просмотров: 2379
+1
Голосов: 1
Раиса Александровна Остапчук # 26 марта 2017 в 21:34 0
Добрый вечер, Елена Олеговна! Читала рекомендации и радовалась за себя, благодаря вас за ваши советы. Объясню - почему радовалась. Во-первых, работа очень содержательна, интересна, рекомендации значимы. Во-вторых, из корыстных соображений: всегда затрудняюсь писать задачи в разделе "самостоятельная деятельность детей" пишешь их 2 раза в день, изо дня в день. Планировать самостоятельную деятельность нельзя, дети сами ее организуют, но никогда точно не знаешь, чего они захотят? А ваша работа предлагает их столько, что "спишу у вас" и хватит на весь год! Спасибо за помощь! Жду других ваших публикаций. С уважением, Р.А. Остапчук, г. Краснодар