Составители: И.Б. Иванова, Л.Н. Жданова
Участники: учащиеся 5-го класса, их родители, классный руководитель, психолог.
Цели:
1) помочь учащимся быстрее адаптироваться в новых условиях обучения;
2) сплотить взрослых и детей для дальнейшей совместной жизнедеятельности в классе;
3) смоделировать образ пятиклассника, умеющего преодолевать трудности и раскрывать свои возможности.
Подготовительная работа
I. Изготовление детьми пригласительных билетов для родителей.
II. Проведение психологом за две недели до ток-шоу анкетирования детей и родителей.
III. Разучивание детьми частушек и стихов для представления.
IV. Подготовка классным руководителем памяток для родителей.
V. Распечатка силуэта человека, изображений кленовых листьев для работы групп.
Оформление, оборудование, инвентарь:
а) на доске красочно написано название ток-шоу;
б) класс украшен воздушными шарами и цветами;
в) кукла Комплиментина, телефон, зеркало, маски сказочных персонажей, силуэты человека, листы бумаги для записей, изображения кленовых листьев, памятки для родителей;
г) записи музыки для частушек.
* * *
I. Классный руководитель приветствует участников ток- шоу и предоставляет слово сидящему рядом участнику шоу, передавая при этом куклу Комплиментину. Тот, к кому обращается классный руководитель, обязательно должен поблагодарить за комплимент и, в свою очередь, сделать комплимент следующему участнику шоу.
II. Классный руководитель приглашает учеников 5-го класса представить свою визитную карточку.
Вместе
Я, ты, он, она!
Вместе дружная семья,
Вместе школьная страна...
Классный руководитель. И еще так много «я».
1-й ученик. Большеглазых!
2-й ученик. Озорных!
3-й ученик. Умных!
4-й ученик. Шумных!
5-й ученик. И смешных!
6-й ученик. Грустных!
7-й ученик. И веселых!
Все. В нашей пятой школе!
1-й ученик. Мы — 5-й класс!
2-й ученик. И рассказ пойдет о нас!
3-й ученик. Как учиться будем в 5-м?
4-й ученик. Кто же с нами будет рядом?
5-й ученик. Знать должны родители!
6-й ученик. Ведь этого хотите вы?
7-й ученик. Наш класс уже начал свою жизнь в средней школе. Мы — это 13 девочек и 14 мальчиков.
1-й ученик
Вам споем сейчас частушки
И расскажем, как живем.
Мы, мальчишки и девчонки,
В нашем классе озорном!
2-й ученик
Мы, веселые ребята,
Вам частушки пропоем.
Прошло детство, пролетело —
В пятом классе мы живем.
3-й ученик
Стали много задавать,
Уж пятеркам не бывать.
Дома безобразие!
Где разнообразие?
4-й ученик
Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про планеты и луну.
5-й ученик
Наш учитель ждет ответа
От кого-то долго.
Ни ответа, ни привета,
Никакого толка.
6-й ученик
Любим мы решать задачи,
Кто быстрей и кто вперед!
А задачи-то какие!
Сам профессор не поймет.
7-й ученик
Всем бы был хорош ребенок,
Было б все в порядке,
Если б меньше нам предметов,
Что играют в прятки.
1-й ученик
Все науки одолеем,
Все у нас получится!
Потому что педагоги
С нами тоже учатся.
2-й ученик
Добрые папы! Милые мамы!
С нами вы делите горе и смех,
Слезы, сомненья, улыбки, успех!
Оценки же нашей совместной работы
Уже через год в дневниках вы найдете!
III. 3-й ученик. Уважаемые родители! Мы приглашаем вас сегодня ненадолго вернуться в детство и поучиться в 5-м классе.
Ученик в роли учителя задает шуточные вопросы группе детей и родителей. За правильные ответы участники получают жетоны. Выигрывает группа, набравшая наибольшее количество жетонов.
IV. Психолог. Наши дети столкнулись с проблемами при переходе в 5-й класс, а сегодня и родители почувствовали, как непросто учиться в средней школе. Сейчас у ребят время адаптации, ведь переход из начальной школы в среднюю связан со многими трудностями. Преодолеть их вместе намного проще и быстрее. Поэтому сегодня на ток- шоу собрались родители, учителя и дети.
Что же понимается под адаптацией? Адаптация — это приспособление к новым условиям. Сейчас у детей новая обстановка, новый классный коллектив, новые учителя, новые правила обучения. Эти изменения могут стать для ребенка серьезным стрессом. И данный период может сопровождаться для него возникновением разного рода трудностей.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, и в среднем занимает от одного месяца до полугола. Выделяют три уровня адаптации детей к средней школе.
1. Высокий уровень — ребенок положительно относится к обучению в школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, ко всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.
2. Средний уровень — ребенок положительно относится к обучению в школе; усваивает учебный материал программы; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но нуждается в контроле; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
3. Низкий уровень — ребенок относится к обучению в школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; у него преобладает плохое настроение; он нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; нуждается в контроле и помощи; пассивен; близких друзей в классе не имеет.
Вы сами можете проанализировать, исходя из этой классификации, как ваш ребенок адаптируется к средней школе.
Надо также вспомнить, что пятиклассники уже вступают в подростковый возраст (от 10—11 до 14—15 лет), который часто называют трудным и кризисным. И возрастные особенности также могут стать помехой для быстрой и успешной адаптации к новым условиям обучения в средней школе. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков могут возникать чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, а учеба часто уходит на второй план.
V. Психолог. Перед нашей встречей родители и дети отвечали на вопросы анкеты, которые позволили нам определить, какие проблемы и трудности испытывают учащиеся при переходе в 5-й класс, чего опасаются и каких результатов ожидают родители.
Психолог знакомит участников встречи с результатами анкетирования родителей и учащихся.
VI. «Письмо учителю».
Психолог. Одно из чувств, которые испытывают наши школьники, — это чувство неуверенности в своих силах, страх сделать ошибку, не выполнить задание. В каких ситуациях это проявляется наиболее часто, какие индивидуальные особенности должен учесть учитель-предметник при общении с каждым ребенком? Вы поможете нам ответить на эти вопросы, продолжив следующие фразы.
Для родителей
Наш ребенок проявляет застенчивость, если... Наш ребенок неуверен в себе, если...
Наш ребенок стесняется, если...
Наш ребенок испытывает страх, когда...
Для детей
Я проявляю застенчивость, если...
Я не уверен в себе, если...
Я стесняюсь, если...
Я испытываю страх, когда...
Родители и дети заканчивают писать предложения и складывают листы бумаги в коробочку, имитирующую почтовый ящик.
VII. Классный руководитель. Каким же хочет стать наш пятиклассник и каким хотят видеть его родители? Возьмите, пожалуйста, листы бумаги со схематичным изображением человека, дорисуйте ему лицо и изложите те качества, какими, по мнению вашей группы, должны обладать нынешние пятиклассники.
В течение 5-7 мин группы выполняют задание, затем заполненные листы вывешиваются на доску и представители от групп учеников и родителей аргументируют свой выбор, сравнивают и находят общее.
VIII. Классный руководитель. Чтобы развить в себе такие качества, нужно много трудиться над собой. И в первую очередь преодолеть чувство неуверенности. Помочь в этом нам могут следующие упражнения.
1. «Автопортрет». Нарисуйте свой портрет и опишите себя с положительной стороны.
2. «Мои эмоции». Изобразите негативные эмоции, которые вы часто переживаете.
3. «Свет мой, зеркальце...». Глядя в зеркало, опишите вслух свои самые положительные качества.
4. «Маска». Наденьте маску сказочного персонажа и передайте его характер с помощью пантомимы и интонации.
5. «Сказочное волшебство». Выберите сказочный персонаж с отрицательными качествами характера и придумайте о нем сказку, в конце которой он стал бы положительным героем.
6. «Разговор по телефону». Поговорите по телефону с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло, сердечно и т.д.
Для выполнения каждого упражнения приглашаются по очереди представители от каждой группы. Упражнение «Сказочное волшебство» участники выполняют в своих группах и затем показывают сценку-импровизацию.
IX. Рефлексия. На бумаге, вырезанной в форме кленового листа, родители и дети пишут пожелания участникам шоу.
X. Классный руководитель объявляет об окончании встречи и дарит родителям памятки «Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе».
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ваш ребенок стал пятиклассником. Это важный момент в жизни школьника. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты.
1. Стал ли Ваш ребенок хуже учиться по сравнению с тем, как он учился в начальной школе?
2. Какие предметы даются ему с большим трудом?
3. Что, по Вашему мнению, ему мешает учиться?
4. Устает ли Ваш ребенок?
5. Оказываете ли Вы помощь своему ребенку в подготовке домашних заданий?
6. Изменилось ли его поведение? Каким оно стало?
7. Что важно учитывать учителям-предметникам при работе с Вашим ребенком?
8. Какие знания, умения, навыки, приобретенные в начальной школе, помогают учебе в пятом классе?
9. Что мешает?
10. Нужна ли Вашему ребенку помощь психолога? Почему Вы так считаете?
Анкета для учащихся
Ответь, пожалуйста, на вопросы и выполни задания, предложенные в анкете. Там, где предлагается выбрать один вариант из нескольких, выбери и поставь любой знак напротив.
1. Каким учеником ты чувствуешь себя в классе:
а) отличником;
б) средним;
в) хорошистом;
г) неуспевающим.
2. Расположи школьные предметы на лесенке так, чтобы самый любимый был на верхней ступеньке, а самый сложный или нелюбимый — на нижней.
3. Что мешает тебе учиться:
а) много задают;
б) не хватает самостоятельности;
в) не организован режим дня;
г) не хочу учиться.
4. Кого и чего ты больше всего боишься, находясь в школе:
а) учителя;
б) плохой отметки;
в) осуждения одноклассников.
5. К кому ты чаще всего обращаешься за помощью:
а) к родителям;
б) к учителю;
в) к одноклассникам.
6. Твои пожелания одноклассникам: __________________
Памятка для родителей
«Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе»
Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера ребенка, как застенчивость. Не демонстрируйте эту черту его характера посторонним людям.
Поощряйте игры своего ребенка с младшими по возрасту детьми. Это придаст ему уверенность в своих силах.
Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, не критикуйте его и не насмехайтесь над ним, наоборот, вселяйте в него уверенность в собственные силы.
Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, чаще приглашайте их в дом. Не сравнивайте качества характера своего ребенка с качествами детей, которые бывают у вас дома.
Не мешайте своему ребенку ошибаться и не подменяйте его жизненный опыт своим.
Говорите с ребенком по душам, дайте ему возможность выговориться, поделиться наболевшим. Спрашивайте его, если он сам ничего не говорит. Делайте это тактично и тепло. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается.
Родительское собрание в 5 классе. Знаете ли вы своего ребенка
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Родительское собрание в 5 классе. Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие
Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Роль общения в жизни школьника
Нет комментариев. Ваш будет первым!