Беседа с родителями по теме: «Адаптация пятиклассников при переходе в среднее звено»
Автор: Климова Елена Сергеевна, учитель английского языка МБОУ СШ №3 им. В. П. Чкалова
Описание материала: Данная работа содержит советы для родителей, чьи дети переходят из начального звена в среднее. В беседе рассматриваются возрастные особенности пятиклассников, приводятся ситуации, с которыми дети могут столкнуться в школе, даются практические советы.
Цель:
- ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс,
- раскрыть особенности обучения в среднем звене школы.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Разрешите представиться – я классный руководитель 5 класса. Наша встреча посвящена очень важной теме – адаптация пятиклассника в средней школе. Пятый класс для ребёнка — эта ступень перехода из детства в юность. На этой ступени встречаются победы и неудачи, проблемы и успехи. Все события по-разному воспринимаются ребенком, поэтому для взрослых важно быть рядом в этот сложный период, поддерживать и помогать советом.
Многие родители ошибочно считают, что при переходе в пятый класс ребенок уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно делать домашние задания, занимают неправильную позицию. Для детей этот период сложнее, чем начальная школа, ведь кроме новых предметов и учителей появляются и возрастные изменения.
Можно согласиться с тем, что учеба в пятом классе требует большей самостоятельности, нежели в начальной школе, однако пускать все «на самотек» не нужно. Важно предоставить ребенку самостоятельно решать возникающие задачи, но необходимо как и прежде контролировать их решение. В среднем звене ребятам вновь приходиться завоевывать авторитет среди учителей. Учителя-предметники не знают о прежних достижениях или неудачах ребят, поэтому важно с первых уроков установить контакт, постараться показать себя с лучшей стороны, здесь важна родительская поддержка.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.
Существует ряд проблем, которые ждут детей в средней школе.
Предлагаю вашему вниманию основные:
1.: Условия обучения. В начальной школе ребят встретил учитель начальных классов, окружила их заботой, учила их прописным истинам, ребята воспринимали ее как вторую маму, не боялись спрашивать совета. Класс, в котором они занимались тоже был для них домом, в котором все привычно и знакомо.
Когда ребенок попадает в пятый класс, он испытывает стресс. Новое расписание пестрит новыми предметами, появляются разные учителя с разными требованиями, тембром голоса, характером. Пятиклассник также вынужден заниматься в разных кабинетах, которые расположены на разных этажах. Постепенно процесс адаптации заканчивается и через пару недель ребята привыкают к новой атмосфере.
2: Новые требования. Учителя предметники работаю по разным программам. Один учитель просит выделять важную информацию карандашом, другой требует завести словарь « в линейку», а третий попросит сделать доклад. На уроках предстоит научиться реагировать на жесты учителей, кто-то призывает к тишине кивком головы, другие просят выйти к доске указывая на нее. Все учит пятиклассника взаимодействию с разными людьми, что в дальнейшим облегчит выход во взрослую жизнь.
3. Снижение контроля. В начальной школе есть традиция, которая позволяет отстающему ученику остаться после урока, «нагнать» пропущенный или непонятный материал с классным руководителем. Учитель видит родителей каждый день, дает рекомендации, советы. Ребята, получившие неудовлетворительную оценку часто получают шанс переписать контрольную, исправить ответ на следующем уроке. В среднем звене дела обстоят иначе. Каждый учитель имеет большую нагрузку, ведет в нескольких классов и не имеет возможности заниматься с отстающими после уроков или слушать ответы детей в перемену. Учителя, работающие в пятых классах с самых первых уроков предупреждают ребят об ответственности в подготовке уроков.
Родители должны «держать руку на пульсе», строго контролировать выполнение заданий. Вам необходимо каждый день расспрашивать своего ребенка о школьной жизни, при малейших трудностях обращаться к классному руководителю.
4: Пробелы в знаниях. Существует такая проблема, как пробелы в знаниях, которые возникли по болезни ребенка или в связи с поездкой. Знания накапливаются, следующий материал обычно строится на основе предыдущего и от урока к уроку усложняется.
Как помочь ребенку в такой ситуации? Я советую вести контроль за классной работой, спрашивать о том, что нового сын или дочь узнали в классе, просить объяснить принципы выполнения классной работы. Как только вы чувствуете, что ребенок «плавает в материале» нужно срочно встречаться с учителем, который поможет восстановить пробел.
Как родители могут поддержать ребенка в период адаптации?
1. Обеспечьте своему ребенку правильный режим, составьте расписание занятий, строго контролируйте соблюдение режима.
2. Если процесс адаптации проходит со сложностями, проблемами незамедлительно просите помощи у классного руководителя или школьного психолога.
3. Развивайте навыки самообучения, расширяйте кругозор.
4. Обращайте внимание ребенка на сильные стороны, хвалите за удачи.
5. Помогайте при выполнении домашних заданий (не решая их, а указывая правильные пути решения), предлагайте помощь в реализации новых идей.
6. Старайтесь не ругать ребенка за плохие отметки, выясняйте причину и помогайте исправить ситуацию, тогда ребенок будет вам доверять, а не бояться.
7. Контролируйте ведение дневника и отметки, делайте это каждый день, тогда не придется в последнюю неделю исправлять кучу предметов.
8. Общайтесь с классным руководителем по мере необходимости, если дело строчное не ждите родительского собрания.
9. При возникновении проблем, не позволяйте себе ругать или критиковать учителя в присутствии ребенка. Любую проблему можно решить разговаривая, а сказанное слово «сгоряча» может привести к формировании. Неуважения к старшему поколению.
Давайте обсудим несколько ситуаций, которые могут возникнуть у ребят и поделимся мнениями о них.
Ситуация 1.Анна, учась отлично в начальной школе, не успела выучить урок и принесла двойку.
Ошибка: отругать за оценку, пристыдить, наказать.
Выход: обсудить причину (нехватка времени, сложность материал), приложить все усилия к исправлению ситуации.
Ситуация 2. Вадим стал часто общаться с друзьями, гулять во дворе, приглашать одноклассников домой, что привело к снижению учебы.
Ошибка: запрет на общение с друзьями, пока отметки не будут исправлены.
Выход: Необходимо помнить, что у пятиклассника на первый план выходит общение с друзьями, являясь особенностью подросткового возраста. Нужно правильно распределить время, составить режим дня, где найдется время и на уроки и на общение со сверстниками.
Ситуация 3. Юля стала очень замкнутой, не делиться событиями школьной жизни, не желает откровенничать, как это было раньше.
Ошибка: Оставить ситуацию без внимания.
Выход: Купить красивую тетрадь, для ведения дневника. Дети этого возраста начинают познавать свой внутренний мир, а запись мыслей поможет им в формировании мнения, приведет к выходу энергии, снимет напряжение.
Важно понять, что переход в среднее звено период сложный, но неизбежный, главное правильно реагировать на изменения, и все пройдет быстро и гладко.
Рефлексия
1. Какие вопросы вы бы хотели обсудить подробнее?
2. Есть ли ситуация, которой вы бы хотели поделиться?
3. Предлагаю высказать по теме следующей беседы.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание, 5 класс. Домашнее задание
Первое родительское собрание в 5 классе
Родительское собрание в 5-6 классе. Конспект
Адаптация пятиклассников к процессу обучения в основной школе
Похожие статьи:
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Знаете ли вы своего ребенка
Родительское собрание в 5 классе. Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие
Родительское собрание в 5 классе. Роль общения в жизни школьника