Учебно-методическая разработка
«МАКРАМЕ. Обучение приемам итальянского плетения. Изготовление косметички»
Автор РОДИОНОВА Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования МБУДО «Кезский районный Центр детского творчества»
Описание материала. Учебно-методическая разработка является приложением к авторской программе по обучению узелковому плетению макраме. Материалы пособия адресованы педагогам дополнительного образования, учителям технологии, преподавателям элективных курсов, художественных отделений школ искусств. Учебные материалы могут быть использованы учащимися в процессе самостоятельной проектной деятельности.
Учебно-методическая разработка «МАКРАМЕ. Обучение приемам итальянского плетения.
Изготовление косметички»
Содержание
Аннотация
• Пояснительная записка
• Методическая часть
1. Краткое содержание основного теоретического материала
2. Примерные планы занятий
3. Рекомендации по ходу занятий
4. Материалы и принадлежности
5. Список рекомендуемой литературы
• Заключение
• Литература
• Приложения
Таблица 1. Варианты моделей косметички
Таблица 2. Чертеж развертки косметички
Таблица 3. Технология итальянского плетения
Таблица 4. Приемы окончания плетения
Таблица 5-6. Схемы геометрического орнамента
Таблица 7. Технология плетения сложных декоративных узлов
Аннотация
Учебно-методическое пособие «МАКРАМЕ. Обучение приемам итальянского плетения. Изготовление косметички» является приложением к авторской дополнительной общеразвивающей программе «Эстетическое воспитание и развитие детей посредством обучения искусству макраме». Материалы пособия адресованы педагогам дополнительного образования, учителям технологии, преподавателям элективных курсов, художественных отделений школ искусств.
Разработка содержит теоретический материал и подробное описание технологии итальянского плетения. Работа может быть использована в качестве основного пособия в детских объединениях при обучении только данному виду плетения макраме и, в сочетании с другими источниками, искусству узелкового плетения вообще. Учащиеся, умеющие самостоятельно работать с литературой, могут применить материалы пособия для самообразования, при создании творческих проектов и т.д. В пособии даны примерные планы занятий с учащимися, рекомендации по проведению, краткое содержание основного теоретического материала, представлены наглядные материалы, перечень необходимых принадлежностей и список рекомендуемой литературы.
Авторская программа и данное методической пособие написаны в результате многолетнего опыта работы в системе дополнительного образования детей. Автор пособия – художник-прикладник нескольких направлений декоративно-прикладного искусства.
• Пояснительная записка
История развития узелкового плетения исчисляется тысячелетиями, его появление связывают с началом изготовления узловых сетей. В разных странах и в разное время это искусство становилось популярным. Постепенно, переживая то взлет, то упадок, из ремесла возникло искусство макраме, покорившее сердца множества мастеров, художников прикладного искусства.
В результате этого процесса периодически как в России, так и за рубежом, появляется литература, посвященная азбуке макраме, т.е. происходит возврат к начальным умениям и навыкам. Таким образом, развития искусства, вида ремесла как такового, не происходит, а весь накопленный опыт осваивается заново.
Необходимо развивать это древнейшее искусство, обеспечивать непрерывность образовательного процесса в данной области, поставить преподавание на более высокий уровень, не дать уйти в забвение этому замечательному виду прикладного искусства.
У автора пособия имеется программа, рассчитанная на три года обучения. В тематический план второго года обучения включена тема «Прием плетения «кавандоли», рассчитанная на 27 часов учебного времени.
Реализация этой темы в учебном процессе детского объединения способствует освоению новых приемов изготовления изделий в технике макраме, получению или закреплению практических умений плетения репсовыми узлами, установлению связей с другими видами рукоделия: вышивкой, вязанием.
Включение темы имеет практический смысл, удовлетворяет и эстетические, и чисто житейские потребности. В настоящее время девочки школьного возраста в большинстве своем пользуются детской косметикой, и возможность изготовить своими руками небольшую сумочку, косметичку или кошелек всегда вызывает заинтересованность и желание выполнить подобную работу, что, в свою очередь, способствует воспитанию хорошего вкуса, стремления к чистоте и аккуратности.
Педагог, руководитель объединения, может использовать пособие как основное при обучении данному виду плетения из нити, шнура, а также включить этот раздел в тематический плане работы объединений по обучению различным видам рукоделия.
Пособие предназначено для обучения детей любого школьного возраста, имеющих начальные умения и навыки плетения из нити. Хорошие результаты показывают освоившие «азбуку» макраме, приемы так называемого «плотного» плетения, а также дети, немного умеющие вязать, вышивать «крестом» по схеме.
Цели и задачи учебно-методического пособия:
- помочь педагогам в создании условий для успешного изучения учащимися древнейшего ремесла узелкового плетения, получения навыков художественного конструирования, изготовления конкретного изделия, имеющего и декоративное, и утилитарное значение.
- помочь педагогам в разработке методического обеспечения программ дополнительного образования художественно-эстетического направления, возможность применения на практике в качестве готового пособия другими педагогами.
- помочь педагогам правильно, в логической последовательности, спланировать серию занятий с учащимися, распределив время на усвоение теоретического материала и практическую работу, дать рекомендации по проведению занятий, по подбору литературы и материалов.
- помочь учащимся среднего и старшего школьного возраста самостоятельно изучить основной теоретический материал, разобраться в схемах плетения, оформить отчет о творческом проекте.
В основе занятий по обучению плетению «кавандоли» - активный творческий процесс, связывающий воспроизведение и самостоятельную работу, совершенствование приемов выполнения изделий на основе репсового узла, обучение конструированию и моделированию, использованию или созданию чертежей и схем, - в зависимости от уровня подготовки обучающегося.
Практические занятия сопровождаются теорией по истории плетения, организации работы, особенностям техники «кавандоли», а также демонстрацией наглядного материала.
В процессе работы предусмотрены различные формы работы: беседа, упражнения, чтение символической записи, чертежей и схем, практическая работа по плетению, сборке изделий и выставка. Рекомендуется использовать разные методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, а также самостоятельный, творческий труд учащихся, - в зависимости от подготовки, возраста и потенциальных возможностей каждого учащегося.
Данное методическое пособие создано с целью успешного обучения технике итальянского плетения, в нем впервые подробно описан процесс изготовления конкретного изделия «кавандоли». Пособие является одним из приложений к авторской программе по курсу обучения макраме, рассмотрено и утверждено Методическим советом учреждения. Данный вариант является обновленной версией, содержит дополнительные рекомендации, таблицы наглядности.
• Методическая часть
1. Краткое содержание основного теоретического материала
Узелковое плетение возникло в глубокой древности: примитивное плетение знали еще первобытные охотники и рыболовы. Из растительных волокон, трав, сухожилий и полосок кожи они мастерили сети, силки и сумки, но только к 9 веку просматриваются истоки плетения небольших изделий, сувениров: из изготовлением в часы досуга занимались моряки. В 14 - 16 веках они познакомили с искусством плетения жителей Китая, Испании, Индии, тогда же этот вид ремесла стал известен в Италии.
В 16 веке в Турине существовали школы плетения, в одной из них преподавала Валентина Кавандоли, она обучала 5 – 6 летних детей особой технике плетения из двухцветных нитей. Этот прием плетения сейчас так и называется: «кавандоли» или «итальянский».
Образцы плетеных изделий 14 – 16 веков, хранящиеся в различных музеях мира, выполнены, в большинстве своем, на основе репсового узла во всех его направлениях, что и является отличительной особенностью итальянского плетения.
Прекрасные образцы плетеного кружева донесли до нас картины великих художников эпохи Возрождения: Сандро Боттичелли, Никколо де Аббате, Паоло Веронезе. Сохранились образцы энциклопедий женских рукоделий, изданных еще в 19 веке в разных странах, целые разделы этих изданий посвящены макраме, различным техникам плетения, в том числе и приему «кавандоли».
В России в 1885 году была издана «Энциклопедия женских рукоделий» и другие журналы, в которых также была описана технология плетения изделий в итальянском стиле.
В настоящее время этот прием не является широко распространенным, хотя может быть использован для изготовления самых различных вещей: маленьких сувениров, сумок и ремней, чехлов, накидок и штор. В технике «кавандоли» можно сплести удобные и оригинальные кошельки, футляры, косметички, игрушки, а также декоративные вставки для оформления одежды.
Перед началом работы необходимо определить назначение и форму предмета (приложение, таблица 1), сделать чертеж развертки и обозначить место начала плетения. Например, косметичку можно сплести от верхнего края передней стенки – к клапану, в этом случае хорошо оставить бахрому, или от донышка – к клапану и верхнему краю передней стенки (таблица 2). Определившись с формой и размерами изделия, необходимо изготовить образец плетения, как при вязании, затем подобрать или самостоятельно составить двухцветный геометрический орнамент на бумаге в клетку или на чертеже развертки изделия, предварительно расчертив место размещения узора (таблицы 2,5,6).
В основе итальянского плетения – сочетание горизонтальных и вертикальных репсовых узлов, выполненных из нитей двух цветов. Каждая клетка – это горизонтальный или вертикальный узел. Обычно фон узора (светлые нити) – это горизонтальные узлы, а сам узор (цветные или темные нити) – вертикальные узлы.
Число клеток по ширине схемы соответствует количеству вертикальных нитей плетения, число рядов – количеству клеток по высоте. Первый ряд узора – всегда верхний ряд клеток. Его можно сплести, начиная слева или справа (таблица 3).
2.Примерные планы занятий
Занятие 1 (3 часа).
Тема «Прием плетения «кавандоли».
Развитие знаний по истории узелкового плетения
Изучение приема итальянского плетения «кавандоли»
Установление связей с другими видами рукоделия
Теоретическая часть. Цели и задачи изучения темы.
Беседа с демонстрацией образцов изделий, другого наглядного материала.
Исторические сведения: школы плетения в Турине, в Италии в 16 веке. Валентина Кавандоли – автор техники плетения из двухцветного плетения из репсовых узлов. Плетеные изделия на картинах художников Эпохи Возрождения.
Изделия в технике «кавандоли»: ремни, сумки, косметички, кошельки и др. Связь итальянского плетения с вышивкой «крестом», вязанием в стиле «жаккард». Образцы геометрического орнамента. Прием плетения «кавандоли»: сочетание вертикальных и горизонтальных репсовых узлов.
Практическая работа. Упражнения: плетение в технике «кавандоли» из двухцветных нитей.
Контроль. Наблюдение за усвоением новых способов плетения.
Занятия 2 - 9 (24 часа).
Тема «Косметичка»
Формирование знаний о способах изготовления сумочек, косметичек в технике макраме
Развитие представлений об эстетике вещей – дополнений к костюму
Развитие умений плетения в технике «кавандоли»
Теоретическая часть. Беседа с демонстрацией образцов изделий, другого наглядного материала.
Плетеные сумочки, косметички. Возможные варианты моделей изделия. Чертеж выкройки и образец плетения, их значение.
Изготовление подкладки из ткани. Приемы оформления клапана изделия с применением декоративных сверхсложных узлов или орнаментированного плетения. Приемы окончания плетения: «чистый край» или «бахрома». Изготовление ремешка или ручки, сборка изделия.
Задание для самостоятельной работы: разработка модели косметички на основе любой геометрической фигуры. Подбор или составление эскиза геометрического орнамента для итальянского плетения.
Практическая работа. Выбор модели. Чертеж модели косметички в натуральную величину с изображением орнамента плетения. Изготовление образца плетения размером (3х3)см. Расчет длины и количества нитей. Подготовка материала и дополнительной фурнитуры.
Контроль. Наблюдение за ходом выполнения подготовительного этапа работы.
На занятиях 3 – 8. Повторение терминологии по теме «Узоры». Повторение технологии плетения вертикальных и горизонтальных репсовых узлов.
Приемы оформления клапана изделия с использованием сверхсложных узлов (таблица 7), приемы окончания плетения способом «чистый край» или бахромой (таблица 4).
Постановка практической задачи
Практическая работа. Выполнение наборного ряда, плетение полотна в соответствии с эскизом орнамента. Изготовление подкладки, ремешка или ручки.
Контроль. Наблюдение за ходом выполнения основного этапа работы, корректировка.
На занятии 9. Теоретическая часть. Краткое повторение основных этапов работы по изготовлению косметички. Приемы сборки изделия.
Практическая работа. Сборка изделия, пришивание замка к подкладке, соединение с подкладкой, закрепление ремешка. Самоанализ работы. Мини-выставка готовых изделий.
Контроль. Демонстрация и анализ выполненных работ.
Подведение итогов изучения темы.
3.Рекомендации по ходу занятий
Рассказывая о технике итальянского плетения, необходимо обратить внимание на глубокие исторические корни этого вида рукоделия, наглядно, с помощью иллюстраций и образцов, показать разнообразие и богатство декоративного решения в стиле «кавандоли». Полезно предложить учащимся, помимо изготовления косметички или кошелька, использовать данную технику в дальнейшем, например, при выполнении творческой работы по собственному замыслу.
В приложении (таблица 1) даны вариации модели косметички прямоугольной формы. В практической части важно предложить учащимся самостоятельно поработать над дизайном изделия, в основе формы которого может быть любая другая геометрическая фигура. Полезно предложить учащимся самостоятельно составить эскиз геометрического орнамента на бумаге в клетку или подобрать образцы узоров для вязания, вышивки крестом. Особенно важно выполнить образец плетения, как при вязании, для успешного практического выполнения орнаментированной части косметички. Целесообразно сделать эскиз орнамента в натуральную величину, в соответствии с размером «клеток» образца, проследить за разнообразием подходов в оформлении деталей, несущих основную декоративную нагрузку: клапана или передней стенки, краев изделия, - это обстоятельство обеспечит успешное проведение итогового занятия с мини-выставкой.
Одно из приложений представляет собой глоссарий некоторых понятий, связанных с темой пособия. Эти сведения увлекательного характера могут быть использованы при проведении беседы по истории итальянского плетения, во время анализа иллюстрационного материала, постановке практической задачи.
При необходимости можно повторить правила техники безопасности при работе инструментами и с материалами.
Правила техники безопасности при работе ножницами, иголками и булавками.
1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол.
3. Передавай ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
5. При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает материал, может сломаться и поранить палец.
6. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Иголки надо хранить в игольнице, а булавки в коробке с крышкой.
7. Сломанную иглу следует отдать руководителю.
4.Основные материалы и принадлежности
Для педагога: образцы готовых изделий, фото, иллюстрации, демонстрационный щит, шнур двух цветов для показа техники плетения.
Для учащихся: шнур двух цветов для плетения, бумага в клетку, карандаши, линейки, ножницы, швейные нитки, игла, замок «молния» или пуговица».
5.Списки рекомендуемой литературы
Для педагога:
• Кошелева А.Е. Организация и оформление выставки. М., 1996.
• Кузьмина М.А. Азбука плетения. М.: Легпромбытиздат, 1993.
• Лебедева Е.В. Основные элементы декоративного оформления. М., 1987.
• Максимова В., Кузьмина М.А. Послушные узелки. М., 1997.
• Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. М.: Просвещение, 1990.
• Соколовская М.М. Макраме. М.: ТОО «Мария Л.», 1996.
• Носик Б.М. Народное искусство. Художественные промыслы России. М.: Планета, 1989.
• Светашова Т.А. Макраме. Нальчик: «ААА», 1993.
Для учащихся:
• Кузьмина М.А. Азбука плетения. М.: Легпромбытиздат, 1993.
• Максимова В., Кузьмина М.А. Послушные узелки. М., 1997.
• Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. М.: Просвещение, 1990.
• Соколовская М.М. Макраме. М.: ТОО «Мария Л.», 1996.
• Заключение
Творчество, созидание – это уход от обыденности, оно вносит в жизнь гармонию и уверенность, возвышает и облагораживает души. Самые простые материалы – нитки, шнур, соломка, береста, деревянная доска и прочие обыденные вещи, - в умелых руках могут превратиться в высокохудожественное произведение искусства. А если способность к творчеству заложена в детстве, - вся жизнь может быть озарена светом творческого горения, чувством прекрасного, внутренним ощущением счастья.
Искусство узелкового плетения в ряду множества других отличается своей древностью, неповторимостью, даже таинственностью: с узлами связаны поверья, легенды и предания многих народов. Практические занятия не менее увлекательны: освоение приемов плетения узлов и их комбинаций открывает обучающимся возможности бесконечного совершенствования в этой области искусства, воспитания творческих способностей и хорошего, эстетического вкуса.
Если настоящее пособие поможет кому-нибудь ощутить радость от общения с миром прикладного искусства, получить или развить навыки практической работы в этой замечательной технике, ощутить радость творчества, то цель создания этой работы будет достигнута.
Автор пособия: Л.Н. Родионова
Приложения к учебно-методическому пособию
по обучению приемам итальянского плетения и изготовлению косметички
Рисунки автора Л.Н. Родионовой
Возможности применения техники "кавандоли"
Таблица 1. Варианты моделей косметички
Таблица 2. Чертеж развертки косметички
Таблица 3. Технология итальянского плетения
Таблица 4. Приемы окончания плетения
Таблицы 5-6. Схемы геометрического орнамента
Таблица 7. Технология плетения сложных декоративных узлов
Рекомендуем посмотреть:
Планирование в средней группе по теме: Всемирный день спасибо
Кашпо для цветов из шпагата своими руками. Мастер - класс
Рабочий листок к уроку-проекту по МХК на тему: «Древнерусская храмовая архитектура» для 9 класса
Гражданско - патриотическое воспитание школьников. Методические рекомендации