Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по внеурочной деятельности в 3 классе "Есенин и музыка"

Есенин и музыка
Внеурочная деятельность «Стихов и музыки сплетенье», 3 класс.
Автор: Молокова Анна Владимировна, учитель музыки.
Тема: «Есенин и музыка».
Тип урока – интегрированный.
Цель: создание условий для восприятия музыкально-поэтических образов.
Задачи:
• выявлять средства художественной выразительности в поэтическом тексте; уметь сопоставлять разные музыкальные образы;
• развивать эстетический вкус и понимание музыкально-поэтических образов;
• воспитывать интерес к лирике С. Есенина, любовь к Родине и родной природе.
Планируемые результаты
Предметные: освоение понятий: метафора, олицетворение, эпитет;
характер, темп, звучание в музыкальном произведении.
Метапредметные:
регулятивные - под руководством учителя понимать цель своей деятельности, самостоятельно решать тест;
познавательные - осуществлять анализ музыкально-поэтических образов, находить сходство и различие;
коммуникативные: - выполнять работу в парах по карточке, делать совместный вывод, согласованно петь в хоре;
Личностные: выражать собственное эмоциональное отношение к результату деятельности, проявлять личную заинтересованность участия в музыкально-поэтической деятельности.
Ход урока
Учитель – Ребята! Как вы думаете, почему композиторы сочиняют музыку на стихотворения известных поэтов?
Предполагаемый ответ: потому что эти стихотворения им очень нравятся, им хочется написать для них музыку.
Учитель – Правильно, эти стихотворения вызывают в душе композиторов творческий отклик, и их хочется не только прочитать, но и пропеть, украсить музыкой.



Тема нашего урока – «Есенин и музыка». Посмотрите на портрет поэта. Лицо его очень выразительное, красивое. Мы видим ясные и умные глаза, волосы цвета спелой пшеницы.

Слайд 1 - Дом в Константиново.

Слайд 2 - Родители поэта

Ученица – Есенин родился в селе Константиново Рязанской области 3 октября 1895 года в крестьянской семье. Отца его звали Александр Никитич, а мать – Татьяна Фёдоровна. Воспитывал Серёжу дед по матери. Есенин рано начал писать стихи, но не показывал их никому кроме близких.

Слайд 3 – Есенин с сёстрами Катей и Шурой.


Учитель – У Есенина было две сестры: Катя и Шура. Им он посвятил много стихотворений.
Ученик читает фрагмент стихотворения «Сестре Шуре».
Есенин. Сестре Шуре
Я красивых таких не видел,
Только, знаешь, в душе затаю
Не в плохой, а в хорошей обиде –
Повторяешь ты юность мою.

Ты – моё васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живёт теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?

Что поёт теперь мать за куделью?
Я навеки покинул село.
Только знаю – багряной метелью
Нам листвы на крыльцо намело.

Но и всё ж возвращаться не надо,
Потому и достался не в срок.
Как любовь, как печаль и отрада,
Твой красивый рязанский платок.

Ученики исполняют песню
«Я покинул родимый дом»
на музыку А. Шувалова.

Слайд 4 – Московский Университет им. Шанявского.

Ученица - 2 года Есенин учился Московском Университете. Из-за бунтов студентов университет закрыли, и Есенин переехал в Петербург.

Слайд 5 – Есенин и А. Блок.

Учитель- День 9 марта 1915 года стал одним из самых счастливых дней в жизни Есенина. Он встретился с первым поэтом России того времени Александром Блоком, который первый услышал «Песнь души» молодого рязанского поэта. Навсегда сохранил Есенин чувство огромной благодарности к Блоку, который выбрал шесть лучших стихотворений Есенина, и они были опубликованы в журнале «Мирок».
Ученик – В своих стихах Есенин воспевал красоту русской природы, особенности разных времён года. В его пейзажной лирике мы встречаем много эпитетов, метафор и олицетворений.

Учитель читает две строфы из стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая», а учащиеся находят эпитеты и олицетворения.
Исполнение песни «Отговорила роща золотая»
на музыку Г. Пономаренко.
Работа с текстом стихотворения «Поёт зима, аукает».
Нахождение метафор и олицетворений.
Учитель – Сейчас мы прослушаем с вами два музыкальных отрывка на стихотворение Есенина «Поёт зима, аукает» и выполним сравнительный анализ музыкальных образов разных композиторов.
Прослушивание музыки.
1. Песня Клавдии Хабаровой «Поёт зима, аукает»
2. Хор «Поёт зима, аукает» из поэмы «Памяти С. Есенина» Г. Свиридова.

Карточка для работы в парах.
Сравнительный анализ музыкальных произведений на стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает»
(1. хор Г. Свиридова из поэмы "Памяти С. Есенина"; 2. Песня Клавдии Хабаровой "Поёт зима, аукает".)
Характер (1 - серьёзный, грозный, тревожный, суровый; 2 - лирический, нежный, жалобный.)
Темп (1 - умеренный; 2- умеренный.)
Звучание (1 - отрывистое, громкое; 2 - плавное, негромкое.)
Вывод (Эти музыкальные произведения отличаются по характеру и звучанию)

Слайд 6 – Айседора Дункан.

Учитель – Однажды на гастроли в Россию приехала известная американская танцовщица Айседора Дункан. Есенин и Айседора полюбили друг друга. Есенин был в Америке, но остаться там не захотел. Он не мог представить свою жизнь без Родины, без России. В своей поэме о Родине он писал:
«Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет боль и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»»

Теперь красота Есенинских стихов понятна каждому русскому человеку, потому что его стихи наполнены добротой, красотой, душевностью, любовью к Родине и родной природе – всем, что так дорого сердцу русского человека. Его стихи музыкальны, и композиторы разных времён сочиняли и будут сочинять для них музыку.

Тест по теме «Сергей Есенин и музыка»
1. В каком году родился Сергей Есенин?
• 1814
• 1895
2. Выбери День рождения поэта.
• 6 июня
• 3 октября
3. В какой области родился Сергей Есенин?
• Рязанской
• Смоленской
4. В каком селе родился поэт?
• Константиново
• Любавино
5. Как звали мать С. Есенина?
• Мария Михайловна
• Татьяна Фёдоровна
6. Кто воспитывал Серёжу?
• Родители
• Дед
7. В каком Университете учился поэт?
• В Московском
• В Петербургском.
8. Какой поэт в России первым признал талант С. Есенина?
• Александр Блок
• Михаил Городецкий
9. Какой поэзией увлекался Есенин в раннем творчестве?
• Поэзией символизма
• Поэзией классицизма
10. Отметь темы, которые звучат в лирике С. Есенина.
• Тема Родины
• Тема русской Природы
11. Сколько лет прожил поэт?
• 26
• 30

Учитель – Ребята, напишите в тетрадях несколько слов, выражающих ваше впечатление от урока. (метод словесной ассоциации).

Тест. Ответы.
1. В каком году родился Сергей Есенин?
• 1895
2. Выбери День рождения поэта.
• 3 октября
3. В какой области родился Сергей Есенин?
• Рязанской
4. В каком селе родился поэт?
• Константиново
5. Как звали мать С. Есенина?
• Татьяна Фёдоровна
6. Кто воспитывал Серёжу?
• Дед
7. В каком Университете учился поэт?
• В Московском
8. Какой поэт в России первым признал талант С. Есенина?
• Александр Блок
9. Какой поэзией увлекался Есенин в раннем творчестве?
• Поэзией символизма
10. Отметь темы, которые звучат в лирике С. Есенина.
• Тема Родины
• Тема русской Природы
11. Сколько лет прожил поэт?
• 30

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированный урок "Музыкальный портрет России" в 3 классе Музыкальный кроссворд «Скрипичный ключ» для учащихся 3 класса ДШИ Урок музыки в 3 классе на тему: «Духовой оркестр» Конспект урока музыки, 3 класс. Музыка Германии

Похожие статьи:

Внеклассное занятие по музыке 3 класс

Сценарий музыкальной сказки "Теремок" по ролям в начальной школе | Новогоднее развлечение в начальной школе. Сценарий
Опубликовано: 1072 дня назад (24 декабря 2018)
Просмотров: 1228
+15
Голосов: 15
Елена Викторовна Багрова # 24 декабря 2018 в 09:22 +4
Здравствуйте, Анна Владимировна!
Благодарю за приглашение на знакомство с конспектом занятия внеурочной деятельности по музыке.
Грамотно, интересно, соответствует возрасту учащихся.
Вы развиваете эстетический вкус детей, понимание ими музыкально-поэтических образов;
воспитываете интерес к лирике С. Есенина, любовь к Родине и родной природе.
Примите голос. Успехов!
С уважением!!!
Анна Владимировна Молокова # 24 декабря 2018 в 15:18 +1
Спасибо, Елена Викторовна!
Елена Ивановна Каменева # 24 декабря 2018 в 16:32 +2
Здравствуйте, Анна Владимировна! Спасибо за приглашение на занятие по внеурочной деятельности по музыке. Очень интересно, познавательно. Вы развиваете интерес детей к музыке, поэзии. С удовольствием голосую.
Анна Владимировна Молокова # 24 декабря 2018 в 18:11 +1
Спасибо Елена Ивановна! С наступающим Новым Годом!
Ирина Николаевна Ступченко # 24 декабря 2018 в 18:33 +2
Как у вас интересно! Очень всё понравилось! Голосую с удовольствием!
Светлана Константиновна Бычкова # 24 декабря 2018 в 19:16 +3
Добрый вечер, Анна Владимировна! Зашла к вам на страничку и ознакомилась с конспектом по внеурочной деятельности: очень содержательный, познавательный материал разработан вами, способствующий развитию интереса к творчеству Есенина. Голос!
Анна Владимировна Молокова # 25 декабря 2018 в 04:35 +1
Здравствуйте, Светлана Константиновна! Приглашаю Вас зайти ко мне в Блог. Надеюсь, вы сможете найти там что-нибудь полезное для себя, чтобы использовать в различных праздниках с детьми. Спасибо за оценку!
Ольга Владимировна Перковская # 24 декабря 2018 в 20:57 +3
Анна Владимировна, здравствуйте! Ваше внеурочное занятие увлекательное и познавательное! От теоретических знаний к практическим занятиям вместе с вами удалось проследовать. Всё получилось у вас, а нам понравилось! С наступающим!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 24 декабря 2018 в 21:32 +2
Анна Владимировна прекрасно организованное мероприятие посвященное памяти поэта Сергея Есенина. СПАСИБО с большим удовольствием голосую +6
Анна Владимировна Молокова # 25 декабря 2018 в 04:27 +1
Дорогие друзья! Всем спасибо большое за ваше внимание к моей работе и тёплые слова! С наступающим Новым Годом!
Ольга Васильевна Яковлева # 25 декабря 2018 в 20:46 +3
Здравствуйте,Анна Владимировна! Очень понравился Ваш урок: интересный, содержательный, познавательный! Творческих успехов! голос
Анна Владимировна Молокова # 27 декабря 2018 в 13:31 +1
Спасибо, Ольга Васильевна.
Лариса Владимировна Валитова # 27 декабря 2018 в 20:04 +2
Здравствуйте Анна Владимировна. Мне очень понравился Ваш урок. Столько теплоты в словах, любви к поэту. Крайне важно беречь, сохранять и прививать трепетное отношение к нашему неувядаемому наследию в лице русских поэтов, композиторов и художников. Спасибо. Голос.
Анна Владимировна Молокова # 29 декабря 2018 в 06:54 +1
Спасибо Вам за то, что Вы разделяете моё понимание того, насколько важно передавать нашим детям это наследие.
Людмила Александровна Козырева # 28 декабря 2018 в 11:57 +2
Здравствуйте, Анна Владимировна. Очень люблю творчество Есенина, поэтому радостно, когда такую драгоценность помогают открыть детям. Ваш урок важен, интересен и полезен. Спасибо за Ваш труд. Успехов в новом году.
Анна Владимировна Молокова # 29 декабря 2018 в 06:56 +1
Здравствуйте, Людмила Александровна! спасибо Вам за тёплый искренний отзыв.
Ольга Ивановна Кабанова # 29 декабря 2018 в 19:01 +2
Добрый вечер, Анна Владимировна!
Спасибо за хорошо продуманный, правильно оформленный материал с прекрасными иллюстрациями.
Замысел мероприятия реализован в полной мере, он будет обязательно востребован коллегами.
Примите мой голос +1.
Удачи!!!
Анна Владимировна Молокова # 30 декабря 2018 в 06:16 +1
Ольга Ивановна! Спасибо за комментарий и пожелание! С Новым Годом!
Софья Владимировна Юхнина # 30 декабря 2018 в 11:01 +3
Анна Владимировна, здравствуйте! Очередная достойная разработка, чувствуется рука профессионала!
Всё гармонично, глубоко, проникновенно! Как прекрасно, что Вы создаёте условия для восприятия музыкально-поэтических образов, знакомите с творчеством Есенина. Мне ооочень понравилось. Хочется отметить оформление публикации. примите мой скромный голос и пожелания УСПЕХА!!!
Анна Владимировна Молокова # 30 декабря 2018 в 15:59 +1
Спасибо, Софья Владимировна! Очень приятно читать Ваш комментарий. Кто, как не музыкант, может увидеть все нюансы. Поэтому Ваш комментарий особенно ценен. Рада, что Вам понравилось. Поздравляю Вас с Новым Годом! Счастья!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 31 декабря 2018 в 12:52 +3
Здравствуйте, Анна Владимировна!
Спасибо за приглашение на встречу с моим любимым поэтом!
Вы так легко и ненавязчиво преподносите информацию детям, и одновременно чётко контролируете весь материал. Структура занятия выстроена по возрастающей диагонали: вы прекрасно рассказали о жизнедеятельности и судьбе русского поэта, который всей душой любил родные просторы: золотые рощи, васильковое слово, мохнатый лес, и показал нам красоту родной природы! Голос!!!
Анна Владимировна Молокова # 4 января 2019 в 13:55 +1
Здравствуйте, Алёна Дмитриевна! Спасибо за такой содержательный и тёплый комментарий!
Ольга Вячеславовна Варламова # 7 января 2019 в 23:47 +1
Здравствуйте, Анна Владимировна! Большое спасибо за приглашение на знакомство с конспектом занятия внеурочной деятельности по музыке. Интересная, прекрасная разработка!!! ГОЛОС!!!
Анна Владимировна Молокова # 8 января 2019 в 04:44 +1
Спасибо Вам за комментарий, Ольга Вячеславовна!
Ольга Николаевна Сибилёва # 10 февраля 2019 в 16:27 +2
Здравствуйте, Анна Владимировна! Благодарю за приглашение. С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией. Сергей Есенин на протяжении многих десятилетий остаётся одним из любимых поэтов и взрослых, и детей. Ваше занятие получилось очень насыщенным: знакомство с жизнью и творчеством поэта, сравнительный анализ музыкальных произведений на стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает», тесты - всё это способствует развитию эстетического вкуса детей, пониманию ими музыкально-поэтических образов, воспитанию любви к Родине и родной природе.
Очень достойная разработка! Примите мой голос.
(Извините за опоздание.)
Анна Владимировна Молокова # 14 февраля 2019 в 05:35 +1
Спасибо за комментарий
Вера Валерьевна Ляпина # 22 февраля 2019 в 06:01 +2
Замечательный материал был собран о поэте, систематизирован и подан в увлекательной форме. Занятие выполняет поставленные задачи.Хорошо оформлен. Голосую
Анна Владимировна Молокова # 22 февраля 2019 в 06:34 0
Спасибо, Вера Валерьевна!
Марина Станиславовна Ефимова # 18 апреля 2019 в 17:24 +1
УВлекательный материал о творчестве Сергея Есенина был тщательно подобран в соответствии с возрастным восприятием детей. Перед школьниками открылся целый мир поэта - мир его детства в дореволюционной деревне, доброго, светлого, освещенного материнской любовью. Вместе с учителем дети не только вспоминали знакомые стихи и слушали новые, но и учились видеть прекрасное в русской природе. В самых обычных ее деталях: поля, перелески, березы за окном. Спасибо вам за такое важное в наши дни мероприятие!
Анна Владимировна Молокова # 19 апреля 2019 в 04:59 0
Спасибо!