Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Декоративно-прикладное творчество. Цветы из соломки

Учебно-методическая разработка «Декоративно-прикладное творчество. Цветы из соломки»
Автор: Родионова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования МБУДО «Кезский районный Центр детского творчества»
Описание материала. Учебно-методическая разработка является сокращенным вариантом приложения к авторской дополнительной общеобразовательной программе по обучению детей работе с соломкой. Материалы пособия адресованы педагогам дополнительного образования, учителям технологии, преподавателям художественных отделений школ искусств. Учебные материалы могут быть использованы учащимися в процессе самостоятельной проектной деятельности.
Аннотация
Методическая разработка является сокращенным вариантом приложения к дополнительной общеобразовательной программе по обучению детей работе с соломкой. Материалы пособия могут быть использованы педагогами дополнительного образования, учителями образовательной области «Технология», преподавателями художественных отделений школ искусств.
Разработка содержит материалы по технологии изготовления аппликативных и объемных изображений цветов и цветочных композиций из соломки. В пособии даны примерные планы занятий с учащимися, рекомендации по проведению, краткое содержание основного теоретического материала, представлен перечень необходимых материалов и принадлежностей, списки рекомендуемой и использованной литературы.

Содержание
Введение
Основная часть
1.Содержание занятий с учащимися 1 – 4 года обучения
2.Рекомендации по проведению занятий
3.Перечень материалов и принадлежностей
4.Краткое содержание основного теоретического материала
4.1.Человек и цветы. Легенды и предания о цветах
4.2.Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство: изображения цветов
4.3.Цветы из соломки
4.4.Уроки флористики
4.5.Художественно-композиционные приемы создания цветочной композиции. Коллажи
Информация об использованной и рекомендуемой литературе
Приложения
1.Технология плоскостного изображения цветов из соломки
2.Технология объемного плетения цветов из соломки
Введение
Плетение относится к числу древнейших изобретений человечества. Плели из самых разнообразных природных и искусственных материалов, но особое место в этом ряду занимает соломка. Плетение из соломки злаковых растений, зародившись в период освоения земледелия, со временем достигло уровня прикладного искусства. Современные мастера, используя народный опыт, обогащают это древнейшее ремесло новыми художественными приемами.
Программа по обучению работе с соломкой рассчитана на четыре года обучения. В учебно-тематические планы включен раздел «Цветы и цветочные композиции», реализация которого рассчитана на первом году обучения на 24 часа рабочего времени, в последующие - на 39 часов, включая проведение общего заключительного мероприятия – «Праздника цветов».
Задачи пособия: помочь педагогам правильно, в логической последовательности спланировать серию занятий, дать рекомендации по проведению занятий, помочь создать условия для качественного усвоения привлекательной с эстетической точки зрения темы создания рукотворных цветов и цветочных композиций, организовать самостоятельную работу учащихся с применением дидактических материалов.
Педагог – руководитель детского объединения может использовать данное пособие как одно из основных, а также применить его материалы при реализации комплексных программ по обучению различным видам прикладного творчества.
Материалы разработки предназначены для организации обучения детей с 11 лет.Цели обучения: художественно-эстетическое развитие учащихся в процессе реализации раздела «Цветы и цветочные композиции».
Задачи: развитие художественных общекультурных, прикладных, конструкторских, технологических и проектных знаний и умений учащихся, формирование ключевых компетенций – информационно-коммуникативных, экологических и компетенций личностного совершенствования.
Основная часть
1.Содержание занятий с учащимися 1 – 4 года обучения
Примерные учебно-тематические планы занятий
Раздел программы «Цветы и цветочные композиции»
1 год обучения
Народные промыслы: изображения цветов. Аппликация из соломки – 6 часов
Панно – 16 часов
«Праздник цветов» - 2 часа
2 год обучения
Декоративно-прикладное искусство: изготовление цветов. Плетеные цветы и листья – 12 часов
Цветочная композиция с корзинкой (вазой) – 24 часа
«Праздник цветов» - 3 часа
3 год обучения
Уроки флористики. Сухоцветы. Композиции из искусственных и засушенных цветов. Коллаж – 12 часов
Цветочная композиция (ансамбль). Творческий проект -24 часа
«Праздник цветов» - 3 часа
4 год обучения
Творческий проект с исследованием - 30 часов
Флористический коллаж - 6 часов
«Праздник цветов» - 3 часа

Содержание занятий
1 год обучения
Тема «Народные промыслы: изображения цветов.
Аппликация из соломки»

Занятие-погружение. Беседа с демонстрацией наглядного материала.
Человек и цветы. Народные промыслы и изображения цветов, орнаментов растительного характера. Росписи Хохломы, Городца, Полховского Майдана. Резьба по дереву. Скань. Финифть. Художественная вышивка. Разнообразие материалов для изображения цветов и растений: дерево, металл, пряжа, нитки, ткань, природные материалы.
Цветы и листья из соломки: плоскостные, рельефные, полуобъемные, объемные и их сочетания. Технологическая цепочка изготовления аппликации из соломки.
Общие рекомендации по оформлению и применению изделий.
Практическая работа. Записи в рабочей тетради: технология изготовления аппликативного изображения. Зарисовки и рабочие рисунки цветов и листьев. Подготовка основы – заготовки для плоских деталей.
Тема «Панно»
Беседа с применением наглядного материала.
Основные правила составления изображения растительного орнамента, цветочной композиции: наличие композиционного центра, пропорции, соотношения отдельных элементов. Значение общего фона при изготовлении настенного панно.
Практическая работа. Упражнения на плоскости: составление «букета» из отдельных бумажных элементов на плоской основе геометрической формы. Зарисовки вариантов оформления панно. Изготовление недостающих деталей. Сборка изделия. Самоанализ работы.
2 год обучения
Тема «Декоративно-прикладное искусство: изготовление цветов.
Плетеные цветы и листья»

Беседа с демонстрацией фото, образцов и другого наглядного материала.
Легенды и предания о цветах.
Выступления детей по итогам самостоятельного поиска информации по теме «Декоративно-прикладное искусство: изготовление объемных цветов из различных материалов» (ткань, береста, бумага; способами гильоширования, объемной вышивки, плетения макраме и фриволите, др.).
Объемные цветы и листья из соломки. Плетенки, применяемые при изготовлении цветов. Возможные модели, конструкции сложных цветков. Листья на основе «елочки» с расширением. Тычинки, усики, приемы их выполнения. Приемы сборки цветов, веточек.
Практическая работа. Упражнения по плетению выбранных моделей цветов, листьев.
Тема «Цветочная композиция с корзинкой (вазой)»
Беседа с демонстрацией наглядности.
Основные художественно-композиционные приемы составления цветочной композиции с пропорциями по «золотому сечению» (восточная школа): равносторонний треугольник, «связывающий» главные элементы композиции, выражающий идеальную гармонию, объемность, асимметричность композиции.
Оформление цветочной композиции из соломки с корзинкой, вазой.
Практическая работа. Зарисовки цветочной композиции. Плетение недостающих деталей. Формирование композиции с готовой корзинкой (вазой).
3 год обучения
Тема «Уроки флористики. Сухоцветы.
Композиции из искусственных и засушенных цветов. Коллаж»

Флористика. Флористические композиции. Беседа с демонстрацией наглядного материала.
Просмотр подготовленных мини-презентаций (с комментариями учащихся).
Редкие, исчезающие, занесенные в Красную книгу, растения местности. Правила сборки и засушивания растений. Методика засушивания растений по Мамонтовой. Подготовка природных сухоцветов. Инструменты, материалы для работы с сухоцветами при создании декоративных композиций.
Практическая работа. Анализ иллюстративного материала: фото готовых флористических композиций. Анализ и отбор заготовленных летом природных сухоцветов. Изготовление коллажа с использованием природных сухоцветов.
Тема «Цветочная композиция (ансамбль). Творческий проект»
Беседа с демонстрацией наглядности.
Творческий проект. Структура и содержание.
Основные художественно-композиционные приемы составления асимметричной цветочной композиции с пропорциями по «золотому сечению». Многоплановые, разноуровневые композиции, ансамбль из нескольких частей.
Плетеные цветы в сочетании с колосьями, другими природными сухоцветами.
Вопросы цветоведения: влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека.
Практическая работа. Зарисовки цветочной композиции. Изготовление недостающих деталей – плетеных объемных цветов. Изготовление основы для крепления. Формирование композиции. Самоанализ работы с учетом правил составления настольной декоративной цветочной композиции.
4 год обучения
Тема «Цветочный коллаж в технике «терра»

Демонстрация образца коллажа на основе масляно-клеевой шпатлевки с использованием сухоцветов (искусственных цветов), другого растительного (бросового) материала.
Выступления учащихся по итогам выполнения индивидуальных заданий по темам «Коллаж как искусство. Жанры коллажа», «История коллажа «терра», «Материалы, инструменты для создания коллажа», «Техника изготовления фона для коллажа «терра».
Санитарно-гигиенические требования.
Практическая работа. Разработка изделий по выбранным темам. Рабочие рисунки изделия. Подготовка материалов. Изготовление изделий.
Самоанализ выполнения отдельных этапов работы.
Тема «Объемно-пространственная цветочная композиция. Творческий проект с исследованием»
Объяснение, анализ фото объемно-пространственных композиций.
Взаимодействие рельефных, объемных и полуобъемных форм. Способы композиционной организации разнорельефных плетеных форм в сочетании с другими предметами народных промыслов, декоративно-прикладного искусства.
Особенности организация или оформления интерьера кухни, прихожей, жилой комнаты посредством создания объемно-пространственной цветочной композиции.
Средства художественной выразительности. Цвет, фактура, пропорции, освещение.
Творческий проект с исследованием. Задания для творческих проектов: организация интерьера комнаты, кухни или прихожей средствами изделий в технике художественной обработки соломки и других предметов прикладного искусства.
Практическая работа. Выполнение творческого задания. Выбор помещения, зарисовки интерьера в цвете. Выбор тематической композиции и эскиз расположения составляющих ее предметов. Выполнение исследовательских заданий по истории развития видов прикладного искусства (тема связана с предметами, используемыми в композиции, материалами, из которых они выполнены, др.)
Разработка отдельных плетеных предметов композиции. Выполнение схем и рабочих рисунков. Плетение изделий. Самоанализ выполненной работы, подготовка к выставке.
1 – 4 год обучения
«Праздник цветов»
с участием всех учащихся объединения.
Подготовительный этап: подготовка изделий для выставки, защиты, подготовка костюмов, реквизита, оформление помещения.
Содержание мероприятия: вступительное слово, выступления детей (легенды, стихи о цветах, др.).
Конкурс: защита цветочной композиции.
Викторина: песни о цветах.
Подведение итогов. Награждения.

2.Рекомендации по проведению занятий
Планы отдельных занятий по изучению раздела строятся в зависимости от подготовки учащихся. Практика показывает: не все дети могут выполнить практическую работу в определенное программой время, напротив, некоторые работают быстрее, - в зависимости от темперамента, потенциальных возможностей и опыта ребенка. Поэтому в рекомендациях по проведению занятий нет жесткого планирования, дана примерная часовая нагрузка на изучение тем и раздела программы в целом.
Процесс обучения созданию декоративных цветочных композиций рекомендуется начать с ознакомления с народными ремеслами. Именно в народном творчестве сохраняется нравственный, исторический, эстетический и духовный опыт народа. И именно в этом заключается сила его воздействия на формирующуюся личность, на его эмоционально-чувственное восприятие прекрасного. Первые работы, на этапе освоения свойств материала, правил композиции, неизбежно будут основаны на репродуктивной деятельности. Но даже и в этот период необходимо побуждать детей к поиску самостоятельных находок, собственной интерпретации изображаемого.
Затем дети знакомятся с современным декоративно-прикладным творчеством, разнообразием используемых материалов, новыми нетрадиционными техниками художественной обработки материалов, авторскими произведениями современных мастеров. При этом происходит понимание связей, этапов исторического развития вида искусства как такового. Приходит понимание как художественных, так и технологических возможностей того или иного материала. Практическая работа с соломкой в детском объединении нацелена на эстетическое развитие учащихся, которое и должно быть основано на таком понимании, на развитии умений выполнять работу в соответствии с этапами самостоятельной, творческой деятельности: от предварительных разработок, набросков будущей композиции – до окончательного оформления изделия, ансамбля изделий и самоанализа работы.
При организации занятий по новой теме необходимо учитывать, что беседа, сообщение теоретических сведений не должны занимать более 15 – 20 минут, во избежание рассеивания внимания учащихся, которых привлекает больше практическая работа. Для повышения интереса, сохранения внимания детей необходимо использовать наглядный материал: слайды, фото, иллюстрации, образцы изделий, работы педагога и учащихся, выполненные ранее. Также необходимо избегать такой формы предъявления материала как лекция. Полезнее привлекать учащихся к обсуждению, а также к самостоятельным поискам информации и выступлениям в учебной группе.
Заключительное мероприятие – «Праздник цветов», при наличии соответствующих условий, помещения, можно проводить со всеми учащимися декоративно-прикладных объединений учреждения. В этом случае учащиеся первого года обучения ознакомятся с более высоким уровнем исполнительской деятельности, определят для себя возможности роста, старшие - оценят собственное развитие, получат дополнительный стимул для дальнейшего совершенствования мастерства. Необходимо создать на мероприятии хорошую обстановку, доброжелательный настрой, атмосферу всеобщей причастности к творчеству.
3.Перечень материалов и принадлежностей
Для эффективного обучения декоративно-прикладному творчеству необходимо наличие светлого просторного помещения, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Перечень материалов и принадлежностей. Для работы с соломкой необходимы: вода для замачивания и запаривания соломки; клей ПВА или другой клей, образующий при высыхании прозрачную пленку; бумага для эскизов, бумага-калька, копировальная бумага; заготовки из картона, ДВП или фанеры для основы панно; рамки для обрамления панно; швейные нитки, леска; различных видов проволока; скотч; ткани (для фона аппликаций). Для подготовки материалов и изготовления изделий необходимы приспособления и инструменты: емкость для запаривания соломки, кипятильник для подогрева воды, ножницы для разрезания проволоки, вырезания деталей из «соломенной бумаги»; измерительные приборы; утюг; скалка для проглаживания плетенок; шило; пинцет; швейные иглы; плоскогубцы для отделения и выпрямления проволоки; карандаши. На рабочем столе необходимо иметь клеенку или другой подкладочный материал, салфетки.
4.Краткое содержание основного теоретического материала
4.1. Человек и цветы. Легенды и предания о цветах

Разведением цветов люди занимались еще в глубокой древности. Букеты диких цветов и лекарственные растения вставляли в расщелины камней, досок и бревен. Издавна использовались лечебные свойства растений. Если они помогали, то жилище украшали их изображениями. На острове Крит найдены изображения роз, датированные 3000 годом до н.э. В древней Иудее особенно ценились розы и белые лилии (известно, что в окрестностях Иерусалима Соломон имел долину Роз), а нарцисс служил эмблемой мира. В садах Ирана выращивали тюльпаны, гиацинты, нарциссы, маки и фиалки, но в особой почести также были розы. В древности поэты называли Иран страной роз.
Цветы – символ непреходящей красоты. Они возвышают души, облагораживают сердца. Делают нашу жизнь богаче и радостней. Цветы – непременный атрибут почти всякого торжества, праздника, - будь то свадьба или юбилей, день рождения или просто свидание. Цветы, растения – лучшее украшение и маленького сада и широкого городского проспекта.
Легенды и предания о цветах. Из поколения в поколение передаются удивительные легенды, предания, сказания и сказки о цветах. Как правило, они всегда поэтичны, загадочны и даже таинственны. И это не удивительно. Стоит присмотреться к самому маленькому, простому, на первый взгляд, цветку, и увидишь, что он необыкновенно красив, и припомнится известное всем выражение: «чудо природы». Но только в этот миг по-настоящему поймешь: это действительно чудо природы. И это понимание что-то изменит в твоей душе, в тебе самом: ты вдруг почувствуешь, что что-то приобрел, и это что-то сделало тебя лучше, чище и добрее.
Среди мастеров по древнему искусству росписи ходят разговоры-расспросы о том, что раньше люди искали какой-то чудо-цветок, который цветет раз в год, в Иванов день, вернее, ночь. Сейчас эту легенду называют преданием о чудесном цветке папоротника. В Иванов день у трав заканчивается буйный рост, и каждый норовил еще ночью нарвать полезных трав. В растениях действительно в этот период собираются все их лучшие соки. А у кого сердце было неспокойное и непугливое, те уходили в Иванову ночь в глухие лесные чащобы и овраги. Уходили за таинственным цветком папоротника. Из тысячи видов его цветет только один. Иные утверждали, что цветок этот огненно-желтый, светящийся, как пламя костра, что повсюду жгут в эту ночь, другие рассказывали, что тлеюще-алый, как уголек, третьи – что цветок и в самом деле светящийся, только синий-синий.
А добраться до цветка труднее всего: непролазный кустарник, высокие скрипучие деревья на пути и холодный ветер, - да все это в кромешной тьме. Тут уж главное – не вглядываться, не испугаться скрипов и уханья, желтых огоньков, что мерцают во тьме, как глаза чудовищ. А если кто-то вцепится в рубаху, рвануть из последних сил и помнить только, что надо все время вверх глядеть. Как небо совсем деревьями закроется, а под ногами почувствуешь мягкую сырость и покажется, что ты в яму провалился, тогда - глаза вниз и смотри, смотри внимательно и долго. Может, и увидишь тот цветок. Говорят, красоты он необыкновенной. Совсем вроде простой, но лучше всех цветов на свете. И живет прямо на глазах, да так, что забыть это уже невозможно. И пересказать тоже. Говорят только, что вмиг все немеет при его появлении, наступает полная тишина. И человек не в силах двинуть ни рукой, ни ногой. Вот это и есть самое страшное. Потому-что цветок папоротника – это ведь цветок счастья. И весь секрет в том, чтобы в последний раз пересилить себя и коснуться заветного цветка. А он уже укажет, где клад зарыт. Многие искали. Говорят, и цветок кто-то видел, и прикоснулся к нему. А вот клад в руки не дался. А может, и по-другому все было, неизвестно.
Народные мастера рисуют цветок то алым, то синим, то черным, как сама Иванова ночь. Люди ведь росли рядом с легендой. Наверное, и стали художниками потому, что такая легенда шла рядом. А легенда живет, живет потому, что есть цветы, и кони, и птицы. И мастера есть: о цветке помнят и красоту берегут, своими руками ее для людей создают.
4.2.Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство: изображения цветов
Народное художественное изобразительное творчество возникло в глубокой древности. Оно всегда было неразрывно связано с условиями жизни, особенностями природных явлений. Изделия ремесленничества первоначально несли чисто утилитарную функцию. Но художественный дар, природное чувство красоты и мастерство сделали бытовую вещь истинным произведением искусства.
При всем многообразии видов художественного творчества, множества используемых материалов, можно отыскать общие, характерные черты всего народного изобразительного искусства: это мотивы родной природы, изображения растений, животных, людей, которые часто были как обобщенными образами, символами глубочайшей языческой древности, так и пришедшими из современной мастеру жизни, городской моды.
Цветы, их изображения так или иначе характерны почти для всех видов изобразительного искусства. Цветы в народном искусстве – это не «портреты» с натуры, - это образ прекрасного и возвышенного, обобщенное видение мастера, художника, человека…
На жостовских подносах прошлого века встречались пейзажи, птицы, жанровые сценки. Сегодня цветы вытеснили все остальные сюжеты. Знаменитая «Золотая Хохлома» - это почти всегда богатый растительный орнамент: «травка», цветы, ягодки. Пышными расписными цветами украшены донца городецких прялок, шкатулки, панно. Даже сюжетные сценки городского и сельского быта, кони, птицы находятся в обрамлении цветочных гирлянд. Яркие цветы мы видим на сарафанах, передничках русских матрешек: загорских, семеновских, полхово-майданских. Петриковские мастерицы для росписи посуды, подносов используют мотивы украинской вышивки: теплые, радостные цветы и птицы носят очень обобщенный характер. Не обошла их своим вниманием и керамика: знаменитый гжельский фарфор украшен фантазийными ультрамариновыми цветами и птицами, условные изображения цветов – на пышных юбочках, жакетах дымковских барышень. А павловские платки, вологодское кружево, абрамцевско-кудринская резьба по дереву! Эти известные на весь мир промыслы также вновь и вновь обращаются к тому, что любимо всеми, независимо от возраста, пола, национальности и социальной принадлежности, - к цветам.
И сегодня декоративно-прикладное искусство также поддерживает древнюю традицию. Современные интерьеры трудно представить без фитодизайна. Вновь возродилась мода на искусственные цветы: выполненные из ткани, кожи, в технике гильоширования, - они служат украшением, отделкой женской одежды, настенных панно. На выставках прикладного искусства можно видеть композиции из самых разных цветов: выполненных из дерева, стали, кружевные, вязаные, плетеные в технике макраме, а также изготовленные из природных материалов: соломки, бересты.
4.3.Цветы из соломки
Цветы из соломки могут быть плоскостными, выполненными в виде орнаментального мотива или свободной композиции на плоской основе, и объемными, сплетенными и собранными отдельно от основы. Цветы могут служить накладными элементами или составить декоративную цветочную композицию с вазой, корзинкой. Плетение цветов из соломки – тонкая работа, требующая внимания и аккуратности. Пользуясь этим способом изготовления цветов, точную копию цветка создать нельзя, достаточно стилизованного изображения.
Плоскостные цветы и листья. Детали цветов и листьев вырезают из соломин, вырезают ножницами и наклеивают на основу панно. заготовки, состоящей из кальки с наклеенными на нее полосками соломки. Изображение переводят на обратную сторону заготовки, учитывая направление соломин.
Объемные трилистники и пятилепестковые цветы. Их лепестки можно выполнить на основе узора «елочка». Для трилистника следует сплести три таких ромбика - «елочки», для пятилепесткового цветка – 5. Венчик колокольчика – это витая плетенка с расширением. Лепестки ромашки – это плетенки с двумя осевыми частями. Получившиеся лепестки сшивают, формируя цветок и вставив в середину тычинки, представляющие собой «кустик» из закрученной соломенной бахромы.
Объемные цветы могут состоять из отдельных деталей – лепестков, выполненных, например, на основе зубчатой плетенки. Следует сложить концы плетенки, чтобы образовался лепесток в виде петли, закрепить концы внахлест. Таких лепестков может быть три – семь, в зависимости от того, какой цветок вы хотите сделать. Сердцевиной некоторых цветов может служить некрупная плетенка с расширением.
Объемное соцветие наподобие ландыша можно сплести также на основе плетенки с расширением из самых тонких соломин длиной по 20 см. При изготовлении листочков выбирают приемы плетения, наиболее подходящие для создания нужной формы. Например, листья колокольчика - это обычно плетенки с двумя осевыми частями.
Пользуясь изученными или другими, разработанными самостоятельно приемами изготовления цветов и листьев, можно создать стилизованное изображение любого известного или фантазийного цветочного растения.
4.4.Уроки флористики
Делая первые шаги в искусстве флористики, лучше использовать готовые природные формы - засушенные полевые, садовые цветы и травы, даже те, что обычно считаются сорняками. Это различные злаковые, например, тимофеевка и пырей; мать-и-мачеха и полынь (чернобыльник), имеющие очень интересную, различную с лицевой и изнаночной стороны, фактуру. Листья полыни, лютика имеют очень красивую, сложную форму листьев. Каждое растение, различные его части могут найти применение во флористических работах. Собирать растения лучше всего летом. Но для успешной работы понадобятся растения на всех стадиях развития.
Правила сборки и засушивания растений. Собирают растения только в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Засушивают растения в сухом помещении, в газетных листах, хорошо впитывающих влагу.
Цветы с большим количеством лепестков, например, георгины, розы, необходимо разделить на отдельные лепестки, (при составлении композиции их снова соединяют с помощью клея ПВА). Цветы с сочным венчиком (васильки, ромашки, виолы и др.) засушивают на ватных валиках, которые укладывают под венчики, чтобы под прессом они не рассыпались. Листья деревьев и кустарников засушивают и летом, и осенью, когда они приобретут яркие окраски. Панно из засушенных цветов, трав и листьев необходимо оберегать от прямых солнечных лучей и сырости
Методика засушивания природного материала (по Мамонтовой). Возьмите две фанерки размером с газетный полулист с отверстиями в шахматном порядке, стопку газет и груз в 16кг (4 кирпича). Приготовьте газеты-вкладыши с растениями следующим образом: а) в самый низ положите фанерку; б) на нее – 3 пустые газеты (прокладки); в) затем – газету-вкладыш с растениями; г) опять – 3 пустые газеты-прокладки; д) снова газету-вкладыш с растениями; е) опять – 3 пустые газеты-прокладки… и так до 10 вкладышей в стопке в расчете на груз в 16 кг; ж) всю стопку прикройте второй фанеркой и сверху поместите груз (если в стопке только 5 вкладышей с растениями, то груз соответственно должен быть в 8 кг). Суть методики заключается в замене влажных газет (по 3 пустые прокладки) на сухие в течение всей засушки (5 – 6 дней). Первый раз влажные газеты заменяют через 12 часов. Вкладыши с растениями в течение всей засушки не трогают. Второй и все последующие дни вкладыши заменяют через 24 часа. На 5-6 день проверяют: если растение хрупко сломалось, засушка готова. Хранить засушку рекомендуется в тех же газетах в папках с соответствующими надписями.
Цветы одного и того же вида засушивают в нескольких экземплярах – разного размера, разной степени раскрытия, в различных положениях (прямом, боковом, цветком вверх, вниз, в профиль). Стеблям при засушивании сразу придают желаемый наклон, поворот или изгиб.
Устойчивой во времени окраской обладают следующие цветы: полевой лютик и герань, тюльпаны красные, бордо, лилово-черные, дельфиниум синий, ромашки белая и желтая, гвоздика красная, лиловая, анютины глазки, георгины (кроме белых), розы ярких тонов и др.
Для фона картин при изображении букетов и натюрмортов используют осенние листья малины (обратная сторона), серебристого тополя, мать-и-мачехи, остролистного клена (обратная сторона), черноплодной рябины и др.
Советы по засушке объемных цветов. Сушить травы и цветы на стеблях следует головками вниз, подвесив их к потолку в сухом, проветриваемом помещении. Для этого вида засушки подойдут бессмертники, маковки, различные травы, лунарии и др. Бессмертники срезают еще в бутонах – по мере высыхания они распускаются. Головки темных роз можно засушить в мелком кварцевом песке, сохранив полностью цвет и форму. В коробку насыпают слой песка в 2 см, укладывают цветок, и очень аккуратно насыпают вокруг него горку, а затем постепенно, начиная с нижних лепестков, засыпают и сам цветок. Главное – не оставить никаких пустот. Коробку поставить в сухом, теплом месте, чтобы песок не повлажнел.
Веточкам лиственных и хвойных деревьев можно продлить жизнь, поставив их в воду с глицерином (1:2). Для сохранения цвета можно добавить в раствор немного зеленки или чернил. Постоявшие в глицериновом растворе ветки можно закрепить клеем ПВА с добавлением краски. Клей наносится ручным пульверизатором, процедура эта требует терпения – пульверизатор быстро забивается и его приходится чистить. Растения «законсервируются» спустя 2-3 недели. Куст, осыпанный «инеем», можно получить из обычной ветки. Ветку опустить в горячий насыщенный раствор поваренной соли, по возможности не касаясь дна сосуда.
Фон из листьев наклеивают клеем ПВА на картон сверху вниз, чтобы нижний лист перекрывал часть верхнего, смазывая клеем ту часть листа, которая перекроется следующим. Так же и в композиции: лепесток цветка смазывается чуть-чуть, чтобы он «дышал», а дальше – импровизация.
Сухие букеты лучше смотрятся в широких, больших вазах. На дно можно положить пористую губку, речные камешки или еловые шишки, чтобы стебли растений лучше держались.
4.5 Художественно-композиционные приемы создания цветочной композиции. Коллажи
Правила создания цветочной композиции подчиняются общим законам композиции, по которым создаются все произведения искусства. Незнание или несоблюдение этих законов может привести к нарушению гармонии в произведении. Композиция (от латинского «расположение, составление, сложение») – это способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных элементов и частей, согласованных между собой и с целым.
Законы композиции. Стилевое единство произведения, т.е. органическая связь частей композиции, например, в Городецкой росписи птицы и животные выполняются тем же способом, что и растительные формы, - в свободной кистевой манере письма, в хохломской росписи все растительные мотивы решаются одинаково, без тональной разделки.
Выделение главного композиционного центра. Остальные детали подчиняются выделенному мотиву, но, в свою очередь, также могут иметь свой композиционный центр, т.е. важна соподчиненность деталей, что усилит связь элементов и общую выразительность произведения. Выделить главное в композиции можно путем укрупнения отдельных деталей или обобщить мелкие элементы, сконцентрировав их в одном месте, а также цветом, учитывая явление контраста.
Закон симметрии и ритма. Симметрия (греч.) – соразмерность частей художественного целого относительно центра в определенном порядке. Говоря о ритме, нужно уяснить такое понятие как «раппорт», т.е. повторяющиеся элементы орнамента.
В современной аранжировке, как и в любом виде искусства, существует множество направлений. Но составление букетов и цветочных композиций сегодня трудно представить без влияния икебаны – японской школы аранжировки, возникшей в 12 – 13 веках. По законам икебаны, в композиции важна красота каждого цветка, тип вазы, расположение всех составляющих. В основе букета три цветка, имеющие разную длину, поставленные асимметрично под углом к вертикальной оси. Каждый цветок обрабатывается, все лишнее срезается, ветвям придается нужное направление. Возможны сочетания разных растений, фруктов, камней, сухоцветов. Цветы и ветви в японской композиции имеют символический смысл, философское содержание. В приложении даны варианты композиций, составленных в стиле самых распространенных направлений японской школы: «чока», «неджера», «морибан», «рикка». Главная заповедь икебаны: через минимум растений выразить свое настроение, отношение к природе. Разносторонний треугольник, связывающий главные элементы композиции, выражает идеальную гармонию, объемность, асимметричность композиции, динамичность и контраст, насыщенность и фон.
Коллажи – это сюжетные декоративные или орнаментальные композиции из различных материалов. Они представляют собой своего рода мозаики из разнородных по форме и фактуре материалов. Кусочки ткани, обрывки страниц газет или журналов, пуговицы, осколки стекла, гвозди и стружка – все, что окажется под рукой и может помочь выразить замысел автора, закрепляется на холсте, картоне, на любой общей основе с помощью клея, ниток, проволоки, и образует единую композицию.
Некоторые художники в начале 20 века были увлечены поисками нового в изобразительном искусстве и использовали в работе непривычные техники и материалы. Художники-кубисты разлагали предметы на простые геометрические фигуры и конструировали картины, как бы собирая мозаику. Кубисты дополняли картины приметами цивилизации – обрывками газет, этикетками, буквами вывесок. Этот опыт можно считать началом коллажной техники. Среди художников, обратившихся к этому стилю, был Пабло Пикассо, он же стал создателем первых целостных коллажных композиций.
В современном искусстве коллажи очень популярны, часто применяются в качестве элементов интерьера дома, офиса. Прежде всего, это флористические коллажи. Предшественник флористического коллажа – гербарий. Помимо растительного материала иногда используют бабочек, насекомых. Коллажи изготавливаются вручную, в единственном экземпляре, с помощью природных материалов. Все элементы накладываются на оформленный красками фон. Такие композиции иногда включают и живопись.
Коллажи в технике «терра» также могут быть изготовлены из природного материала. Все элементы композиции приклеиваются к раствору масляно-клеевой шпатлевки, в которую добавляют колер. Можно использовать сухие фрукты и растения, сухоцветы и кожуру плодов, косточки и семена растений. Все зависит от замысла, от выбранной темы.
Например, тема моря предполагает выбор определенных материалов. Это морские раковины и камешки, растения, напоминающие водоросли, и конечно, изображения морских жителей. Очень важен общий цветовой строй композиции, ее колорит. Для изображения моря подходят сине-фиолетовые, сине-зеленые или сине-голубые оттенки. Морское дно имеет множество оттенков серых, желтых, оранжевых, коричневых, зеленых, самых разных цветов.
Информация об использованной и рекомендуемой литературе
1. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев. М.: Эксмо, 2006.
2. Диденко И.А. Художественно-оформительские средства. М.: Просвещение, 1989.
3. Кудряшова Т.В. Украшения для интерьера технике «терра». – М.:ЭКСМО, 2009.- 80с.
4. Лобачевская О.М. Плетение из соломки. М.: Культура и традиции, 2000.
5. Носик Б.М. (сост.). Народное искусство. Художественные промыслы России, М.: Планета, 1986.
6. Рогов А.П. Черная роза. М.: Современник, 1986.
7. Сухорукова Е.П., Чечулинская Л.Г. Искусство делать цветы. М.: Культура и традиции, 1994.

Приложения
Технология плоскостного изображения цветов из соломки


Технология объемного изображения цветов из соломки





Рекомендуем посмотреть:

Итоговая работа учащихся объединения "Художественная компьютерная графика" Декоративно-прикладное творчество в школе Творческие коллажи своими руками Формирование эстетической культуры обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества

Похожие статьи:

Проект школы нового поколения в 1-4 классах

Учебно-методическая разработка «МАКРАМЕ. Обучение приемам итальянского плетения. Изготовление косметички» | Праздник цветов в дополнительном образовании. Сценарий мероприятия
Опубликовано: 2570 дней назад (22 октября 2017)
Просмотров: 3263
+4
Голосов: 4

Нет комментариев. Ваш будет первым!