Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Ток-шоу в 5 классе. Сценарий «Самый трудный пятый класс»

Составители: И.Б. Иванова, Л.Н. Жданова

Участники: учащиеся 5-го класса, их родители, классный руководитель, психолог.

Цели:

1) помочь учащимся быстрее адаптироваться в новых условиях обучения;

2) сплотить взрослых и детей для дальнейшей совместной жизнедеятельности в классе;

3) смоделировать образ пятиклассника, умеющего преодолевать трудности и раскрывать свои возможности.

Подготовительная работа

I. Изготовление детьми пригласительных билетов для родителей.

II. Проведение психологом за две недели до ток-шоу анкетирования детей и родителей.

III. Разучивание детьми частушек и стихов для представления.

IV. Подготовка классным руководителем памяток для родителей.

V. Распечатка силуэта человека, изображений кленовых листьев для работы групп.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) на доске красочно написано название ток-шоу;

б) класс украшен воздушными шарами и цветами;

в) кукла Комплиментина, телефон, зеркало, маски сказочных персонажей, силуэты человека, листы бумаги для записей, изображения кленовых листьев, памятки для родителей;

г) записи музыки для частушек.

* * *

I. Классный руководитель приветствует участников ток- шоу и предоставляет слово сидящему рядом участнику шоу, передавая при этом куклу Комплиментину. Тот, к кому обращается классный руководитель, обязательно должен поблагодарить за комплимент и, в свою очередь, сделать комплимент следующему участнику шоу.

II. Классный руководитель приглашает учеников 5-го класса представить свою визитную карточку.

Вместе

Я, ты, он, она!

Вместе дружная семья,

Вместе школьная страна...

Классный руководитель. И еще так много «я».

1-й ученик. Большеглазых!

2-й ученик. Озорных!

3-й ученик. Умных!

4-й ученик. Шумных!

5-й ученик. И смешных!

6-й ученик. Грустных!

7-й ученик. И веселых!

Все. В нашей пятой школе!

1-й ученик. Мы — 5-й класс!

2-й ученик. И рассказ пойдет о нас!

3-й ученик. Как учиться будем в 5-м?

4-й ученик. Кто же с нами будет рядом?

5-й ученик. Знать должны родители!

6-й ученик. Ведь этого хотите вы?

7-й ученик. Наш класс уже начал свою жизнь в средней школе. Мы — это 13 девочек и 14 мальчиков.

1-й ученик

Вам споем сейчас частушки

И расскажем, как живем.

Мы, мальчишки и девчонки,

В нашем классе озорном!

2-й ученик

Мы, веселые ребята,

Вам частушки пропоем.

Прошло детство, пролетело —

В пятом классе мы живем.

3-й ученик

Стали много задавать,

Уж пятеркам не бывать.

Дома безобразие!

Где разнообразие?

4-й ученик

Раньше мамы нам читали

Про зайчат и про лису,

А теперь читаем сами

Про планеты и луну.

5-й ученик

Наш учитель ждет ответа

От кого-то долго.

Ни ответа, ни привета,

Никакого толка.

6-й ученик

Любим мы решать задачи,

Кто быстрей и кто вперед!

А задачи-то какие!

Сам профессор не поймет.

7-й ученик

Всем бы был хорош ребенок,

Было б все в порядке,

Если б меньше нам предметов,

Что играют в прятки.

1-й ученик

Все науки одолеем,

Все у нас получится!

Потому что педагоги

С нами тоже учатся.

2-й ученик

Добрые папы! Милые мамы!

С нами вы делите горе и смех,

Слезы, сомненья, улыбки, успех!

Оценки же нашей совместной работы

Уже через год в дневниках вы найдете!

III. 3-й ученик. Уважаемые родители! Мы приглашаем вас сегодня ненадолго вернуться в детство и поучиться в 5-м классе.

Ученик в роли учителя задает шуточные вопросы группе детей и родителей. За правильные ответы участники получают жетоны. Выигрывает группа, набравшая наибольшее количество жетонов.

IV. Психолог. Наши дети столкнулись с проблемами при переходе в 5-й класс, а сегодня и родители почувствовали, как непросто учиться в средней школе. Сейчас у ребят время адаптации, ведь переход из начальной школы в среднюю связан со многими трудностями. Преодолеть их вместе намного проще и быстрее. Поэтому сегодня на ток- шоу собрались родители, учителя и дети.

Что же понимается под адаптацией? Адаптация — это приспособление к новым условиям. Сейчас у детей новая обстановка, новый классный коллектив, новые учителя, новые правила обучения. Эти изменения могут стать для ребенка серьезным стрессом. И данный период может сопровождаться для него возникновением разного рода трудностей.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, и в среднем занимает от одного месяца до полугола. Выделяют три уровня адаптации детей к средней школе.

1. Высокий уровень — ребенок положительно относится к обучению в школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, ко всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.

2. Средний уровень — ребенок положительно относится к обучению в школе; усваивает учебный материал программы; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но нуждается в контроле; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

3. Низкий уровень — ребенок относится к обучению в школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; у него преобладает плохое настроение; он нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; нуждается в контроле и помощи; пассивен; близких друзей в классе не имеет.

Вы сами можете проанализировать, исходя из этой классификации, как ваш ребенок адаптируется к средней школе.

Надо также вспомнить, что пятиклассники уже вступают в подростковый возраст (от 10—11 до 14—15 лет), который часто называют трудным и кризисным. И возрастные особенности также могут стать помехой для быстрой и успешной адаптации к новым условиям обучения в средней школе. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков могут возникать чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, а учеба часто уходит на второй план.

V. Психолог. Перед нашей встречей родители и дети отвечали на вопросы анкеты, которые позволили нам определить, какие проблемы и трудности испытывают учащиеся при переходе в 5-й класс, чего опасаются и каких результатов ожидают родители.

Психолог знакомит участников встречи с результатами анкетирования родителей и учащихся.

VI. «Письмо учителю».

Психолог. Одно из чувств, которые испытывают наши школьники, — это чувство неуверенности в своих силах, страх сделать ошибку, не выполнить задание. В каких ситуациях это проявляется наиболее часто, какие индивидуальные особенности должен учесть учитель-предметник при общении с каждым ребенком? Вы поможете нам ответить на эти вопросы, продолжив следующие фразы.

Для родителей

Наш ребенок проявляет застенчивость, если... Наш ребенок неуверен в себе, если...

Наш ребенок стесняется, если...

Наш ребенок испытывает страх, когда...

Для детей

Я проявляю застенчивость, если...

Я не уверен в себе, если...

Я стесняюсь, если...

Я испытываю страх, когда...

Родители и дети заканчивают писать предложения и складывают листы бумаги в коробочку, имитирующую почтовый ящик.

VII. Классный руководитель. Каким же хочет стать наш пятиклассник и каким хотят видеть его родители? Возьмите, пожалуйста, листы бумаги со схематичным изображением человека, дорисуйте ему лицо и изложите те качества, какими, по мнению вашей группы, должны обладать нынешние пятиклассники.

В течение 5-7 мин группы выполняют задание, затем заполненные листы вывешиваются на доску и представители от групп учеников и родителей аргументируют свой выбор, сравнивают и находят общее.

VIII. Классный руководитель. Чтобы развить в себе такие качества, нужно много трудиться над собой. И в первую очередь преодолеть чувство неуверенности. Помочь в этом нам могут следующие упражнения.

1. «Автопортрет». Нарисуйте свой портрет и опишите себя с положительной стороны.

2. «Мои эмоции». Изобразите негативные эмоции, которые вы часто переживаете.

3. «Свет мой, зеркальце...». Глядя в зеркало, опишите вслух свои самые положительные качества.

4. «Маска». Наденьте маску сказочного персонажа и передайте его характер с помощью пантомимы и интонации.

5. «Сказочное волшебство». Выберите сказочный персонаж с отрицательными качествами характера и придумайте о нем сказку, в конце которой он стал бы положительным героем.

6. «Разговор по телефону». Поговорите по телефону с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло, сердечно и т.д.

Для выполнения каждого упражнения приглашаются по очереди представители от каждой группы. Упражнение «Сказочное волшебство» участники выполняют в своих группах и затем показывают сценку-импровизацию.

IX. Рефлексия. На бумаге, вырезанной в форме кленового листа, родители и дети пишут пожелания участникам шоу.

X. Классный руководитель объявляет об окончании встречи и дарит родителям памятки «Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе».

Приложение

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ваш ребенок стал пятиклассником. Это важный момент в жизни школьника. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты.

1. Стал ли Ваш ребенок хуже учиться по сравнению с тем, как он учился в начальной школе?

2. Какие предметы даются ему с большим трудом?

3. Что, по Вашему мнению, ему мешает учиться?

4. Устает ли Ваш ребенок?

5. Оказываете ли Вы помощь своему ребенку в подготовке домашних заданий?

6. Изменилось ли его поведение? Каким оно стало?

7. Что важно учитывать учителям-предметникам при работе с Вашим ребенком?

8. Какие знания, умения, навыки, приобретенные в начальной школе, помогают учебе в пятом классе?

9. Что мешает?

10. Нужна ли Вашему ребенку помощь психолога? Почему Вы так считаете?

Анкета для учащихся

Ответь, пожалуйста, на вопросы и выполни задания, предложенные в анкете. Там, где предлагается выбрать один вариант из нескольких, выбери и поставь любой знак напротив.

1. Каким учеником ты чувствуешь себя в классе:

а) отличником;

б) средним;

в) хорошистом;

г) неуспевающим.

2. Расположи школьные предметы на лесенке так, чтобы самый любимый был на верхней ступеньке, а самый сложный или нелюбимый — на нижней.

3. Что мешает тебе учиться:

а) много задают;

б) не хватает самостоятельности;

в) не организован режим дня;

г) не хочу учиться.

4. Кого и чего ты больше всего боишься, находясь в школе:

а) учителя;

б) плохой отметки;

в) осуждения одноклассников.

5. К кому ты чаще всего обращаешься за помощью:

а) к родителям;

б) к учителю;

в) к одноклассникам.

6. Твои пожелания одноклассникам: __________________

Памятка для родителей

«Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе»

Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера ребенка, как застенчивость. Не демонстрируйте эту черту его характера посторонним людям.

Поощряйте игры своего ребенка с младшими по возрасту детьми. Это придаст ему уверенность в своих силах.

Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, не критикуйте его и не насмехайтесь над ним, наоборот, вселяйте в него уверенность в собственные силы.

Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, чаще приглашайте их в дом. Не сравнивайте качества характера своего ребенка с качествами детей, которые бывают у вас дома.

Не мешайте своему ребенку ошибаться и не подменяйте его жизненный опыт своим.

Говорите с ребенком по душам, дайте ему возможность выговориться, поделиться наболевшим. Спрашивайте его, если он сам ничего не говорит. Делайте это тактично и тепло. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 5 классе. Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие

Родительское собрание в 5 классе. Роль общения в жизни школьника

Родительское собрание в 5 классе. Знаете ли вы своего ребенка

Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями

Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!