Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы по ФГОС

Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы
Описание статьи: материал будет полезен учителям русского языка и литературы, которые стремятся сделать свои уроки интересными, вовлечь всех учащихся в активное освоение новых знаний.
Активные методы обучения (АМО)
АМО - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
АМО строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
АМО на уроках русского языка и литературы
Этап целеполагания
Активный метод
Цель
Урок
Этап урока
Описание метода
«Ладошки» Выяснить ожидания от урока Русский язык Главная мысль текста Учащиеся обводят свою ладошку с разжатыми пальчиками. На каждом пальчике вписывает свои ожидания: чему научиться, что запомнить, предполагаемая оценка за урок и т.д.
«Дорога к замку знаний» Выяснить ожидания от урока Литература Ханс Кристиан Андерсен На экране (доске) выводится замок – это замок наших знаний. Нужно проложить к нему дорогу; для этого на вырезанных из бумаги следах пишем задачи урока (то, что предстоит выяснить и узнать о жизни и творчестве писателя). Следы раскладываем по классу и проверяем в конце урока (серии уроков), приведут ли следы к замку.
Этап работы над темой
Активный метод
Цель
Урок
Тема
Описание метода
«Автобусная остановка» Научиться Обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Литература «Загадки» Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме (происхождение жанра загадок; признаки; классификация; особенности языка; приёмы)
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке.
«Картинная галерея» Закрепить знания по теме Русский язык «Гласные и – ы после Ц» Раздаются пазлы, из которых нужно будет собрать картину. На обратной стороне каждого пазла задание для выполнения. Некоторые пазлы лишние (из других тем); чтобы собрать картину, необходимо выполнить задания (раздаёт листы с заданиями). Ответы написаны на обратной стороне пазла. Как только работа заканчивается, группы представляют свои результаты. Образуется своеобразная выставка картин-работ.
Этап рефлексии
Активный метод
Цель
Урок
Тема
Описание метода
«Письмо самому себе» Отчет самому себе Русский язык «Орфографическая зоркость» Ученики на листочках пишут письма самим себе: как они понимают орфографическую зоркость, важна ли она для нас, можно ли её тренировать, можно ли дать советы по грамотному написанию и.т.д.
«Наш дом» Подведение итогов. литература И.А.Крылов «Басни» Каждому ряду раздаются вырезанные из бумаги бревнышки по количеству учеников на ряду. 1-1 ряд строит крыльцо; 2-й – сруб; 3-й - крышу. Учитель выводит на экран вопросы по теме. Если ученик знает ответ, то выкладывает бревнышко, если нет – оставляет на парте.
Этап взаимоконтроля
Активный метод
Цель
Урок
Тема
Описание метода
«Футбол» Осуществить взаимоконтроль по теме среди одноклассников Русский язык «Добро пожаловать – мягкий знак!» Класс делится на две команды. Каждая готовит вопросы другой. По сигналу нападающий задаёт вопрос по теме противникам, вратарь и защитник ищут ответ. Если ответа нет – гол забит. Если ответ дан, команда задаёт свой вопрос.
«Театр» Осуществить взаимоконтроль по теме среди одноклассников Литература «Виды народных сказок» (о животных, бытовые, волшебные) Класс делится на группы по количеству представляемых сказок. Группа показывает инсценировку сказки, а класс определяет вид сказки, называет признаки, аргументирует свой ответ.
Этап закрепления темы
Активный метод
Цель
Урок
Тема
Описание метода
«Мы – писатели» Развитие коммуникативных навыков Русский язык «Как обозначить на письме твёрдые и мягкие одиночки» В разделе «Фонетика» изучаем транскрипцию слов: щи, щавель, дрожжи, вожжи, жужжит, жжёт, извозчик. Предлагается составить рассказ, включив туда изучаемые слова.

Возможности применения технологии АМО велики. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.
Литература:
1. Википедия.
Скачать Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе

Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов

Интерактивные методы обучения

Формы обучения в психологии

Опубликовано: 2607 дней назад (8 ноября 2017)
Просмотров: 5573
Рубрика: Статьи
+2
Голосов: 2
Никитина Елизавета Михайловна # 8 ноября 2017 в 18:58 +1
Ирина, спасибо Вам за подборку упражнений. В своей работе я стараюсь использовать современные методы обучения, которые соответствуют ФГОС. Активные методы обучения открыла для себя недавно. Беру Ваши примеры АМО к себе в копилку.
Светлана # 8 ноября 2017 в 19:04 +1
Активные формы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Да, действительно АМО можно использовать на различных этапах урока. Такие упражнения помогают учащимся сосредоточиться на уроке.
Марина Николаевна # 8 ноября 2017 в 19:39 0
С активными методами обучения познакомилась на курсах повышения квалификации, меня они заинтересовали. Теперь собираю упражнения, которые смогу использовать на своих уроках. Ваша статья оказалась для меня полезной, спасибо!
Наталья Валерьевна Гуляева # 9 ноября 2017 в 13:09 0
Ирина Евгеньевна! Спасибо за материал: интересно и практикоориентировано, полезно и чётко!
Ирина Владимировна Кислова # 9 ноября 2017 в 13:51 0
Очень интересный материал. Сама пока АМО не практикую на уроках, но Ваш материал сохраню, думаю, пригодится. Интересные и разнообразные задания. Особенно понравилась идея с пазлом, думаю, у детей такое задание пойдёт на ура.
С Андерсеном у меня ассоциируется что-то типа почтовой станции и т.п., автобус - это современность, а Андерсен-это скорее карета:)