Воспитательное мероприятие для младших школьников «Синичкин день».
Автор: Митрахович Анжела Львовна.
Описание: сценарий данного мероприятия предлагаю учителям начальных классов, воспитателям, педагогам-внешкольникам, которые занимаются экологическим воспитанием детей. Возрастная категория школьников – начальные классы. С данным мероприятием мои четвероклассники выступали на классных часах у ребят 1-4 классов.
Цель: углубление и закрепление представлений о зимующих птицах вообще и о синице в частности.
Задачи:
привлечь внимание учащихся к зимним птичьим «проблемам»;
познакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц;
формировать познавательную активность учащихся;
развивать глубокий интерес к окружающему миру пернатых;
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
вызвать желание смастерить совместно с родителями кормушку.
Оборудование: Стенгазета «Синичкин день», плакаты с изображением зимующих птиц «Пернатые жители зимы»; модели кормушек, изготовленные детьми; разнообразные виды подкормок; шаблоны синичек, цветные карандаши или фломастеры, эскиз-рисунок кормушки; запись голоса синицы.
Содержание.
Звучит фонограмма с записью песни синички.
1 ученик. Ребята, вы догадались, кто так поёт? Дам подсказку в виде загадки.
Ей на месте не сидится:
Все летает целый день.
Суетится. Суетится.
Целый день звенит: «Тень – тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То веселая… (синица)
2 ученик. Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.
3 ученик. Несмотря на то, что в качестве экологического праздника Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.
1 ученик. Не существует лучшего времени, чем зима, чтобы рассмотреть диких птиц. Голые деревья и заснеженные окрестности предоставляют очень мало возможностей птицам замаскироваться, что делает деятельность птиц виднее. Зима очень тяжкое время для диких птиц, поэтому не все птицы переживают зиму. И сегодня мы хотим ещё раз напомнить вам, ребята, как нужна ваша помощь зимой не только синичкам, но и всем зимующим птицам.
Воробей
Свиристель
Сойка
Снегирь
Чечётка
2 ученик. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота.)
3 ученик.
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк —
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.
1 ученик. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – оседлая или кочующая птица, иногда перелётная.
2 ученик. Название «синица» произошло не от синевы оперения этих птиц. На самом деле, из всех синиц, а их существует несколько видов, голубые пёрышки встречаются только у лазоревки, да и то лишь на макушке головы.
А имя своё птицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
3 ученик. Синицы бывают разных видов.
1 ученик. Зовут меня большая синица. Я самая большая и заметная из всех птиц. Я отличаюсь от них оливково - желтым брюшком. Посередине брюшка и горла у меня черная полоса с синеватым отливом, на голове – черная шапочка. Ни от какого угощения я не откажусь. Семена, насекомые, кусочки несоленого сала – все для меня годится.
2 ученик. Я - лазоревка. Я чуть поменьше большой синицы. Спинка, хвост, крылья и шапочка у меня светло – голубые. Грудка – ярко – желтая. Люблю полакомиться вредителями - насекомыми, спрятавшимися на дубах и фруктовых деревьях. Поэтому редко бываю в общих синичьих стаях. Есть у меня сестричка белая лазоревка, или князек. Шапочка, спинка, хвост и крылья – голубые, а все остальное оперение – белое.
3 ученик. А я московка, или черная синица. Весь верх и горло у меня темные, только щеки и брюшко – белое. Мой заметный признак – белое пятно на затылке. Могу на тонких ветках выделывать акробатические номера, подвешиваясь вниз головой в поисках корма.
1 ученик. Зовут меня гаичка. Очень похожа на московку, но белого пятна у меня на затылке нет. Люблю полакомиться семенами осин и берез. Но не упущу и подвернувшееся насекомое. Еще называют меня пухляком – не птичка, а дымчатый пуховый шарик. Очень люблю быть в компании дятла. С ним весело и сытно. Дятел на весь лес стучит клювом. По дереву, летят щепки, кора. Всех короедов подобрать не успевает, вот они и достаются нам.
2 ученик. Вот какие бывают синички.
3 ученик. Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом. Но иногда синицы гнездятся в стволах или пнях гнилых, трухлявых деревьев, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнезд довольно наглых воробьёв.
1 ученик. Синицы первыми среди певчих птиц заводят трели по весне. Призывно петь самцы начинают ещё задолго до того, как возвращаются первые перелётные птицы. Интересно, что когда у синиц появляются птенцы, они приносят им еду до 60 раз в час, почти не утомляясь.
2 ученик. И ещё один интересный факт: Синица — птица юркая и очень прожорливая, всего две синицы за день могут избавить 40 плодовых деревьев от вредных насекомых. Какая большая польза от маленькой птички!
3 ученик. Но, к сожалению, из десяти синиц только две доживают до весны.
Посмотрите сценку «Воробей и Синица» (Н. Сладков.)
Воробей.
– Здравствуй, Синица. Ты чего это перья носом перебираешь - чистишь их, что ли?
Синица.
– Нет, Воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью три тысячи перьев, а к весне осталось всего две тысячи шестьсот. Четыреста перьев за зиму потеряла!
Воробей.
– Подумаешь, за зиму! Я за одну драку, бывает, сразу по полсотни теряю! Как из подушки летят! Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть – и довольно!
3 ученик. Почему птицам очень важно иметь много перьев к зиме? (Одни перья помогают птицам летать и поддерживать в воздухе равновесие, другие обеспечивают сохранение тепла. Так, некоторые виды птиц могут иметь дополнительное оперение, которое сохраняет тепло, а некоторые птицы используют практику взъерошивания перьев, процесс, который поднимает перья вверх для создания воздушных карманов, что дает птице лучшую изоляцию и дольше задерживает тепло тела.)
1 ученик. Однако, когда еды не хватает, система терморегуляции птиц функционирует плохо. Переживёт ли птичка морозную ночь, всегда зависит от того, насколько она сыта, и сможет ли крохотное тельце сохранить тепло до утра. Нахохлившись, пичуга ночует, а с наступлением утра отправляется на непростые поиски пропитания в коре деревьев, под снегом и льдом.
2 ученик.— Синица, синица, что тебе снится?
3 ученик.— Зёрнышки, мошки, да хлебные крошки.
2 ученик.— Синица, синица, ещё что-то снится?
3 ученик.— Солнышко, речка, домик с крылечком,
Мальчик Антошка и… хлебные крошки.
(Е. Евсеева)
1 ученик. Ребята, что же птицам страшнее зимой: голод или холод? Конечно, голод. Многие неравнодушные люди помогают пернатым пережить холодные зимы с помощью кормушек и подкормочных площадок. А в старину в некоторых деревнях оставляли несжатой полоску зерновых для куропаток и других зимних пичужек. Тысячи птичьих жизней спасены, благодаря человеческой заботе.
2 ученик. Если птица находит кормушку, где можно иногда подкрепиться, она получает шанс дожить до весны. Особенно это касается второй половины зимы, когда съедены и вымерзли оставшиеся с осени ягоды и плоды.
3 ученик. Сейчас проведём конкурс «Птичья столовая». Делимся на 3 команды. Каждой команде даётся задание: из предложенных кормов составить меню для синицы и снегиря. (в идеале – предложить настоящие корма, но можно и заменить их записями-названиями на листочках).
Предложенные корма - семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, ягоды рябины, семена сорных трав: щавеля, крапивы, лебеды, семена ясеня, апельсин, лимон, белый хлеб; сало несолёное, сало солёное.
1 ученик. При подкормке птиц надо соблюдать правила. Нельзя давать пернатым и жареную пищу, в том числе жареные семечки, которые приводят к тяжёлым заболеваниям печени. Категорически противопоказано для любых птиц пшено. В отличие от проса, из которого его делают, на очищенной поверхности пшена при хранении образуются токсические вещества. Также не стоит угощать пичуг черным свежим хлебом, который может привести к сильному брожению и даже завороту кишок.
2 ученик. Кормите птиц здоровой пищей! Охотнее всего синицы берут с кормушек семена подсолнечника, тыквы, зёрна гречихи и несолёное сало, нежареные семечки, сухие хлебные крошки.
3 ученик. Синичкам можно также предложить натёртое на крупной терке яйцо, сваренное вкрутую, творог, очень маленькие кусочки сырой говядины и даже порезанное мелкими ломтиками сырое яблочко. Рядом с кормушкой можно повесить веточки рябины или других съедобных для синичек ягод. Не забывайте о семенах сорных трав. Кстати, синицы, в отличие от других птиц, могут есть вниз головой.
1 ученик. Давайте поиграем в игру «Что изменилось?» Перед вами кормушка с птичками. Назовите их (воробей, синица, голубь, дятел, сойка, сорока, жаворонок хохлатый). Внимательно её рассмотрите. Некоторых птичек я потом поменяю местами. (дети закрывают глаза, ведущий меняет картинки с изображением птиц местами).
2 ученик. Многие люди украшают свои участки оригинальными кормушками, сделанными из домашней утвари. Старые вещи получают новую жизнь и становятся украшением дачного участка. Некоторые люди изготавливают совсем простые кормушки из пластиковых бутылок, пакетов из-под молока.
3 ученик. Однако всегда нужно следить за тем, чтобы отверстие в кормушке было достаточно широким, и кормушка не оказалась западней для мелких птичек. В любом случае лучше сделать несколько простых подкормочных площадок, чем одну замысловатую кормушку. Вот, посмотрите, какие кормушки сделали мы со своими родителями.
1 ученик. Если вам сложно делать кормушку для птиц своими руками, то в зоомагазинах и на птичьих рынках можно купить оригинальные, прочные и удобные кормушки. Вешать её нужно так, чтобы она была защищена от снега и ветра, лучше на южной стороне дерева. И повыше, чтобы к корму не добрались грызуны.
2 Ученик. Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой. Это будет настоящий праздничный подарок не только синичкам, но и всем птичкам, которые остались зимовать в нашем крае.
3 ученик. Птицы быстро привыкают к месту, где их кормят, и считают его своим. Об этом следует помнить дачникам: синички, которых вы привлекли на свой участок, летом не покинут вас и помогут справиться с гусеницами и другими вредителями плодовых деревьев. Да и зимой они, перекусив вашим угощением, начинают собирать поблизости разных насекомых, привлекая в сад других синиц. Со временем эти синицы станут вашими постоянными добровольными помощниками.
1 ученик. Игра «Кто в кормушке». Поделимся на 3 группы. Ваша группа будет петь как воробей: «чик-чирик». Ваша группа будет петь как синичка: «зинь-зинь». Ваша группа будет петь как сойка: «кжжеееек-эээй, кжжеееек-эээй,». На какую группу показываю – та и поёт. (в заключении – показ на все группы, чтобы был шум).
2 ученик. Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень,
Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек».
(Синицын Ю.)
3 ученик. Ребята, что нового и интересного вы узнали на сегодняшней встрече? О чём расскажете родителям?
Давайте поможем маленьким существам, делающим этот мир лучше, дожить до весны! И если у вас не получится повесить кормушку рядом с домом, вы можете приносить еду для птичек в кормушки, развешанные во дворе нашей школы.
1 ученик. А закончить встречу мы хотим художеством. Мы нарисовали кормушку, а вы раскрасьте синиц. Посадим их в кормушки.
На выставке кормушек, сделанных ребятами нашей школы.
Рекомендуем посмотреть:
Пластилинография. Снегирь зимой. Мастер-класс с пошаговыми фото
Конспект НОД в старшей группе из серии: Зимующие птицы
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Внеклассное мероприятие (игра - викторина) для школьников 3-5 класса с презентацией на тему: Птицы
Похожие статьи:
Рассказ про воробья, 1-2 класс
Рассказ про ворону, 1-2 класс. Окружающий мир
Внеклассное занятие по экологии, 1-2 класс