Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по теме: Сатира Булгакова. Повесть «Собачье сердце», 11 класс

Конспект занятия (2 урока) по теме «Сатира М.А. Булгакова. Повесть «Собачье сердце». Основная идея произведения».
«Сатира, действительно, как известно
всякому грамотному, бывает честная, но
навряд ли найдется в мире хоть один человек,
который бы предъявил властям образец
сатиры дозволенной».
М. Булгаков «Жизнь господина
де Мольера».
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами обычный урок. Необычным может показаться лишь то, что на нем присутствуют гости, всем вам хорошо известные учителя нашей школы и администрация – (представить гостей). Думаю, что волноваться вам не стоит, так как у вас большой опыт работы на подобных занятиях, и это плюс прежде всего вам. Отсутствуют у нас (озвучивает дежурный). Посмотрите, всё ли у вас готово к занятию – учебники, тексты, рабочие тетради, письменные принадлежности, и мы приступим к работе.

2. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня продолжится наша встреча с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым – писателем и драматургом поразительного таланта, вдохновенным лириком и философом, бескомпромиссным бытописателем и сатириком. Мы вспомним его трудный жизненный и творческий путь, поговорим о сатире вообще и об особенностях сатиры булгаковской на примере его произведений, в частности, проанализируем повесть «Собачье сердце». Я знаю, что вы все прочитали эту повесть, ряд других сатирических произведений Булгакова, посмотрели экранизацию «Собачьего сердца» режиссера Владимира Бортко, где роль профессора Преображенского блистательно сыграл Евгений Евстигнеев, Швондера – Роман Карцев, а Шарикова – Владимир Толоконников. Таким образом, вы дополнили знание текста яркими зрительными образами, что помогло вам определить свою позицию, сформировать свое мнение по тем вопросам, которые мы сегодня затронем, ведь Булгаков с таким мастерством и мужеством говорил в своих произведениях об утверждении общечеловеческих ценностей. Я думаю, что каждый человек, даже в 16-17 лет, должен иметь свою точку зрения по вопросам культуры, духовности, гуманизма.
Мы работаем с вами следующим образом: проверка домашнего задания, работа по теории литературы, аналитическая беседа по повести «Собачье сердце», тестирование и подведение итогов занятия. Начнем?

3. Проверка выполнения домашнего задания.
3.1. Одну минуту даю на то, чтобы пробежать глазами хронологическую таблицу в тетради или статью в учебнике на стр.415-418.
3.2. Работаем в парах: 1 вариант отвечает на вопросы, второй спрашивает (2 мин.). Закончили, поменялись ролями. Говорим (ещё 2 мин.).
3.3. Фронтальный опрос.
Вступительное слово учителя.
Творчество Булгакова пришло к нам с большим опозданием: спустя 25 лет после смерти Мастера. О нем вспомнили режиссеры и критики, «чиновники от литературы» и актеры. Наконец-то произведения Булгакова прочитали и… восхитились все. А было время, когда сам Булгаков собирал отзывы о своих произведениях, вклеивал их в альбом. Среди них, по его подсчетам, было 298 отрицательных и только 3 – положительных. Кто же он – Михаил Афанасьевич Булгаков? Что ценил в жизни? С кем дружил и каких людей уважал? О чём написал?
- Что больше всего запомнилось, понравилось, поразило в судьбе и творчестве Булгакова?
а) Детские и юношеские годы.
- Где родился?
- В какой семье?
б) Семейные традиции.
- Что было замечательным в семье Булгаковых, где Михаил был старшим ребенком? (Книги, театр, музыка, теплота семейных отношений, труд, уважение и поддержка всех членов дружной и большой семьи, преобладание интеллектуальных интересов.)
Учитель цитирует: ( Из воспоминаний К. Паустовского, учившегося одно время с М. Булгаковым) «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве – огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окном их квартиры постоянно слышались звуки рояля и даже пронзительной валторны (музыкальный инструмент), голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни, своего рода очагами передовой мысли».
в) Начало литературной деятельности.
- Где учился?
- Врачебная практика.
- 1919-1921 г.г. –мобилизация, возможность эмиграции в Константинополь (Стамбул) из Батума; Владикавказ – Тифлис – Киев – Москва.
г) Литературное наследие Булгакова.
- Вспомните, с какими произведениями Булгакова вы знакомы по книгам, фильмам? («Бег», «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце»). Кстати, мало кто из вас знает, что любимый всеми фильм «Иван Васильевич меняет профессию» поставлен по пьесе Булгакова «Иван Васильевич». Эта пьеса была написана в 1935-1936 годах, доведена в театре Сатиры до генеральной репетиции и снята накануне премьеры. Сталин всё более склонялся к идеализации Ивана Грозного, а Булгаков осмелился осмеять его. О кровавом царе автор решился говорить с усмешкой, уничтожавшей страх. Милославский у Булгакова произносит: «Простите, ваше величество, за откровенность, но опричники ваши просто бандиты». И это накануне 1937 года. В результате Булгаков оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали. Пьесы не ставили с 1929 года, когда их в театрах сняли повсюду. Писатель обращался к Сталину несколько раз. Первое письмо 3 сентября 1929 года, где содержалась просьба выпустить за границу, осталось без ответа. Тогда 28 марта 1930 года он пишет письмо «Правительству СССР», в котором с поразительной прямотой и откровенностью драматург объясняет причины критики в его адрес, запрещение пьес к печати и к постановке на сцене. Отрывок из письма Булгакова:
«Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене…
Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо».
18 апреля 1930 года состоялся знаменитый разговор Сталина с Булгаковым по телефону, после которого писатель сделал для себя окончательный вывод – «работать и жить на своей земле, писать для своей страны»…
3.4. Подводятся итоги опроса.

4. Работа по теории литературы.
4.1. Запись числа, темы, эпиграфа.
4.2. Литературоведческая работа.
Сначала поговорим о том, что такое сатира и каков предмет её изображения.
Сатира (komikos – греч., весёлый, смешной) – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек, человекоподобное в животных и т.д.
Предмет сатиры – пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал.
Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

ВИДЫ САТИРЫ ЮМОР
(смешное
скрывается под
маской серьёзного)

ИРОНИЯ
(серьезное скрывается под маской смешного)

САРКАЗМ
(высшая степень иронии, едкая,
язвительная насмешка)

Средства сатиры – 1) гипербола, гротеск; 2) несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; 3) контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.
Корни сатиры – в фольклоре (сатирические сказки, парадоксальные притчи и т.п.)
- Вспомните русских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими? (Крылов, Грибоедов, Фонвизин, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Маяковский, Зощенко, Ильф и Петров, братья Стругацкие, Высоцкий, Довлатов)

5. 5.1.Слово учителя.
Булгакову было всего 25 лет, когда во Владикавказе опубликовали его первые рассказы. Прошло несколько лет, и он стал самым ярким писателем своего времени, талантливым драматургом, сатириком и бытописателем. Литературное наследие Булгакова огромно: он создал 4 романа, 14 пьес, повести, рассказы, очерки, инсценировки, оперные либретто.
Мы помним, что Февральскую революцию и Октябрьский переворот писатель встретил резко отрицательно. Может быть, поэтому сатирические произведения Булгакова слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. В 1924 году он пишет повесть «Дьяволиада», в которой обращается к мистике повседневного быта, социального бытия. В этой повести ненавистная и, казалось, поверженная старая бюрократия возникает в каком-то обновлённом, гиперболизированном, пародийно-уродливом виде. Кое-что в повести прямо предвещало появление воландовской шайки. Критика считала, что повесть в целом не удалась. Но опыт её пригодился – вскоре появляется новая повесть «Роковые яйца» (1925 г.)
5.2. Слушаем сообщение о повести «Роковые яйца».
5.3. Слово учителя.
Протест против невежественных «кавалерийских» наездов на науку – это лишь первый слой мысли Булгакова. Персиков находит, что из Рока вышел бы «очень смелый экспериментатор». При отсталости, невежестве масс социальный эксперимент всегда грозит дать противоположный ожидаемому результат. Речь идет не о случайной ошибке, а о своего рода роке.
Природа сатирической утопии такова, что читатели по прошествии времени удивляются, как автору удалось столь многое угадать? Сатирическая фантастика Булгакова предупреждает – не оказаться жертвами «иронии истории».
Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце» (1925). Произведение было известно в литературных салонах, но к печати разрешено не было. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.
Первоначальное название – «Собачье сердце. Чудовищная история». Прототипом доктора Борменталя могли послужить врач А. Блюменталь, а также доктор А. Боргест, в профессоре Преображенском можно увидеть черты самого автора.
Сюжет повести, её тема и идея опираются на происходящие в то время события, а герои повести и место действия имеют «чёткую биографическую основу» (Булгаков М.А. И судимы были мертвые. –М., 1994, с.681).
5.4. Слушаем доклад о повести «Собачье сердце».
5.5. Аналитическая беседа по вопросам семинара.
5.5.1. Традиции каких писателей прослеживаются в сатирических повестях Булгакова наиболее явно? (Прежде всего Гоголя, затем – Чехова – общие приёмы, мотивы, образы).
5.5.2. Что объединяет «Роковые яйца» и «Собачье сердце» Булгакова? (Образы ученых, тема ответственности науки, тема разрушительной силы невежества, сатирический пафос).
5.5.3. Проблемный вопрос (элементы дискуссии).
Можно ли считать Персикова и Преображенского положительными героями? (Оба профессора – интеллигентные, преданные науке люди, совершающие великие научные открытия, имеющие чувство собственного достоинства. Но: оба живут изолированно от общества, приверженцы «чистой науки». Они отдают свои открытия в руки невеждам, имеющим власть. Оба открытия выходят из-под контроля. Последствия неожиданны, драматичны и даже трагичны).
5.5.4.О чём идет речь в повести «Собачье сердце»?
(О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен. Научная интуиция и здравый смысл дают сбой, когда профессор пересаживает уличной дворняжке гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовищный гомункулюс с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания «нового человека»).
5.5.5. Кто несет ответственность за распоясавшегося Шарикова? Один ли профессор Преображенский?
(Председатель домкома Швондер не в меньшей мере, по Булгакову, несет ответственность за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил «идейной фразой». Швондер – идеолог Шарикова.
Булгаков показывает возможные результаты взаимодействия науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.
Литературовед Н.А. Грознова утверждает, что Булгаков не был одинок в своих творческих исканиях, что «весь воздух литературы 20-х годов был насыщен теми же проблемами, которые волновали автора «Собачьего сердца»).
5.5.6.Как вы считаете, какие проблемы волнуют автора «Собачьего сердца» в первую очередь?
(Критик Леопольд Авербах (прообраз Берлиоза) утверждал, что фантастические повести Булгакова – «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность». Булгаков не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Хорош тот врач (а Булгаков врач), который не только поставит диагноз, но и постарается прогнозировать течение болезни).
5.5.7. Кто из героев повести, на ваш взгляд, наиболее последовательно обращается к проблемам, важным для писателя?
( Профессор Преображенский в своих монологах).
5.5.8. В чём актуальность предупреждений Булгакова? Нужно ли искусственно фабриковать людей, вмешиваясь в жизненные процессы? Что вы думаете о клонировании?
(Показана фантастичность происходящего; повесть является своего рода предупреждением).
5.5.9. Что помогло остановить катастрофу?
(Сама природа ставит всё на свои места).
5.5.10. Когда происходит превращение Шарика в «человека»? (Под Рождество).
5.5.11. Когда обратное превращение? (Весной, в марте). Символичность этих дат.
5.5.12. М. Золотоносов считает, что «Преображенский в создании Шарикова виноват не меньше Швондера». В чем, на ваш взгляд, «вина» Швондера в создании Шарикова? Может быть, без участия последнего из доброго пса мог получиться хороший человек? Обоснуйте свой ответ.
5.5.13. Как вы считаете, есть ли «вина» Преображенского (не как хирурга!) в создании Шарикова? И ели да, то можно ли согласиться с критиком в том, чья «вина» больше, а чья меньше? Аргументируйте свой ответ.

5.6. Заключительное слово учителя.
5.6.1. В основе повести – эксперимент. По мнению Булгакова, строительство социализма – это огромный по масштабам и опасный эксперимент. К попыткам создания нового общества и нового человека революционными методами, которые не исключают насилие, автор относится отрицательно. Для него это – вмешательство в естественный ход событий, «последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов».
Таким образом, сатирические произведения Булгакова поднимают сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению.
5.6.2. Вопросы для домашнего письменного размышления.
- Что действительно ценно для человека? Может ли он устраниться от хода истории? Что в центре внимания сатиры сейчас (на эстраде, в литературе)?

6. Контроль знаний учащихся. Тестирование.
Сейчас в качестве контроля за усвоением знаний мы проведем тест. Подписываем листочки, задания перед каждым на индивидуальных листах. На работу отводится 10 минут. На каждый вопрос, кроме третьего, один вариант ответа.

7. Сообщение задании на дом: 1)письменная работа; 2) читать учебник с. 289-307.

8. Подведение итогов занятия.

Я хочу поблагодарить всех за работу на занятии. Думаю, что можно поставить оценки: (объявляются оценки). Оценки за тест я объявлю на следующем занятии. А вам предлагаю оценить самим свою работу на уроке (по схеме на доске – рефлексия).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.
Дисциплина «Литература».
Класс одиннадцатый.
Тип класса общеобразовательный.
Тема занятия: «Сатира М.А. Булгакова. Повесть «Собачье сердце». Основная идея произведения».
Вид занятия: комбинированный урок.
Тип урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная (статические пары), индивидуальная (подготовка докладов).
Методические приёмы:
контроль знаний - работа в парах (повторение и закрепление изученного), устный фронтальный, тестирование;
анализ произведения – аналитическая беседа, дискуссия, сообщения учащихся, работа с литературоведческими терминами.
Цели занятия.
Обучающая:
- показать взаимосвязь литературы с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние;
- способствовать усвоению ранее полученных знаний о жизненном и творческом пути М.А. Булгакова;
- закрепить понятие о сатире;
- показать своеобразие булгаковской сатиры, мастерство и мужество писателя, а также позицию автора.
Развивающая:
- совершенствовать умение анализировать текст;
- развивать филологическое мышление и речевые навыки учащихся;
- пробудить у учащихся желание выработать собственное мнение на излагаемые в повести события.
Воспитательная:
- показать, как утверждаются Булгаковым вечные общечеловеческие ценности – труд, культура, гуманизм, духовность;
- воспитывать любовь к художественному слову;
- формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства (литература, кинематограф, живопись).
Внутрипредметные и междисциплинарные связи: литература (тема «Биография и литературная деятельность Булгакова»), история (неоднозначность трактовок исторических событий в стране 20-30-х годов 20 века), биология (клонирование).
Оснащение и методическое обеспечение занятия: учебники, рабочие тетради, тестовые задания, доклады, портрет М.А. Булгакова, выставка книг, иллюстрации школьников к повести.

Литература:
1. Бодрик Е.А. Вечность за кремовыми шторами. (К изучению творчества Булгакова). Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. №11, 1991.
2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Роман. Рассказы. Автобиография. – М.,2005.
3. Булгаков М.А. Собачье сердце. Рассказы. – М., 1988.
4. Булгаков М.А. И судимы были мёртвые… Романы. Повесть. Пьесы. Эссе. – М., 1994.
5. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс. 2 полугодие. – М., 2003.
6. Елисеева Т.Г. «Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте времени. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. №3, 1990.
7. Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы. Волгоград. 2001.
8. Косивцова Л. И., Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. Волгоград. 2001.
9. Михайлова И.М. Тесты. Литература. 9-11 классы. Учебно-методическое пособие для учителя. – М., 1998.
10. Русская литература 20 века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений./Под ред. В.В. Агеносова. – М., 1996. 1 часть.
11. Русская литература 20 века./Под редакцией Ф.Ф. Кузнецова. – М., 1996. 2 часть.

СТРУКТУРА УРОКА.
1. Организация занятия.
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация опорных знаний (повторение и закрепление изученного материала).
4. Терминологическая работа и анализ произведения.
5. Контроль за усвоением знаний (тестирование).
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса с презентацией Внеклассное мероприятие по литературе, 9-11 класс Конспект внеклассного мероприятия по литературе 10-11 класс

Похожие статьи:

Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского

Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Есенина

Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-7 класса
Опубликовано: 2829 дней назад (6 февраля 2017)
Просмотров: 6849
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!