Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада с презентацией
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну знаний»
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи: Образовательные:
• Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.
• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
• Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
• Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги по клеточкам. Развивающие:
• Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.
• Развивать зрительное восприятие, внимание, память;
• Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
• Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.
• Обогащать лексику.
• Обеспечивать двигательную активность детей для повышения умственной работоспособности детей. Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность.
• Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила;
• Желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность. Материалы к занятию: сундучок с сюрпризом (конфеты), мультимедийная презентация по конспекту, шарик на каждого ребёнка, графический диктант Раздаточный материал: карточки (квадраты синего и красного цвета,для определения гласных и согласных звуков, карточки: схемы предложения цепочки из слов, листы в клетку для графического диктанта. Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Предварительная работа: Игры по обучению грамоте: «Найди букву», «Подбери звуковую схему», «Найди место звука в слове» и др.; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Ход занятия
(слайд 1) 1. Организационный момент Воспитатель: - Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, поздороваемся с ними все вместе. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Мы пожмём друг другу руки Побежит тепло по кругу. И пусть хорошее настроение не покидает нас до самого вечера!
2. Вводная часть Воспитатель: - Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное электронное письмо от Царицы Грамот (слайд 2) Воспитатель: Давайте прочитаем его. (слайд 3) «Мои дорогие юные друзья! Я царица Грамот. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему вы уже научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!» Воспитатель: Вот так сюрприз, Царица Грамот прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя, и родители могли нами гордиться.
- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним, чем отличается буква от звука? Ответы детей (Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим). Воспитатель: Правильно дети .А чтобы нам было легче выполнять задания, давайте с вами сделаем гимнастику для наших губ и языка. (слайд 4-7) (выполняются упражнения). Воспитатель: - Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! Для того чтобы попасть в страну знаний нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова. Закрываем глаза. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
3. Основная часть (слайд 8) Воспитатель: - Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний, где живёт сама царица Грамот и множество её помощников. А вот и первое задание от помощницы Царицы Знаний, феи Динь-Динь: (слайд 9)
Задание 1. Что такое звук? Воспитатель: Давайте, вспомним, чем отличается буква от звука? Ответы детей (Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим). Воспитатель:- Звуки делятся на две группы, какие? Дети: Гласные и согласные звуки. Воспитатель - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (слайд 10) Дети: Когда мы, произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, (слайд 11) Дети: а согласные встречают на своем пути преграду. (слайд 12)
Работа за столами: Воспитатель :- Фея Динь-Динь приготовила для нас в игру "Определи какой это звук?", но для этого давайте вспомним каким цветом мы договорились отмечать звуки. Гласные звуки. (красный цвет, а согласные. -(синий).
- Я вам буду показывать слайды с картинками . Эти картинки могут издавать звуки. Вы должны этот звук узнать и определить к какой группе он относится, к гласным или согласным , подняв соответствующую карточку. (слайд 13-19) Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием! (слайд 20) Воспитатель: Весёлый Панда приготовил для вас разминку. (слайд 21) ФИЗМИНУТКА Воспитатель: - Какой молодец Панда, мы так здорово позанимались!
Задание 2. (слайд 22) Воспитатель: Дети, садимся за столы. Следующее задание от Мудрой Совуньи. На слайде картинки с зашифрованными словами, чтобы отгадать,что здесь написано, нужно составить слово по первым буквам картинок. (слайд 23 ) Воспитатель: Давайте попробуем вместе. (слайд 24-42) Воспитатель: И с этим заданием вы отлично справились.
Задание 3.Составление предложений (слайд 43) Воспитатель: Давайте посмотрим, что приготовил для нас ещё один помощник Королевы Знаний.. Вот этот Ученый Гном, приготовил для вас задание. Какое сейчас время года ? (Ответы детей). (слайд 44) Воспитатель: А какой сейчас месяц? (Ответы детей). Воспитатель: Правильно март, Учёный гном просит, чтобы вы составили предложение со словом «МАРТ»? Но прежде чем начать, давайте вспомним что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль). Воспитатель: - У вас на столах лежат карточки, что означает каждая полоска в предложении? (это слово) давайте с помощью карточек,составим схему предложения у себя на столах. (Один ребёнок работает у доски, остальные дети работают самостоятельно за столами) Воспитатель: А что у нас появляется на деревьях весной ? (Ответы детей) Воспитатель: Давайте составим предложение со словом «Листочки»? Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием! Ну что ж, продолжим наше путешествие по Стране Знаний. (слайд 45) Воспитатель: - Ребята, а сейчас нам предлагает свою игру Незнайка помощник Королевы Грамот. Нам нужно быть очень внимательными, ведь он ведь всегда всё путает? Вот и игру предлагает он нам «Звуки потерялись». Давайте, попробуем всё расставить на свои места.
Задание 4. «Звуки потерялись»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Мы собирали васильки.
На головах у нас — щенки (венки).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
Закричал охотник: — Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнам (чайки). Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы постарались, все звуки расставили на свои места и всё выполнили правильно. Воспитатель: - И у нас осталось последнее задание, которое приготовила царица Грамот. Вы все сегодня очень хорошо выполняли задания и сейчас мы узнаем какую же оценку сегодня каждый из вас заработал. А узнаем мы это выполнив графический диктант.
Графический диктант
1. Одна клетка вниз,
2. Две клетки вправо,
3. Три клетки вниз,
4. Три клетки влево,
5. Одна клетка вверх,
6. Две клетки вправо,
7. Одна клетка вверх,
8. Две клетки влево,
9. Три клетки вверх,
10. Три клетки вправо,
11. Одна клетка вниз,
12. Две клетки влево.
Воспитатель: - Какую оценку вы сегодня получили? (пять) (слайд 46) Воспитатель: - Ребята, всем жителям Страны Знаний, понравилось, как вы выполнили все задания, и вам за это от них сюрприз. (Воспитатель раздает детям шарики и конфеты) Воспитатель: - Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза! (воспитатель произносит слова: один, два, три в группу нашу нас веди!)
Итог занятия Воспитатель: Ребята, скажите, для вас какими были задания? Что больше всего вам понравилось на занятии?