Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в старшей группе ДОУ на тему «Как люди жили на Руси»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как люди жили на Руси»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физическая, художественно-эстетическая.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта.
2. Систематизировать знания детей о русской национальной одежде, мужской и женской.
3. Формировать интерес к произведениям устного народного творчества- русским народным сказкам, закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам иллюстраций. Познакомить с докучными сказками.
4. Развивать коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику рук, связную монологическую речь. Обогащать словарный запас детей.
5. Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам старины, фольклору, любовь и уважение культуре и быту русского народа.
Словарная работа: изба, горница, колыбель, косоворотка, порты, картуз, ухват, прялка, чугунок, изба, горница, лапти.
Предварительная работа: чтение и рассказывание русских народных сказок, рассматривание иллюстраций о старинных предметах быта, беседа о значении леса в жизни человека. Разучивание пословиц и поговорок, разучивание народных игр, докучных сказок.
Материал к занятию: Мультимедийное устройство, ноутбук, запись русской народной песни, макет мини-избы, иллюстрации предметов русского народного быта, кукла домовенок Кузя, сундучок, дидактическая игра «Сложи картинку», русский женский костюм, слайды.
Целевой ориентир: Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.
Ход НОД
Звучит русская народная мелодия. Входят дети.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, мои дорогие! Что означает слово «здравствуйте»?
- Правильно, это означает, будьте здоровы! Мы с вами пожелали друг другу здоровья:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине.
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
«Сядем рядком, да поговорим ладком».
Воспитатель: -Посмотрите, в чем я одета? Что за костюм на мне?
- Правильно, это русский народный костюм.
- Скажите, а как называется платье без рукавов (сарафан)
- А блузка? Рубаха.
- А теперь давайте посмотрим, как одевались мужчины в старину.
Показ слайда мужского костюма
- Мужская рубашка называлась косоворотка. Как вы думаете, почему?
- Штаны назывались порты, голове картуз, а на ногах лапти.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение: (слайд разных изб)
- Русь деревянная- нет края дороже,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…
Воспитатель: А, знаете почему Русь называли деревянной? (Давным-давно на Руси люди строили дома из бревен, дерева).
Воспитатель: Правильно! Давным-давно на Руси люди строили себе дома из брёвен. Такие дома называли избами. И всё в избе было из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и посуда и многое другое.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему? (Потому что люди жили в окружении лесов, на Руси было много лесов).
Воспитатель: А ещё строили из брёвен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом, в жару и зной, было прохладно и свежо.
Воспитатель:
- Когда одной семье нужна была помощь, соседи помогали, вместе дружно строили дома. (Слайд)
(Люди были дружные, отзывчивые).
Воспитатель: Правильно, вместе делали одно дело, потому что одному человеку справиться было трудно, и никто никому не отказывал. Поэтому и избы были красивые, и жилось в них хорошо, дружно. Окна украшали наличниками и ставнями. (Слайд).
Воспитатель: Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Дверь была низкая, а порог высокий. Так люди берегли тепло, старались его не выпускать.
Каждый входящий в дом должен наклониться-войти в дом с поклоном и пожелать добра хозяевам:
«Мир дому вашему» - говорил гость.
«С миром принимаем» - отвечали хозяева.
Воспитатель: Самая лучшая комната в избе называлась горница. (Слайд).
Русский народ всегда славился гостеприимством. Угощали гостей пирогами, да блинами.
До наших дней дошли поговорки: «Не красна изба углами, а красна пирогами». «Что есть в печи, всё на стол мечи». «Умей гостей звать, умей угощать». Как вы их понимаете?
- Смотрите, кто это выглядывает ?
- А это домовенок Кузя. Давайте поздороваемся с ним. И ему пожелаем здоровья.
- Кто такой домовой? (ответы детей).
- В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти. А если ссорятся, он начинает сердиться. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают свои вещи. Тогда он их прячет- дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы все клали на свои места. Домовой следит за порядком в доме обычно ночью, когда все спят. Как вы думаете, почему?
- Правильно, чтобы не попадаться никому на глаза и не испугать. А жить домовой любит за печкой.

- Ребята, домовой вас очень ждал и хочет поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз- не пропустим вас!

- А сейчас Кузя просит вас навести порядок в избе.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что в избе было самым главным?
- Послушайте мою загадку и отгадайте:
Кто знает эту сказку с детства,
Поймет, о чем я говорю.
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю? (Печь)
(Слайд.)
Послушайте стихотворение о печке:
Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
Воспитатель: Да, ребята, печь-это сердце дома! Печь кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. Вставала хозяйка поутру, так первым делом начинала растапливать печку.
Печка – деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем могла накормить печь своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги).
«Хороши щи из русской печи».
Воспитатель: Русская печь упоминается во многих русских сказках. Я буду загадывать, а вы отгадывайте, как называется сказка.
Мишка по лесу идет
Короб на спине несёт.
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела…
«Маша и медведь». (Слайд).

У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала…
«Гуси-лебеди». (Слайд).

В сказке лисонька-плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
«Заюшкина избушка». (Слайд).

Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушел.
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
«Колобок». (Слайд).

У всех женушки, как жены,
У него лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша.
«Царевна-лягушка». (Слайд).

Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
«По щучьему веленью…». (Слайд).

Воспитатель: А еще в избе было много предметов-помощников, а какие – мы сейчас увидим:
1. «Чугунок» (Слайд).
У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен
В нем приготовить можно ужин.
Правильно- это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он очень тяжелый т.к. сделан из чугуна (железа). Особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

2. «Ухват» (Слайд).
Рогат, а не бодает,
Не ест еду, а хватает.
Схватит- отдает,
Сам в угол идет.
Возле печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок из печи со щами и кашей.

3. «Самовар». (Слайд).
И шипит он, и кряхтит,
Воду быстро кипятит.
Он наелся угольков
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает
Кипяточек наливает.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал СИМВОЛОМ добра, домашнего уюта и семейного покоя.

4. «Прялка». (Слайд).
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет.
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает.
Долгими зимними вечерами хозяйка на ней пряла пряжу. А из неё затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

5. «Колыбелька». (Слайд).
Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка? Кто-нибудь знает колыбельную песенку?

6. «Сундук» (слайд)
Прячет бабушка там вещи-
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут …сундук
- а у кузи тоже есть сундучок, и он не простой. В нем прячутся сказки.
А вот какие исказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.

Отвечайте на вопрос:
Ктов корзине Машу нес?
Кто садился на пенек,
И хотел сьесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был?... (медведь)

Баба била-не разбила.
Слабовата бабья сила!
Да не смог разбить и дед
Ведь ему сто лет в обед.
Кликнули они норушку-
Та разбила как игрушку,
И сбежала под крыльцо.
Что разбила- то?.... (яйцо)

В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени норушка,
И лягушечка- квакушка,
Волк, лисица и зайчишка,
А еще лохматый мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьется над трубой дымок.
Этот домик….(теремок)

Колотил да колотил
По тарелке носом-
Ничего не проглотил
И остался с носом.

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода в ямке от копытца.

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили.
Но костра горячий жар
Превратил девчонку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?.... (снегурочка)

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собака жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали. …. (репка)

На тарелочке лежал,
Как остыли убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою-лису.
Ей попался на зубок
Круглый вкусный ….(колобок)

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
- А я вам сейчас еще одну сказку расскажу.
Встал медведь на колоду-
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
- как называется такая сказка?
- правильно, докучная. А почему она так называется?
- а вы знаете докучные сказки?
Ребята, Кузька хочет с вами еще в одну игру поиграть.

Физминутка «Домовенок Кузька»
Кузька славный домовой
(обе руки вперед большие пальцы вверх)
Подружись-ка ты со мной
(протянуть руки вперед, раскрыть ладонь с наклоном вперед)
Сосчитаю до пяти
(шаг на месте)
Кузька прятаться иди
(шаг на месте вокруг себя)
1,2,3,4,5 (приседания)
Кузька, я иду искать. (шаг на месте)

Воспитатель заглядывает в сундучок и находит там конверты

Дидактическая игра «Собери и назови сказку»
Дети берут конверты, подходят к столу и выполняют задание.

- Ребята, домовенок Кузька говорит, что ему пора возвращаться домой. Ему у нас очень понравилось. Давайте скажем ему : до свидания!
Воспитатель: Что интересного вы узнали на занятии?
- Как называется главная комната в избе?
- Какая самая главная вещь в горнице?
- Какие предметы быта вы запомнили?
- Что вам было особенно интересно?
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси раньше, с традициями русского народа, с народными праздниками. Вы были большие молодцы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в детском саду по окружающему миру в старшей группе с презентацией: Хлеб - наше бог Конспект совместной деятельности в старшей группе ДОУ с презентацией по теме: Зоопарк Конспект НОД в старшей группе детского сада: Свойства дерева Конспект занятия для старших дошкольников. Буква Ж
Салат из курицы с киви. Пошаговый рецепт с фото
Опубликовано: 808 дней назад (5 февраля 2022)
Просмотров: 1814
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Ольга Николаевна Ляхова # 7 февраля 2022 в 19:41 0
Спасибо за материал.С удовольствием воспользовалась вашей подборкой игр и фольклора для составления конспекта о русских традициях.