Статья «Из опыта работы: выбор музыкального сопровождения при изучении сказок на уроках литературного чтения в начальной школе.»
Эпиграф:
«Дети любят сказку, верят в неё,
и эта вера в сказку помогает им понять
и поверить в подлинную, реальную жизнь».
Д. Б. Кабалевский.
Цель: распространение опыта межпредметных связей.
Задачи:
- сделать восприятие литературного произведения более ярким и эмоциональным, использую музыкальное сопровождение;
- учить детей проводить параллели между разными видами искусства;
- развивать у детей умение сочинять поэтические строки;
- помочь учителю на уроке литературного чтения выбрать соответствующее музыкальное сопровождение.
Содержание статьи.
Правильный выбор музыкального сопровождения при изучении сказок на уроках литературного чтения влияет на развитие творческих и мыслительных способностей у детей, создавая условия для развития их фантазии и творчества.
Прежде, чем научиться глубоко проникать в сущность причинно-следственных связей явлений окружающего мира, человек должен пройти в своём возрастном развитии период мыслительных упражнений. Эти упражнения представляют собой видение предметов и явлений; ребёнок видит живой образ, потом воображает и создаёт этот образ в своём представлении. Видение реального предмета и создание фантастического образа в представлении – в этих двух ступеньках мыслительной деятельности нет никакого противоречия. Ведь фантастический образ сказки воспринимается, мыслится ребёнком и создаётся им же самим как яркая реальность. Создание фантастических образов – это самая благодатная почва, на которой развиваются бурные ростки мыслей. Каждый ребёнок не только воспринимает, но и рисует, творит, создаёт. «Детское видение мира – это своеобразное художественное творчество. Образ, воспринятый и в тоже время созданный ребёнком, несёт в себе яркую эмоциональную окраску» (В. А. Сухомлинский).
Присутствие музыки на уроках литературного чтения усилит интерес детей к восприятию литературного произведения, помогая увидеть литературных героев более ёмко и образно, а также разнообразит и украсит ход урока. Такой урок может считаться нетрадиционным, так как будет строиться на основе метода художественного контекста (выход за пределы одного предмета). «Музыка как вид искусства дополнит и расширит представление школьников о духовном опыте человечества, поможет осознать вечные темы искусства и жизни» (Е. Д. Критская).
Для успешной реализации этой задачи важное значение имеет сотрудничество педагогов, их творческое совместное участие при подготовке уроков и мероприятий. Учитель музыки может посоветовать и подобрать нужные фрагменты из музыкальных произведений в помощь учителю литературного чтения. При этом должна учитываться «художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность, а также педагогическая целесообразность» (Е. Д. Критская). Работая учителем искусства (музыки), я в свою очередь тоже часто провожу нетрадиционные, комплексные уроки, обращая особое внимание на жанр сказки в произведениях русских и зарубежных композиторов. Сказочные сюжеты вызывают у детей особый интерес и проявления их творчества.
Уже в первом классе дети встречаются с образом новгородского гусляра и царевны Волховы в опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, с рождественским героем – Щелкунчиком в балете П. И. Чайковского, с Бабой-Ягой в «Детском альбоме». Они с удовольствием рисуют полюбившихся сказочных героев, рассказывают о характере музыки, которая их изображает, высказывая своё отношение к этим героям.
Во втором классе в разделе «Музыкальный театр», учащиеся знакомятся с пушкинскими героями в опере М. Глинки «Руслан и Людмила. Они учатся размышлять о добре и зле, сравнивая Черномора и Руслана, Наину и Людмилу. Мы исполняем в оркестре детских музыкальных инструментов «Марш Черномора», и некоторые дети справляются с непростой задачей – сочинить поэтические строки к звучащей музыке. Например, ученик второго класса придумал четверостишие:
Пир и свадьба – всё прекрасно,
Только солнце вдруг погасло.
Марш свой Черномор играет –
Он Людмилу похищает!
Думаю, что в этом примере ребёнок продемонстрировал понимание сути литературного героя и закрепил содержание литературного произведения.
В третьем классе дети анализируют образ Снегурочки из одноименной оперы-сказки Римского-Корсакова. Они рассказывают о характере арии «С подружками по ягоду ходить», передают своё представление о дочери Мороза и Весны-Красны в рисунках. Детей привлекает задушевный образ Леля. Они слушают его песни, сотканные из народных напевов, и находят в них звуки природы.
В четвёртом классе проводится параллель сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане» с оперой-сказкой Римского-Корсакова. Дети запоминают «три чуда», слушают «Полёт шмеля» и тоже выполняют творческие задания. Например, ученица четвёртого класса написала следующие поэтические строки:
Шмель летит,
По воздуху мчится.
Всё выше парит,
Но нигде не садится.
Он мчится быстрей,
А ветер дует сильней.
Путешествует он среди морей,
Долетает до салтановских кораблей.
Шмель забился в уголок
И сказал: «Молчок!»
С учащимися четвёртого класса, совместно с учителем литературного чтения мы проводим творческие практикумы, на которых дети пишут сочинение-отзыв на прослушанную музыку из литературного произведения; выявляем победителей и поощряем их.
Используя сочетание литературы и музыки на уроке, учитель создаёт условия для знакомства детей с разными видами искусства и раскрывает их творческую активность в учебном процессе, что способствует успешному усвоению программы и формированию полноценной личности общества.
Список использованной литературы:
В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям.
Д. Б. Кабалевский. Как рассказать детям о музыке.
П. В. Меркурьев. Воспитание музыкой.
Е. Д. Критская. Уроки музыки. 1-4 классы.
Рекомендуем посмотреть:
Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Конспект урока музыки в 1 классе
Конспект урока музыки во 2 классе. Музыкальные инструменты симфонического оркестра
Похожие статьи:
Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика