Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа психологического сопровождения учащихся 5, 10 классов

Программа психологического сопровождения адаптационного процесса учащихся пятых и десятых классов
Пояснительная записка
В последние годы в системе образования сложилась особая культура помощи ребенку и его поддержки в учебно-воспитательном процессе – это психолого-педагогическое сопровождение. Своеобразием системы сопровождения сегодня является потребность в поддержке ребенка в условиях модернизации процесса образования, изменений в его содержании и структуре. Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка – это определение и обеспечение социально-психологических условий для поддержания успешности обучения и психологического развития ребенка в процессе школьного взаимодействия.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия.
Проблема адаптационного периода учащихся в школе, приобретает масштабное значение в кругу родителей, педагогов, психологов. В этой связи особое значение приобретает создание таких педагогических условий, которые позволили бы детям лучше адаптироваться к новой социальной и образовательной среде и успешно осуществлять учебную деятельность.
Феномен адаптации связывается с овладением человеком нового вида деятельности, социальной роли, изменением социального окружения. Адаптация рассматривается как особый момент, от которого в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.
С поступлением в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, и как пройдет период адаптации, привыкание, приспособление к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующих классах.
В переходный, адаптационный период вступают не только первоклассники, но и учащиеся 5-х и 10-х классов, при переходе на новую ступень обучения. Ведь эти дети оказываются в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется их место в системе социальных отношений: они впервые начинают заниматься общественно значимой деятельностью, получают новые права и обязанности, попадают в другую систему взаимоотношений с окружающими.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
Признаки успешной адаптации пятиклассников:
• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• самостоятельное выполнение ребенком учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер и сформированность коммуникативных навыков. Неразвитость или незрелость любой из выше перечисленных сфер, может непосредственно привести к дезадаптации.
Учащиеся вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:
• состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);
• резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);
• истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).
Школьная дезадаптация - это образование у ребенка неадекватного отношения к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышение тревожности и т. д.
Учащиеся становятся недисциплинированными, невнимательными, безответственными, не могут приспособиться к темпу школьной жизни. Все это осложняет сам учебный процесс.
Каждый переходный период характеризуется изменениями во внутренней позиции школьника, которые вызывают сильные эмоциональные переживания (как положительные, так и отрицательные), дискомфорт. Наибольшие изменения связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего, с одноклассниками. В начале года класс проходит через стадию ориентации (знакомства). Даже если дети уже не первый год вместе в таком составе, все равно они меняются. За лето они повзрослели, выросли, поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка влияют складывающиеся отношения с одноклассниками, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется отношение к себе как члену общества. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми. Резко возрастает количество негативных самооценок, появляется потребность в необходимости положительной оценки себя в целом, вне зависимости от конкретных результатов. Однако, в этом возрасте эта потребность выражена сильнее. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учебы — все это может стать стимулом к развитию самовоспитания, а может негативно отразиться на самоуважении, стать препятствием на пути формирования личности.
«Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика актуальность и привлекательность.
Иными словами, в данный период ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности.
В 5-м классе помимо трудностей адаптации к новым условиям обучения, возникает проблема подросткового возраста.

Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении среди сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление найти верного друга;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление избавиться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам взрослых;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению “худшего”;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу.
Трудности подросткового возраста усугубляются на фоне дезадаптивных проявлений у учащегося.
Не менее проблемным является и ранний юношеский возраст, в который вступают десятиклассники.
На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы:
• проблема самосознания;
• проблема личностного роста;
• неадекватный уровень притязаний;
• несформированность жизненных планов;
• несформированность потребностей;
• несовпадение учебных и профессиональных интересов;
• низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и т.д.
Эмоциональные проблемы юношества: высокая тревожность, предрасположенность депрессивного фона настроения, а также изменчивость настроения с полярными переходами.
В ранней юности к проблемам возраста добавляются проблемы адаптации к школе.

Трудности адаптационного периода для десятиклассников:
• Адаптация к классному коллективу в новом составе.
• Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
• Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
• Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
При переходе в десятый класс бывшие подростки приобретают новый для них статус – статус старшеклассника, что может привести к значительным изменениям в различных сферах жизни, таких как отношение со сверстниками, отношение к самому себе, учителям, учебе в целом.
На сегодняшний день из нескольких девятых классов в школе набирается один десятый класс, поэтому, мало кто из учащихся продолжает обучение в 10-м классе в том же коллективе, в котором учился раньше. Поэтому для современных десятиклассников очень важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу, т. е. вхождение, “вживание” в систему иных взаимоотношений, нахождение, занятие в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в ней.
Для успешной адаптации десятиклассников важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, учащимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.
Возникшая школьная дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые позже становятся не лучшими чертами характера ребенка.

Показателями дезадаптации школьников к условиям обучения являются:
• снижение успеваемости ученика;
• отсутствие интереса к учению, т. е. снижение мотивации,
• появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя;
• нарушения во взаимоотношениях со сверстниками,
• высокая тревожность,
• низкая работоспособность.
Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимо помнить, что адаптационный период в школе предназначен для обеспечения доброжелательной атмосферы и возможности учителю и ученику принять друг друга в новой для них социальной ситуации. Необходимо проводить:
- работу с родителями (проведение родительских собраний по ознакомлению с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказать о первых трудностях и успехах детей, о возможной помощи, как детям, так и родителям со стороны учителей и психолога школы);
- работу с педагогами (разработать план адаптационного периода с учетом индивидуальных особенностей детей, обеспечение условий для проведения адаптационного периода — создание атмосферы доброжелательности; привлечение других специалистов, проведение психолого-педагогического консилиума с целью осмысления результатов адаптационного периода);
- работу с учащимися:
- 5 класс (познакомить детей друг с другом; разработать собственные правила - интеллектуальные, творческие, трудовые и их применение; сплотить коллектив)
- 10 класс (знакомство детей; определение мотивации учения; полоролевые взаимоотношения; сотрудничество с целью достижения определенного результата)
С первых дней пребывания в школе необходимо создать для учащегося благоприятную атмосферу, так как только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети не боялись делать ошибки. Используя оценку для развития мотивационной сферы учащегося, нельзя допускать хронических неуспехов и неудач, чтобы не отбить интерес к учебе.
В качестве основного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей в период адаптации выделяется личностно-ориентированный подход, который позволяет ребенку при помощи взрослых (учителей, родителей) успешно его пройти.

Личностно-ориентированное обучение предполагает:
1. Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующих свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект - субъективных и субъект -объективных образовательных воздействий.
2. Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.
3. Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

Личностно-ориентированный подход к учебной деятельности, нацеленный на обеспечение комфортности ребенка, снижает риск дезадаптации, сокращает срок «врастания» в школьную бытность, настраивает внутренний мир ребенка на активную познавательную деятельность в будущем. Состояние комфорта несет в себе чувство удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к ее продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники - учителя и родители. Создание общего положительного эмоционального фона, сотрудничество между родителями и учителями, ребенком и родителями, учеником и учителем обеспечивает снижение уровня тревожности. Что позволяет сделать период адаптации недолгим, а его результат — высоким. Все это становится движущей силой поведения ученика и благоприятно влияет на учебную среду.
«Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды» - это важнейшее направление работы школьного психолога. При этом без сотрудничества педагогов, психологов и родителей не обойтись.

Цель программы: обеспечение адаптированности учащихся к процессу обучения с помощью:
1) организации комплексной работы по адаптации к новым условиям обучения в среднем звене школы пятиклассников, которая предполагает взаимодействие психолога, педагогов, родителей и учеников.
2) организации комплексной работы по адаптации к новым условиям обучения в старшем звене школы десятиклассников, которая предполагает взаимодействие психолога, педагогов, родителей и учеников.

Задачи:
1. Определить содержание работы по адаптации пятиклассников и десятиклассников к новым условиям обучения.
2. Составить конкретный план психолого-педагогического сопровождения этапа адаптации пятиклассников и десятиклассников.
3. Повысить уровень психолого - педагогической компетентности учителей, родителей.
4. Осуществить профилактику возникновения проблем адаптационного периода пятиклассников и десятиклассников.

Ожидаемые результаты реализации программы сопровождения:
• получение данных об учащихся, об успешности адаптации их к новым условиям обучения;
• получение качественных показателей индивидуального развития (динамика) учащихся с дезадаптированными явлениями;
• высокий процент (не менее 80%) адаптации учащихся 5-х и 10-х классов к новым условиям обучения,
• повышение уровня адаптированности учащихся на конец обучения в 5-ом и 10 классе.
• повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих в 5-х и 10-х классах
• составление рекомендаций для учителей, работающих с пятиклассниками и десятиклассниками.
Критериями эффективности программы будут: высокий процент (не менее 80%) адаптации учащихся 5-х и 10-х классов к новым условиям обучения, повышение психологической грамотности родителей пятиклассников, повышения профессионального мастерства педагогов, работающих в 5-х и 10-х классах.

Для оценки эффективности программы используется следующий инструментарий:
1. Уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.М. Прихожан);
2. Уровень школьной тревожности учащихся (тест школьной тревожности Филипса).
3. Тест «Домики» Ореховой О. А. на оценку социальной успешности ребенка (используется на этапе дополнительной диагностики учащихся 5-х классов с явлениями дезадаптации).

Прогноз возможных негативных последствий. Предполагаются следующие возможные трудности во время реализации проекта и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта педагогов и родителей.
Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
Для того чтобы психолого - педагогическое сопровождение в школе шло успешно, необходимы следующие этапы его реализации:
• разработка психологом программы для работы с учащимися, имеющими дезадаптивные проявления;
• диагностика уровня мотивации и школьной тревожности учащихся 5-х и 10-х классов
• проведение с классными руководителями пятиклассников и десятиклассников консультаций по вопросам психологической адаптации детей;
• проведение занятий для каждой возрастной группы по плану программы
• подбор материала для проведения родительских собраний классными руководителями
• разработка рекомендаций для педагогов по работе с учащимися в период адаптации
• проведение психолого-педагогических консилиумов для обмена впечатлениями об особенностях классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода и выработки рекомендаций

Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями и в конце учебного года среди учащихся, имевших дезадаптивные проявления.
Консультативная работа с педагогами и родителями. Консультации для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями на разных уровнях образования, тактикой общения с детьми и помощи им. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.
Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого - педагогического статуса учеников.

Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому обучающемуся.
Коррекционно- развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, оценку эффективности работы и коррекцию рабочих планов.

Программа рассчитана на учащихся 5-х и 10-х классов. Срок реализации программы - учебный год. Формы проведения мероприятий: консультация, психологическое занятие с элементами тренинга, педагогический консилиум, тестирование, беседа. Режим занятий будет осуществляться в соответствии с планом программы.

Учебно-тематический план
Содержание программы
Профилактические занятия в 5-х классах:
- Занятие «Я - пятиклассник». Цель: способствовать осознанию учащимися своей новой роли ученика среднего звена. Ход занятия: знакомство, установление правил работы группы, игры, упражнения.
- Занятие "Ознакомление с правилами поведения в школе". Цели, задачи:
- Развитие правовой культуры школьника
- Знакомство с правилами этикета
- Ознакомление учащихся с правилами поведения в школе
Ход занятия:
Правила поведения на уроках;
Правила поведения в классе;
Правила поведения в столовой;
Правила поведения на лестнице;
Правила поведения на переменах.
Обсуждение проблемных моментов.

Исследование уровня адаптированности учащихся 5-х классов к обучению в основной школе: проведение методики
диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.М. Прихожан); теста школьной тревожности Филипса.
Профилактическое занятия в 10 классе:
- Занятие «Первые впечатления от старшей школы, цели обучения в старшей школе». Цель: создать условия для осознания учащимися цели обучения в старшей школе. Ход занятия: упражнение «Ассоциации», обсуждение изменений сопровождающих переход из средней школы в старшую, упражнения «незаконченное предложение», «Я после школы».

Исследование уровня адаптированности учащихся 10-х классов к обучению в старшей школе: проведение методики
диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.М. Прихожан);

Составление рекомендаций для учителей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации. Рекомендации разрабатываются в зависимости от результатов диагностики учащихся, возрастных особенностей.

Психолого-педагогический консилиум по адаптации пятиклассников. Выступление на психолого-педагогическом консилиуме по представлению результатов диагностики уровня адаптации учащихся 5-х классов, рекомендаций по работе с пятиклассниками; формирование «группы риска».

Психолого-педагогический консилиум по адаптации десятиклассников. Выступление на психолого-педагогическом консилиуме по представлению результатов диагностики уровня адаптации учащихся 10-х классов, рекомендаций по работе с десятиклассниками; формирование «группы риска».

Выступление или подготовка материала для родительского собрания. Выступление на родительском собрании организовывается по запросу классного руководителя. Если поступает запрос, готовится информация по данному классу, без указания фамилий. Если педагог выступает с запросом о подготовке материала на родительское собрание, данный материал передается учителю (без указания фамилий).

Консультации для педагогов, родителей, администрации по запросу. Консультирование проводится на основании результатов диагностики и личностных особенностей учащихся. Представляются результаты диагностики, рекомендации, ответы на интересующие вопросы и т.п.

Консультации для учащихся по запросу. Каждый учащийся может обратиться за консультацией и узнать результаты проведенной диагностики, получить рекомендации.

Реализация программы внеурочной деятельности «Узнай себя». Программа рассчитана на учащихся 5-х классов. Цель курса внеурочной деятельности «Узнай себя» в 5 классе: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; Задача: погрузить обучающихся в исследовательскую деятельность своих психологических особенностей. Срок реализации – учебный год, режим занятий 1 раз в неделю.

План работы педагога-психолога с учащимися, имеющими дезадаптивные явления (по результатам диагностики)
План коррекционно-развивающей работы будет осуществляться с учащимися, у которых по результатам первичной диагностики выявились признаки дезадаптации.
На первом этапе с данной группой учащихся будут проведены консультации, дополнительная диагностика, консультации с классными руководителями, родителями учащихся с целью выяснения возможных причин дезадаптации.
На втором этапе работы в зависимости от выявленных причин будут проводиться коррекционно-развивающие занятия с учащимися либо направление их на занятия с психологом в психологический центр.
На третьем этапе будет проведена повторная диагностика с использованием диагностического инструментария, аналогичного первичной диагностике. По ее результатам будет проведен анализ ситуации и определен план дальнейших действий.
Методическое обеспечение программы
Для достижения поставленных целей и задач планируется проведение лекционных и практических занятий, индивидуальных и групповых консультаций, организация психолого-педагогического консилиума, выступлений на родительских собраниях, диагностических процедур.
Реализация программы предполагает индивидуальную и групповую формы работы. Среди методов работы используются опросные методы (опрос, беседа), тестирование, методы психологического консультирования (индивидуального и группового), дидактические методы (лекция, рассказ, объяснение, упражнение, игра).

Необходимое техническое оснащение: компьютер, принтер, проектор, экран.

Методическое оснащение:
- Методика мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.М. Прихожан);
- Тест школьной тревожности Филипса.
- Тест «Домики» Ореховой О. А.
- Тест Люшера
- Конспекты занятий
- Психологические методики и тесты.

Список литературы.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2000. – 624 с.
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.
3. Дубровина М. В. Индивидуальные особенности школьников. – М., 1975 – 365 с.
4. Лусканова Н. Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. – //Школьный психолог, № 9, 2001 – 8-9 с.
5. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. — М.: Генезис, 2003.
6. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды.
Скачать Программа психологического сопровождения адаптационного процесса учащихся

Рекомендуем посмотреть:

Адаптация пятиклассников к процессу обучения в основной школе Адаптация в 5 классе. Советы для родителей Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе

Похожие статьи:

Упражнения для адаптации пятиклассников

Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Советы родителям будущих пятиклассников от учителя

Речь как средство общения. Психология. Реферат | Программа внеурочной деятельности «Познай себя», 5 класс
Опубликовано: 1396 дней назад (26 января 2021)
Просмотров: 4646
+1
Голосов: 1
Ольга Николаевна # 27 января 2021 в 14:19 0
Очень подробная разработка программы сопровождения. Можно брать и использовать. Некоторые мероприятия можно заменить на свои. Спасибо!
Мария Сергеевна Волкова # 27 января 2021 в 15:07 0
Выражаю благодарность создателю программы. Буду пользоваться. Очень бы хотелось добавить и про 1 классы.А так, все грамотно, понятно.
Боярчук Ксения Николаевна # 27 января 2021 в 15:25 0
Обязательно скачаю данную программу, под свою школу скорректирую и буду использовать в работе. Подробно описан процесс адаптации, особенности детей, представлен план работы и план коррекционных мероприятий. Пожелание: добавить конспекты предложенных занятий.