Есенин и музыка
Внеурочная деятельность «Стихов и музыки сплетенье», 3 класс.
Автор: Молокова Анна Владимировна, учитель музыки.
Тема: «Есенин и музыка».
Тип урока – интегрированный.
Цель: создание условий для восприятия музыкально-поэтических образов.
Задачи:
• выявлять средства художественной выразительности в поэтическом тексте; уметь сопоставлять разные музыкальные образы;
• развивать эстетический вкус и понимание музыкально-поэтических образов;
• воспитывать интерес к лирике С. Есенина, любовь к Родине и родной природе.
Планируемые результаты
Предметные: освоение понятий: метафора, олицетворение, эпитет;
характер, темп, звучание в музыкальном произведении.
Метапредметные:
регулятивные - под руководством учителя понимать цель своей деятельности, самостоятельно решать тест;
познавательные - осуществлять анализ музыкально-поэтических образов, находить сходство и различие;
коммуникативные: - выполнять работу в парах по карточке, делать совместный вывод, согласованно петь в хоре;
Личностные: выражать собственное эмоциональное отношение к результату деятельности, проявлять личную заинтересованность участия в музыкально-поэтической деятельности.
Ход урока
Учитель – Ребята! Как вы думаете, почему композиторы сочиняют музыку на стихотворения известных поэтов?
Предполагаемый ответ: потому что эти стихотворения им очень нравятся, им хочется написать для них музыку.
Учитель – Правильно, эти стихотворения вызывают в душе композиторов творческий отклик, и их хочется не только прочитать, но и пропеть, украсить музыкой.
Тема нашего урока – «Есенин и музыка». Посмотрите на портрет поэта. Лицо его очень выразительное, красивое. Мы видим ясные и умные глаза, волосы цвета спелой пшеницы.
Слайд 1 - Дом в Константиново.
Слайд 2 - Родители поэта
Ученица – Есенин родился в селе Константиново Рязанской области 3 октября 1895 года в крестьянской семье. Отца его звали Александр Никитич, а мать – Татьяна Фёдоровна. Воспитывал Серёжу дед по матери. Есенин рано начал писать стихи, но не показывал их никому кроме близких.
Слайд 3 – Есенин с сёстрами Катей и Шурой.
Учитель – У Есенина было две сестры: Катя и Шура. Им он посвятил много стихотворений.
Ученик читает фрагмент стихотворения «Сестре Шуре».
Есенин. Сестре Шуре
Я красивых таких не видел,
Только, знаешь, в душе затаю
Не в плохой, а в хорошей обиде –
Повторяешь ты юность мою.
Ты – моё васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живёт теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
Что поёт теперь мать за куделью?
Я навеки покинул село.
Только знаю – багряной метелью
Нам листвы на крыльцо намело.
Но и всё ж возвращаться не надо,
Потому и достался не в срок.
Как любовь, как печаль и отрада,
Твой красивый рязанский платок.
Ученики исполняют песню
«Я покинул родимый дом»
на музыку А. Шувалова.
Слайд 4 – Московский Университет им. Шанявского.
Ученица - 2 года Есенин учился Московском Университете. Из-за бунтов студентов университет закрыли, и Есенин переехал в Петербург.
Слайд 5 – Есенин и А. Блок.
Учитель- День 9 марта 1915 года стал одним из самых счастливых дней в жизни Есенина. Он встретился с первым поэтом России того времени Александром Блоком, который первый услышал «Песнь души» молодого рязанского поэта. Навсегда сохранил Есенин чувство огромной благодарности к Блоку, который выбрал шесть лучших стихотворений Есенина, и они были опубликованы в журнале «Мирок».
Ученик – В своих стихах Есенин воспевал красоту русской природы, особенности разных времён года. В его пейзажной лирике мы встречаем много эпитетов, метафор и олицетворений.
Учитель читает две строфы из стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая», а учащиеся находят эпитеты и олицетворения.
Исполнение песни «Отговорила роща золотая»
на музыку Г. Пономаренко.
Работа с текстом стихотворения «Поёт зима, аукает».
Нахождение метафор и олицетворений.
Учитель – Сейчас мы прослушаем с вами два музыкальных отрывка на стихотворение Есенина «Поёт зима, аукает» и выполним сравнительный анализ музыкальных образов разных композиторов.
Прослушивание музыки.
1. Песня Клавдии Хабаровой «Поёт зима, аукает»
2. Хор «Поёт зима, аукает» из поэмы «Памяти С. Есенина» Г. Свиридова.
Карточка для работы в парах.Сравнительный анализ музыкальных произведений на стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает»
(1. хор Г. Свиридова из поэмы "Памяти С. Есенина"; 2. Песня Клавдии Хабаровой "Поёт зима, аукает".)
Характер (
1 - серьёзный, грозный, тревожный, суровый; 2 - лирический, нежный, жалобный.)
Темп (
1 - умеренный; 2- умеренный.)
Звучание (
1 - отрывистое, громкое; 2 - плавное, негромкое.)
Вывод (
Эти музыкальные произведения отличаются по характеру и звучанию)
Слайд 6 – Айседора Дункан.
Учитель – Однажды на гастроли в Россию приехала известная американская танцовщица Айседора Дункан. Есенин и Айседора полюбили друг друга. Есенин был в Америке, но остаться там не захотел. Он не мог представить свою жизнь без Родины, без России. В своей поэме о Родине он писал:
«Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет боль и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»»
Теперь красота Есенинских стихов понятна каждому русскому человеку, потому что его стихи наполнены добротой, красотой, душевностью, любовью к Родине и родной природе – всем, что так дорого сердцу русского человека. Его стихи музыкальны, и композиторы разных времён сочиняли и будут сочинять для них музыку.
Тест по теме «Сергей Есенин и музыка»
1. В каком году родился Сергей Есенин?
• 1814
• 1895
2. Выбери День рождения поэта.
• 6 июня
• 3 октября
3. В какой области родился Сергей Есенин?
• Рязанской
• Смоленской
4. В каком селе родился поэт?
• Константиново
• Любавино
5. Как звали мать С. Есенина?
• Мария Михайловна
• Татьяна Фёдоровна
6. Кто воспитывал Серёжу?
• Родители
• Дед
7. В каком Университете учился поэт?
• В Московском
• В Петербургском.
8. Какой поэт в России первым признал талант С. Есенина?
• Александр Блок
• Михаил Городецкий
9. Какой поэзией увлекался Есенин в раннем творчестве?
• Поэзией символизма
• Поэзией классицизма
10. Отметь темы, которые звучат в лирике С. Есенина.
• Тема Родины
• Тема русской Природы
11. Сколько лет прожил поэт?
• 26
• 30
Учитель – Ребята, напишите в тетрадях несколько слов, выражающих ваше впечатление от урока. (метод словесной ассоциации).
Тест. Ответы.
1. В каком году родился Сергей Есенин?
• 1895
2. Выбери День рождения поэта.
• 3 октября
3. В какой области родился Сергей Есенин?
• Рязанской
4. В каком селе родился поэт?
• Константиново
5. Как звали мать С. Есенина?
• Татьяна Фёдоровна
6. Кто воспитывал Серёжу?
• Дед
7. В каком Университете учился поэт?
• В Московском
8. Какой поэт в России первым признал талант С. Есенина?
• Александр Блок
9. Какой поэзией увлекался Есенин в раннем творчестве?
• Поэзией символизма
10. Отметь темы, которые звучат в лирике С. Есенина.
• Тема Родины
• Тема русской Природы
11. Сколько лет прожил поэт?
• 30
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок "Музыкальный портрет России" в 3 классе
Музыкальный кроссворд «Скрипичный ключ» для учащихся 3 класса ДШИ
Урок музыки в 3 классе на тему: «Духовой оркестр»
Конспект урока музыки, 3 класс. Музыка Германии
Похожие статьи:
Внеклассное занятие по музыке 3 класс