Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква У

Звук У. Буква У. Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ
Задачи:
- закреплять правильное произношение звука У;
- учить слышать и выделять звук У в начале, середине, конце слова;
- познакомить с понятием “гласный” звук;
- ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет);
- познакомить с буквой У;
- учить читать букву У;
- обучать навыкам звука–буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
- закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ с именами существительными;
- закреплять правильное употребление имен существительных в Р. п., ед. и мн. числе;
- обогащать предметный словарь со звуком У;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать пространственную ориентацию на плоскости;
- развивать память, внимание, мышление;
Оборудование: Игрушка утка, картинки со звуком У (на усмотрение педагога – в сильной, слабой позиции; в начале, середине слова) – утка, утки, гусь, гуси, петух, петухи, муха, мухи, курица, курицы, акула, арбуз, арбузы, луна, жук, уши, лук, лупа, руки, удочка, улитка, узел, улей, улица, уголь, круг, утюг, паук, лягушка, тулуп, кнут; зеркала логопедические индивидуальные; картинка артикуляции звука У; картинка Паровоз – ту -ту; картинка Пароход – у – у – у; доска магнитная; маркер черный, красный; карточка буква У, карточка – картинка “На что похожа буква У” – “Буква У как будто ушки, У зайчонка на макушке”; настенная Азбука; деревянные палочки для изготовления буквы У; квадратики из картона красного цвета; карточки “Светофоры” с фишками, для определения места звука в слове; тетрадки; карандаши ( простой, красный).

Организационный момент
Отгадывание загадок: Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (Петух); Плывет пароход то назад, то вперед, А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать (Утюг); Он никогда и никого не обижал на свете, Ну что же плачут от него и взрослые и дети (Лук); Сто одежек и все без застежек (Капуста); Какой звук мы услышали в отгадках – звук У;
Ход занятия
Фонетическая гимнастика “Паровозы – Пароходы”
У нас в гостях Утка. Утка любит плавать на речке. По речке часто проходят пароходы и гудят – У – У. Погудите, как пароходы. А через речку проходит мост. По
мосту часто проносятся паровозы. Паровозы гудят – Ту – Ту. Дети гудят, как паровозы. Произносим то тихо, то громко. Картинка артикуляции звука У. Рассматривание артикуляции. Уточнение артикуляции. Дети произносят звук У все вместе, затем по одному. Молодцы.

Игра “Назови картинку”
Дети называют картинки со звуком У (на усмотрение педагога), выделяя звук голосом. В игре используются карточки “Светофоры” с фишками для определения места звука У в слове.

Игра “Жадина”
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Моя утка. Мой утюг. Мои гуси и т.д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

Игра “Чего нет”
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их назвать слово. Дети проверяют есть ли звук У в слове. Затем педагог просит детей назвать подряд все картинки, запомнить их – сфотографировать глазками. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: - Чего нет? Одну любую картинку убираем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз. Отработка правильного употребления существительных ед. и мн. числа в Р.п.

Игра “Поймай звук”
Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите звук У, поймайте звук, хлопните в ладошки. В игре можно дать слова на звуки У или И для сравнения. Таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков У – А или У – И. Примерный лексический материал: утюг, утро, утка, ананас, петух, лужа, пудра, овца, ужик, ус, кукла и т.д.

Физ. минутка
Игра “Утки”
Уточки в гнезде сидят
(Дети садятся на корточки.)
И по сторонам глядят.
(Повороты головы в стороны.)
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
(Дети разлетаются и машут руками.)
Налетались, утомились И обратно возвратились.

Игры с мячом “А ну-ка, повтори”
Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит его повторить чистоговорки:
- ду – ду – ду – дети бегают в саду;
- су – су – су – тихо осенью в лесу;
- ву – ву – ву – в лесу видели сову;
- шу – шу – шу – веточкой машу т. д.

Игра “Эхо”
Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо:
Ту – ту – ду
Ду – ду – ту
Пу – пу – бу
Бу – бу – пу и т.д.
Проговори поговорку:
- Гуляй, да дела не забывай;
- Купил кота в мешке;
- Маленькое дело лучше большого безделья;
- Труд даром не дается;
- Рыбка мелка, да уха сладка;
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда (объяснить смысл).

Игра “Загадки – добавлялки”
Дети в стихотворения добавляют слова по смыслу.
- А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые ...(тучи);
- Подарили нам игрушки,
Целый день стреляли...(пушки);
- На лесной опушке,
Будут петь...(лягушки);
- У березы, по утру,
Коза вовсю грызет...(кору);
- Я по улицам брожу,
На прохожих я...(гляжу);
- В новом кресле я сижу,
Шерстяной носок ...(вяжу);
- На диване я лежу,
Сладкий леденец...(лижу);
- У меня в кармане брюк,
В коробочке зеленый...(жук);
- Не послушал Зайка папу,
Отдавили Зайке ...(лапу).
- Нам темно, мы просим папу
Нам включить по ярче ...(лампу).
- Какой звук слышали в добавлялках? (Звук У).

Буква У
Показ буквы – карточки У. Нахождение и показ буквы У на настенной Азбуке. Показ карточки “На что похожа буква У” - Буква У как будто ушки, У зайчонка на макушке. Прописывание буквы У в воздухе, прописывание буквы пальчиками на тактильных карточках – буквах.

Понятие “гласный” звук
Дети произносят звук У, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию. Звук У – губы трубочкой, ротик открыт, нет преграды. Звук поется голосом. Звук У не имеет преграды – он гласный звук. Гласные звуки обозначать будем красным цветом. Логопед под буквой У рисует маркером красный кружок.

Работа в тетрадях
Дети печатают букву У в тетрадях. Под буквой У рисуют красный кружок, проговаривая при этом, что буква У обозначает звук У. Звук У не имеет преграды – он гласный звук. А гласный звук обозначаем красным цветом.

Итог занятия
Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? У звука У нет преграды – как называется такой звук (гласный). Как обозначаем гласный звук? Какой буквой обозначаем звук У ? (Буквой У). На что похожа буква У? (ушки зайчика, усики улитки). Как мы ее пишем? Молодцы ребята.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с презентацией Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Подготовка к обучению грамоте Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква Ю Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К

Похожие статьи:

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зима и её признаки»
Опубликовано: 1263 дня назад (4 ноября 2020)
Просмотров: 4946
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!