Игровая программа для детей 6-8 лет «Посвящение в ЭКОШи»
Автор: Митрахович Анжела Львовна, учитель начальных классов
Описание: Экология – вечная тема, которая не утратит своей актуальности и через … лет. Данный сценарий пригодится учителям начальных классов, внешкольным работникам, которые занимаются экологическим образованием и воспитанием школьников. Возрастная категория детей – 6-8 лет.
Цель: формирование экологически грамотного отношения младших школьников к природе через игру.
Задачи:
-формировать навыки бережного отношения к окружающей среде;
-учить правилам поведения в природе;
-развивать устойчивый интерес к познанию природы.
Оборудование: плакаты «Береги природу», рисунки с графическим обозначением правил поведения в лесу, карточки, костюмы Лесовичка, муравьёв, бабочки.
Предварительная работа: распределение ролей среди учащихся 5 класса, оформление выставки рисунков «Растительный мир родного края», оформление выставки работ из пластилина «Животные дикие и домашние», знакомство первоклассников с правилами поведения в лесу.
Время проведения – 35 минут.
Вступление. В нашей школе на базе начального класса создан и несколько лет действует отряд «ЭКОШа» - эколого-краеведческий отряд школьников. Составлен паспорт отряда (Устав, план работы). Когда ребята переходят на вторую ступень обучения, они не утрачивают связь с новыми членами отряда. Чтобы первоклассники прочувствовали, что они получили новый статус – статус члена отряда – для них и провели совместно с пятиклассниками игровую программу «Посвящение в ЭКОШи».
Содержание.
Звучит запись голосов птиц.
Учитель.
Здравствуйте!
Мы начинаем встречу словом
Здравствуйте!
Пускай звучит оно не ново…
Здравствуйте!
Но я вам повторяю снова…
Здравствуйте!
Я надеюсь, у всех сегодня замечательное настроение, потому что все мы окажемся на празднике «Посвящение в ЭКОШи».
-Что такое «экология»? (от др.-греч. "эйкос" — обиталище, жилище, дом, имущество и "логос" — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.)
-Кто такой эколог? (Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу.)
-А где можно получить такую профессию? (в институтах, в академиях).
А вот экологические знания мы получаем всю жизнь. Вот и сегодня вы узнаете много интересного об окружающем нас мире. Правда, это будет только маленькая капелька из огромного океана экологии.
Входит Лесовичок.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Я – Лесовичок. Сегодня в честь вашего посвящения в юные экологи меня пригласила к вам Анжела Львовна.
Учитель: Здравствуй, Лесовичок. Рады тебя видеть. Посмотри на нашу выставку, которую ребята оформили.
Лесовичок. Молодцы, дети. Уже не зря я к вам пришёл. Я принес с собой интересные задания, в которых вы сможете проявить смекалку и знания. Для начала – разминка для ума. Я проведу с вами
игру «Кто здесь лишний?» Будьте внимательны, вам нужно назвать лишний предмет:
- Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку. (Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)
- В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
(Лось - не хищник. Он, как и все копытные, травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)
- Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками (Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу, к сожалению, нет, так что некоторым животным приходится трудно)
Молодцы, ребята.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Прекрасна, прекрасна родная Земля,
Прекраснее не найти никогда.
Зеленые дали, леса и поля,
И синяя в речке вода.
Учитель: Посмотрите, сюда кто-то спешит.
Появляются плачущие муравьишки.
Лесовичок. Что случилось, муравьишки?
1-й муравей. Нас обидел злой мальчишка.
2-й муравей. Он нам лапки отдавил.
3-й муравей. Муравейник разорил.
Появляется плачущая бабочка.
Лесовичок: Бабочка-красавица,
Что в лесу случилось?
Скажи, какое горе
С тобою приключилось?
Бабочка:
Мальчик злой меня поймал,
Крылышко он мне сломал.
Не могу теперь летать.
Как же мне не горевать?
Учитель. Как зовут злого мальчика, который вас обидел?
Муравьи. Ваня!
Учитель. А где же его найти?
1-й муравей. Вот он сидит.
Учитель.
Подойди сюда, Иван,
Серьезный будет разговор.
Много бед ты натворил:
Муравейник разорил,
Поломал в лесу кусты,
На поляне рвал цветы,
Бабочке крыло сломал.
А ведь ты уже не мал!
Мы не пустим тебя в лес,
Уходи из этих мест!
Муравьи, бабочка (вместе). Уходи из нашего леса!
Ваня. Не гоните меня! Я не знаю, как правильно вести себя в лесу.
Учитель. Ребята! Давайте научим Ивана правилам поведения в лесу.
Игра «Покажем и расскажем».
Дети выстраиваются полукругом. В руках у них рисунки с графическим обозначением правил поведения в лесу. Ребята по очереди называют эти правила и объясняют их.
Лесовичок. Молодцы, первоклашки. Вы уже имеете экологические знания. Друзья мои, давайте ещё раз повторим правила поведения в лесу (вместе с «муравьями» и «бабочкой» показывает картинки со следующими изображениями: животные, ландыши, мухоморы, деревья, муравейники, гнёзда птиц, костёр, магнитофон и поясняют, предварительно выслушав первоклассников):
1. Забирать животных из леса — опасно для их жизни. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.
3. Не топчите грибы мухоморы, они полезные: ими лечатся разные животные.
4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево — живое и может погибнуть.
7. Кора дерева — это как кожа у человека. Без коры дерево погибнет. Ее нельзя повреждать.
8. Охраняйте муравейники! Это муравьиный домик. Муравьи — санитары леса.
9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.
10. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
11. Громкая музыка, шум, крик могут распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы.
Ваня:
Дорогая бабочка,
Тебя я пожалею
И крылышко твое
Дыханием согрею.
А вам, муравьишки-трудяги,
Я домик опять соберу,
А мусор и соринки
Домой заберу. (Собирает мусор и сорванные цветы.)
Вы простите, простите меня,
Я не буду природу губить!
И только в лес, как в гости,
Буду к зверятам ходить.
Учитель: Молодец, Ваня, что ты решил исправиться. И мы приглашаем тебя поиграть с нами в
игру «Найди своего брата или сестру»
(Играющие изображают новорожденных слепых детенышей. Учитель косынкой завязывает каждому глаза и шепотом говорит, роль какого детеныша он будет исполнять и какие звуки издавать. Но у каждого детеныша есть брат или сестра, и «говорят» они, конечно, на одном языке: котята — мяукают, щенки — скулят, телята — мычат, гусята гогочут, поросята хрюкают. Играющие находят друг друга по этим звукам.
Как только пары составляются, учитель развязывает играющим глаза и предлагает познакомиться — каждому на своем «языке» — с остальными детенышами).
Лесовичок. Ребята, вы отдохнули, а сейчас я и мои друзья загадаем загадки.
-Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух.)
-Растет зеленый кустик, дотронешься — укусит. (Крапива.)
-Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц.)
-В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной,
Осень пестрая придет,
— На зубок он попадет. (Орех.)
-Для чего птице хвост? (Им как рулем птица управляет полетом.)
Учитель. Какие вы у меня умнички. Тогда выполните и моё задание. Я буду показывать портрет птицы, а вы дайте название птицы и скажите, как она поёт, гости могут помогать (затем прослушать записи голосов данных птиц):
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – синь – синь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – дю – дю – дю
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Учитель: А какой же праздник без песен? Давайте немного попоём, но с одним условием – в словах песен обязательно должно упоминаться название животного или растения. Разделимся на 2 команды – одна будет с Лесовичком, другая – с Ваней.
Лесовичок. Нам пора уходить, но я хочу проверить, усвоили ли вы правила поведения в природе. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Игра «Да - Нет»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Муравей 1: Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Муравей 2: Давайте беречь будем планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Бабочка: Беречь будем птиц,
Насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Учитель: Что ж, мальчики и девочки, сегодня своими знаниями вы доказали, что вы достойны звания «Юный защитник природы. ЭКОШа». У нас будет много мероприятий, направленных на обретение знаний о природе, о живом мире, чтобы вы вели себя по-человечески в природе и с природой. Главное, чтобы и дела ваши были только на благо окружающего мира. И в напоминание об этом примите медали «ЭКОШа».
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий весеннего экологического праздника в начальной школе
Сценарий экологического праздника во 2 классе
Экологический праздник. Сценарий для 1 - 2 класса
Конспект экологического занятия «Забота о лесе» для детей 6-8 лет
Похожие статьи:
Внеклассное занятие по экологии, 1-2 класс
Конспект внеклассного занятия на тему Охрана природы для младших школьников
Внеклассное мероприятие по охране природы в начальных классах