Музыкальное занятие, посвящённое творчеству П. И. Чайковского "Детский альбом" для детей 6-8 лет
Цель занятия:
Формирование интереса к русской классической музыке с использованием поэтических текстов собственного сочинения.
Задачи:
1. Учить детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, регистр, темп, форму, части), рассказывать о композиторе, учить игре на детских музыкальных инструментах. Различать музыкальные жанры.
2. Развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах, в песне, в игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.
3. Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки.
Ход занятия
Вводная часть.
Музыкальный руководитель - Дети, вы хотите совершить необычное путешествие?
Дети – Да!
Музыкальный руководитель – Как вы думаете, в какую страну нам надо отправиться, чтобы встретиться с музыкой великого русского композитора – Петра Ильича Чайковского?
Дети – В музыкальную!
Музыкальный руководитель – Правильно, но сначала мы расскажем о нём.
Жил Чайковский композитор.
Много пьес он сочинил.
Сочинял он и для взрослых,
Но детей не позабыл.
Ребёнок -
И про утро, и про куклу,
Польку, вальс, мазурку, хор,
Про лошадку и про маму.
Мы их любим до сих пор!
1 ребёнок - Пётр Ильич Чайковский родился на Урале, в городе Воткинске 7мая 1840 года.
2 ребёнок - Его отец был горным инженером, а мать, Александра Андреевна, была его первой учительницей музыки.
3 ребёнок - Она умела красиво петь и играть на пианино.
4 ребёнок - В семье, кроме Пети, было ещё два брата и сестра. У детей была немецкая воспитательница Фанни.
5 ребёнок - Она говорила, что Петю любили все, потому что чувствовали, как он любил всех.
Музыкальный руководитель - Чайковский сочинил всего три балета, но они известны всему миру. Скажите, дети, как называются эти балеты?
Дети - «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».
Музыкальный руководитель - Молодцы, дети. Это прекрасные балеты-сказки. С ними мы ещё встретимся.
Основная часть.
Музыкальный руководитель - Теперь позовём Фею Музыки (звучит музыка Феи).
Фея Музыки, явись,
Чтоб с тобой мы унеслись
В мир волшебной музыки…
Ты возьми нас всех с собой,
Детский нам Альбом открой!
Появляется Фея.
Песня Феи
Все в Мире знают
И понимают:
Музыка детям
Очень нужна!
Вот и Чайковский
Взял - и придумал свой Детский Альбом!
Показать его
Вам я, конечно, должна!
Фея - Дорогие друзья, по вашему желанию вы попали в мир музыки Петра Ильича Чайковского. Желаю вам приятного путешествия по страницам его «Детского альбома».
Музыкальный руководитель – Фея, наверное, в твоей стране живут и музыкальные инструменты?
Фея – Конечно! Слышите, как стучат барабаны? Они разговаривают между собой.
Разыгрывание стихов
«Бам, бам, что за гам?» из Музыкальной азбуки.
Дядя Барабан - ребёнок (стучит в барабан и говорит низким голосом) –
Бам, бам, что за гам?
Так стучать стыдно вам!
Маленькие барабанчики – дети (хлопают в ладоши и говорят высокими голосами) –
Дядя барабан, мы так старались,
Что перепугали целый свет!
Где-то пять копеек потеряли –
Не купить теперь конфет!
(Можно повторить 2-3 раза)
Музыкальный руководитель - У Чайковского был племянник Володя, которого он учил музыке. Мальчик любил играть в деревянных солдатиков, и Чайковский сочинил для него «Марш деревянных солдатиков». Дети, на каких инструментах играют солдатики?
Дети – На барабанах и трубе.
Музыкальный руководитель – Сколько частей в музыке марша?
Дети – Три части.
Музыкальный руководитель – Какие части марша повторяются?
Дети – Первая и третья.
Музыкальный руководитель – Дети, давайте маршировать вместе с солдатиками.
Ребёнок –
Застучали барабаны,
И трубы раздался звон.
Марш солдатов деревянных
Зазвучал со всех сторон.
Музыкально-ритмические движения с игрой на музыкальных инструментах.
Описание.
Дети становятся в круг. В центре круга – мальчики-солдатики с барабанами и трубой. Под первую и третью части марша дети идут по кругу под бой барабанов. Под вторую часть марша дети поворачиваются лицом в круг и шагают на месте под звуки трубы.
Дети садятся.
Музыкальный руководитель (шёпотом) –
Тише, дети, не шумите!
Вы тихонько посидите.
Кукла бедная больна,
Просит музыку она.
Звучит
«Болезнь куклы»
Музыкальный руководитель - Дети, как называется эта музыка?
Дети – Болезнь куклы.
Музыкальный руководитель - Что вы представляете под эту музыку?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель – А как называется эта пьеса?
Исполняется
«Новая кукла».
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель – Давайте вместе сравним пьесы
«Болезнь куклы» и
«Новую куклу». Я буду начинать, а вы – продолжайте.
Музыкальный руководитель –
«Болезнь куклы» - грустная, а
«Новая кукла» -
Дети – весёлая!
Музыкальный руководитель –
«Болезнь куклы» - плавная, а
«Новая кукла» -
Дети – отрывистая!
Музыкальный руководитель –
«Болезнь куклы» - медленная, а
«Новая кукла» -
Дети – быстрая!
Музыкальный руководитель – Послушайте ещё раз
«Польку» из
«Детского альбома».
Проигрывание
«Польки»
Музыкальный руководитель – Сегодня под неё будут танцевать куклы.
Под высокую музыку первой и третьей части – птичка, белочка, зайчик; под низкую музыку второй части – мишка, волк, слоник.
Дети одевают на руки кукол и обыгрывают музыку польки, различая её части.
Музыкальный руководитель – А теперь поиграем в игру «Угадай, что звучит».
Описание.
Под «Марш деревянных солдатиков» дети шагают. Под «Польку» дети подпрыгивают и хлопают в ладоши. Под «Камаринскую» - притопывают ногами и приседают.
Музыкальный руководитель –
Чайковский любил сочинять для оркестра и сочинил шесть симфоний. А мы с вами приготовили оркестр на музыку
«Камаринская».
Выступление оркестра. Дети играют на детских музыкальных инструментах:
в первой части – на дудочках;
во второй – на бубнах;
в третьей – на гармошках и деревянных ложках;
в четвёртой – на колокольчиках и треугольниках.
Заключительная часть
.
Музыкальный руководитель - Наше увлекательное путешествие закончилось, но мир музыки ещё подарит нам много интересного, если мы будем дружить с музыкой.
Исполняется песня «Мы дружим с музыкой» Синявской на музыку И. Гайдна.
Фея – До свидания, дети! До новых встреч в Стране Музыки!
Фея уходит.
Вопросы к детям:
1.Что вам запомнилось из жизни П. И. Чайковского?
2.Как появился
«Детский альбом» Чайковского?
3.Какие пьесы из
«Детского альбома» вы узнали?
4.Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Нотное приложение к песне "Фея Музыки"
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы
Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы